Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:20, реферат
Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования.
Принцип самоуправления и демократизации можно определить как активное
привлечение работников к управлению на всех уровнях, делегирование полномочий в рамках их компетентности, развитие партнерства и сотрудничества в организации.
Принцип развития: современные организации
создают условия для
Принцип качества трудовой жизни: в условиях перехода от технократического подхода к гуманистическому в управлении человеческими ресурсами организации должны обеспечивать обогащение содержания труда, справедливое вознаграждение за личный вклад в конечный результат организации, создание комфортных условий и благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе,
формирование позитивной организационной
культуры, предоставление возможностей
для профессионального и
Принцип профессионализации управления основан на необходимости повышения организационного статуса, уровня профессиональной компетентности специалистов служб управления человеческими ресурсами, способных выполнять сложные аналитические, управленческие, социальные, образовательные функции, грамотно регулировать трудовые отношения и формировать «социальный мир» в организации.
Принцип инновационности состоит в постоянном совершенствовании форм
организации труда, обновлении методов
воздействия и побуждения работников
к производительной и творческой
деятельности, разработке и внедрении
прогрессивных персонал-
Данные принципы следует рассматривать в качестве базовых установок, общих концептуальных подходов в формировании механизма управления человеческими ресурсами на уровне организации с учетом конкретной ситуации и специфики ее деятельности.
Современная концепция управления человеческими ресурсами – это система
теоретико-методологических положений (принципов), раскрывающих возрастающую роль человеческих ресурсов не только как экономического ресурса, приносящего прибыль, но и как социальной ценности организации и общества в целом.
Практическая реализация современных
концепций управления человеческими
ресурсами в организациях развитых
стран во многом способствовала разрешению
выявившегося в конце XX в. противоречия
между возросшим
Важнейшими направлениями
атмосферы доверия, развитие механизмов стимулирования труда, повышение качества трудовой жизни. То есть на первый план выдвигается требование комплексного, системного подхода к «человеческому ресурсу» в увязке со стратегическими установками фирмы, создания «корпоративной культуры» инновационного типа.
Несравненно более актуальной и сложной представляется эта проблема для
российской экономики. Поэтому
проведенное исследование зарубежного
опыта, безусловно, представляет
не только научный, но и практический
интерес для менеджмента
Современное общество стремительно входит в новое состояние, которое
определяется рядом
Наиболее адекватным условиям информационного общества является подход к совокупности работников организации как к ее человеческим ресурсам.
Действительно, в общем плане ресурсы – это то, что используется в процессе производства товаров или услуг, что необходимо для функционирования этого процесса и что в конечном итоге играет свою роль в реализации целей организации. Определение же «человеческие», как замечают авторы
Словаря «Персонал. Словарь понятий и определений», подчеркивает особенность этого вида ресурсов, указывает на новое наполнение их содержания набором человеческих качеств:
• интеллектом, делающим реакцию на внешнее воздействие не механической, а осмысленной, а также двусторонним процесс взаимодействия между субъектом и объектом управления;
• способностью к постоянному совершенствованию, развитию, что является
долговременным источником развития
и повышения эффективности
• способностью выбирать вид деятельности, что может стать либо источником оптимизации человеческих ресурсов, если выбор вида деятельности происходит внутри организации, а цели осуществляющих такой выбор работников совпадают с целями организации, либо источником деструктивных для организации процессов, когда при выборе нового вида деятельности цели работника противоречат целям организации (осуществление собственной микрополитики), либо источником риска понесения возможных убытков и дополнительных затрат, если ценный для организации работник осуществляет «внешний» выбор, т.е. уходит из организации.
Таким образом, «Человеческие ресурсы»
можно рассматривать как
характеризующее с качественной,
содержательной стороны кадровый состав
или весь персонал организации. Наряду
с традиционными признаками, которые
присущи таким понятиям как кадры,
персонал, рабочая сила, трудовые ресурсы
понятие «Человеческие ресурсы»
ценности, способность к самоорганизации,
«человека социального». По смыслу понятие «человеческие ресурсы» тесно связано и соотносится с такими понятиями как «кадровый потенциал», «трудовой потенциал», «интеллектуальный потенциал», превосходя по объему каждое из них, взятое в отдельности».
Работники организации, являясь основным ее ресурсом и участвуя во всех
аспектах деятельности организации,
во всех бизнес-процессах, подчиняясь
законам развития и жизнедеятельности
организации, со своей стороны оказывают
воздействие на организацию, определяя
ее деловую и функциональную стратегию,
планируют и управляют
Таким образом, управление человеческими ресурсами взаимосвязано и
согласовано со стратегией организации, а, следовательно, должно быть определено и должно реализовываться как стратегическое. Целью стратегического управления человеческими ресурсами, по мнению ряда исследователей во главе с Ю.Г.Одеговым и П.В.Журавлевым, является совмещение наличных человеческих ресурсов с корпоративными стратегическими целями организации, развитие целостной и сильной
корпоративной культуры и сбалансированности
настоящих и будущих
Анализ и обобщение различных
подходов к определению содержания
концепции стратегического
1. Тесная связь процессов
В соответствии с определением Р. Свонсона и Д. Арнольда: «цели развития
человеческих ресурсов должны быть связаны со стратегическими целями
организации», т.к. субъектом развития человеческих ресурсов являются и те, кто определяет (менеджеры высшего и среднего звена) эти стратегические цели, и те, в результате работы которых они реализуются (весь персонал компании)» .
2. Четкое понимание того, что
развитие человеческих
Обучение, как составляющая процесса развития человеческих ресурсов, не
является фрагментарным
Каждый работник берет на себя ответственность за свое профессиональное
развитие, т.к. «из простого реципиента он превращается в потребителя, способного влиять на процесс обучения и отвечать за его результаты.
Усиление ориентации на обучение в группах и создание команды на всех уровнях иерархии: от развития рабочих групп до группового и командного обучения менеджеров среднего и высшего звена, способствующего укреплению профессиональных связей.
Развитие человеческих ресурсов является важнейшей компонентой развития
организации, т.к. «развитие организации неразрывно связано с развитием ее структуры, ценностей, поведения, взаимоотношений и профессиональных качеств ее работников»
Создание в организации
Взаимосвязь процессов развития человеческих ресурсов с процессами управления знаниями в организации.
На основе анализа и обобщения рассмотренных выше подходов, можно сделать вывод о том, что одними из основных аспектов и форм реализации политики развития человеческих ресурсов организации являются:
Цели и задачи управления трудовыми ресурсами |
Трудовые ресурсы, в широком смысле слова, — это экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями к участию в трудовой деятельности. В таком смысле понятие «трудовые ресурсы» более емкое, чем понятие «персонал предприятия». Персонал предприятия формируется из трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, используемые на предприятии, составляют персонал предприятия: люди, работающие на предприятии, людские ресурсы предприятия. При установлении целей предприятия руководство должно определить необходимые для их достижения трудовые ресурсы, так как потребность в людях вполне очевидна для достижения целей предприятия. Управление трудовыми Планирование трудовых ресурсов по
существу представляет собой применение
процедур планирования для комