Государственная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя следующие элементы:
• определение целей и приоритетов развития общества;
• разработку и планирование политической стратегии;
• анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам;
• обсуждение и консультирование;
• выбор и принятие государственных решений;
• мониторинг и оценка выполнения.

Содержание

Введение
Глава I Государственное управление
1.1. Понятие и цели государственного управления
1.2. Цели, функции, инструменты государственного управления
Глава II Государственная политика
1.1.Понятие государственной политики
1.2.Виды государственной политики
1.3.Разработка государственной политики
1.4.Реализация государственной политики
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная политика.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 7. Параметры, влияющие на динамику и эффективность  осуществления государственной  политики

Помимо готовности руководителей к изменениям в  политике важно принимать во внимание и готовность к переменам общества и его отдельных социальных слоев, особенно если новая политика затрагивает их интересы.

Важно учитывать  и то, что способность руководителей  успешно проводить изменения  основана на двух факторах: аналитических способностях и управленческих навыках. Анализ необходим для разработки стратегии и определения целей и задач с учетом характера и запросов внешней среды. Управленческие качества необходимы вследствие того, что изменения в политике обычно растянуты на длительный период и связаны с планированием, руководством и убеждением. Поэтому для их реализации требуются использование аналитических методов и разработка стратегии управления изменениями. От степени новизны, глубины и масштабов преобразований зависит степень сопротивления изменениям, степень сложности, неопределенности и риска при проведении преобразований. Эта зависимость видна на диаграмме.

 

Диаграмма зависимости  изменений и возникновения проблем, где оси:

х - степень глубины  и масштаба изменений;

у - степень сопротивления, сложности, неопределенности и риска.

LТаким образом,  чем радикальнее и масштабнее  преобразования, тем сильнее сопротивление,  выше риск, сложность и неопределенность  результатов и последствий изменений.  Поэтому наибольшее количество проблем возникает при крупных нововведениях, которые требуют тщательной подготовки и создания определенных условий, позволяющих справиться с ними.

Если рассматривать  инновации в рамках традиционной схемы спроса и предложения, когда  они являются реакцией на сдвиги во внешней среде, то можно выделить два основных показателя. Во-первых, потребности, изменение которых создает мощный стимул для процесса обновления и нововведений в самых различных областях человеческой жизнедеятельности. Во-вторых, новые продукты, товары и услуги, призванные удовлетворить существующие потребности.

Одной из проблем, с которой сталкиваются все руководители, решившие осуществить нововведения, является консерватизм государственных  структур, что связано со многими  причинами, среди которых можно отметить:

- монополизм государственных органов;

- отсутствие  у руководителей и служащих  достаточных стимулов для инноваций;

-трудности с  критериями оценки деятельности  государственных органов;

- наличие жесткой  иерархической структуры;

- ограничения со стороны законодательства и т.д.

На рис. 8 приведена  общая модель, позволяющая правильно  оценить всю совокупность факторов, влияющих на готовность той или иной организации к инновациям, и основные этапы анализа ее инновационной  восприимчивости. Следует сделать оговорку, что под организацией будем подразумевать в том числе государственные органы.

 

Рис. 8. Факторы, влияющие на готовность организации  к инновациям

Таким образом, среди главных факторов, которые  надо учитывать при-организационных  изменениях, выделяются следующие:

-характер организационной  структуры и управления;

- наличие ресурсов;

- позиция руководителей;

- состав и  характер персонала;

- формы конкуренции  и сотрудничества;

- формальная  и неформальная система поощрения;

- методы и формы решения конфликтных ситуаций;

- коммуникации и система обратной связи;

- особенности  организационной культуры (ценности и нормы).

Так, имеются  организационные структуры с новаторской культурой, которые ориентированы на использование новых методов в работе, терпимы к ошибкам и готовы к постоянному обучению. Если среди персонала организации преобладает новаторская культура, то изменения внутри нее протекают легко и быстро, без серьезных осложнений по сравнению с организациями, где распространена бюрократическая культура, имеющая консервативный характер.

Наступает время  динамичных и глубоких изменений  во многих сферах общественной жизни российского общества, поэтому государственные учреждения должны ориентироваться не на одноразовые нововведения, а на систематическое и постоянное обновление своих организационных структур, методов и форм деятельности. Успехи в их деятельности будут зависеть от того, насколько быстро и своевременно они смогут адаптироваться к новым условиям и потребностям общества.

Любая организация, заинтересованная в том, чтобы получать достоверную информацию о процессах, происходящих как во внешней среде, так и внутри нее, должна сформировать систему мониторинга. Ее основная задача состоит в том, чтобы контролировать процессы и выявлять благоприятные возможности, и прежде всего сбои в работе или возникающие проблемы, для принятия своевременных мер. Можно сказать, что мониторинг - это специальная система управления, связанная с получением и анализом информации, включающая механизм реагирования на внешние угрозы и отклонения в работе организации. Это - своеобразная политика безопасности в организации, которая включает следующие элементы:

• информационную систему;

• аналитическую  систему;

• оперативную  систему.

В общем виде система мониторинга представлена на рис. 9,

 

Рис. 9. Система  мониторинга

При формировании системы мониторинга определяются его цель, объект, периодичность, субъект, этапы и методы. Для того, чтобы мониторинг был эффективен, необходимо его включение в систему управления, так чтобы те рекомендации и решения, которые принимаются в его структурах, доходили до руководителей, и более того, чтобы они имели возможность и были готовы принимать решения по вопросам стратегии организации, политики, содержания мероприятий и т.д. Недаром в последнее время начал даже использоваться специальный термин “мониторинговый менеджмент”, т.е. управление системой мониторинга в организации или любой иной большой системе.

Первым элементом  мониторинга является информационная система, позволяющая собирать и  передавать необходимую информацию. Здесь основная проблема заключается  в том, чтобы определить минимум необходимой информации для каждого подразделения, так как в противном случае может наступить “всемирный информационный потоп”, который захлестнет организацию, и в целях самозащиты она может вообще перестать реагировать на любые сообщения, как полезные так и ненужные.

Другим элементом  является аналитическая система, куда поступает собранная информация. Здесь она анализируется, чтобы  определить, в какой степени организация  справляется с поставленными  задачами и каков прогресс в достижении целей.

Основные работы связаны со сравнением и анализом деятельности организации по таким параметрам, как:

• стандарты;

• время',

• сравнение работы подразделений.

В результате анализа  выявляются тип и форма отклонений в работе, их характер и влияние  на достижение целей организации. Эти обобщенные данные поступают затем в оперативную систему, где вырабатываются рекомендации и решения о внесении изменений в стратегию, содержание работы, показатели оценок и систему мониторинга в целом. Затем рекомендации в виде оперативной информации или аналитических справок поступают к руководителю организации или подразделения, имеющему полномочия по принятию решения в данной области.

Говоря в  целом о реализации политики или  программ, можно определить несколько  общих принципов, соблюдение которых позволяет улучшить этот процесс, это:

1) уменьшение  уровней управления и упрощение  организационных структур;

2) создание эффективного  механизма координации и тесное  сотрудничество между участниками  реализации политики;

3) предоставление  определенной степени самостоятельности и автономии исполнительным организациям;

4) систематическая  оценка результатов работы и  совершенствования механизма подотчетности;

5) использование  современных управленческих технологий  и информационно-аналитических систем.

Одним из основных элементов государственной политики, на который не обращают, к сожалению, достаточного внимания политические и государственные руководители, является ее оценка, так как очевидно, что должна быть система получения информации и обеспечения контроля за результатами и последствиями принимаемых решений и всей политики в целом. Без этого важного звена сильно снижается эффективность всей государственной политики и более того - без оценки предыдущей работы крайне затруднительно разрабатывать будущую стратегию и регулировать государственные программы.

Оценка реализации государственной политики - это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации, для их совершенствования.

Главная цель оценки состоит в том, чтобы собрать  данные и провести анализ информации о конечных или промежуточных  результатах, а затем использовать ее для:

• совершенствования  политики или повышения качества принимаемых решений;

• определения  результатов и последствий проводимой политики.

Например, в  стране принято много различных  социальных программ, под которые  государством выделяются большие финансовые средства, но часто никто не знает, какова реальная отдача от их реализации, в какой степени они помогли решению определенных социальных проблем. На практике редко когда дается полная оценка результатов выполнения этих программ. Короче говоря, всегда существует потребность в том, чтобы объективно оценить достижения и успехи в работе, а также возникающие проблемы и неудачи.

Существуют  различные типы оценок разнообразных  аспектов и сторон государственной  политики, а также действий вовлеченных  в процесс участников на всех этапах осуществления политики. К основным типам оценок государственной политики относятся:

1) оценка прогресса  реализации;

2) оценка результатов;

3) оценка последствий;

4) оценка экономической  эффективности.

Задача состоят  в том, чтобы дать оценку деятельности государственных структур, проводимой политике или реализуемым программам, результатам и последствиям политики или программ.

Выбор типа оценки и методов проведения оценочных  исследований связан с несколькими  обстоятельствами, которые зависят  от таких факторов, как:

• цели оценки;

• интересы организации  или отдельной группы лиц;

• политические условия;

• наличие необходимых  ресурсов и времени.

Планирование  и проведение работы по оценке результатов  государственной политики в какой-либо общественной сфере требуют ответа на ряд сложных методологических проблем, среди которых можно назвать выбор показателей, применение количественных и качественных оценок, обеспечение точности и объективности проведения оценок, использование результатов оценочных исследований и др.

Оценочные исследования могут проводиться на всех этапах развития государственной политики, в том числе и до начала ее реализации. В этом случае они носят прогностический характер. Например, когда надо определить последствия осуществления различных альтернативных вариантов программ.Данные исследования позволяют проверить теоретические основы и предпосылки разработки программы, процесс, связывающий вход и выход программы, эффективность всех элементов программы и результативность альтернативных вариантов

Все формы оценочных  исследований можно разделить на две группы.

1. Научные исследования. При этом используются различные научные методики, применяемые при изучении многообразных социальных явлений. Они позволяют получить достоверную и полную информацию, но требуют много времени, денег и привлечения квалифицированных специалистов. Чаще всего применяются следующие методы:

• социологические  опросы (анкетирование и интервьюирование);

• наблюдение (открытое и скрытое);

• экспертные оценки;

• моделирование;

• применение контрольных  групп;

• проведение экспериментов и др.

2. Традиционные формы. В реальной жизни чаще всего применяют тради-1](ионные формы оценок, которые близки к политическому или административному контролю за ходом принятых решений. К таким методам относятся:

• парламентские  слушания;

• отчеты государственных руководителей;

• контрольные  комиссии;

• государственный  аудит; и

• разработка бюджета, и др.

В целом процесс  проведения оценочных исследований включает несколько этапов и предполагает разработку специальной программы, которая включает:

• выбор оцениваемой государственной программы в определенной сфере;

• определение программных целей исследования и оценочных показателей;

• выбор стратегии проведения исследования, методов и средств оценки;

• подготовку базы данных, сбор информации и измерение;

• оценку результатов программы или политики в определенной сфере, ее анализ;

• подготовку отчета;

• представление выводов и рекомендаций.

Несмотря на различия в подходах и методах  общая схема данных исследований заключается в попытке определить состояние какого-либо объекта или явления до и после проведения запланированных мероприятий, и здесь возникает много вопросов методологического порядка: как и в каких показателях измерить произошедшие изменения? являются ли они следствием проведенных мероприятий или вызваны другими причинами? насколько она выполнима и можно ли ее провести объективно?

Одним из методов  оценки результативности решения проблемы и эффективности проведенных  мероприятий является изучение двух объектов: контрольной и экспериментальной групп. Контрольная группа представляет выбранный социальный объект, который не был охвачен мероприятиями, а экспериментальная группа испытала непосредственное воздействие данной программы или политики. Сравнение этих групп позволяет более или менее точно оценить влияние проводимой политики. В качестве основных показателей выбирают время исследования (до или после программы), количество объектов (контрольные и экспериментальные группы).

Результаты  оценочных исследований обычно используют для решения следующих задач:

Информация о работе Государственная политика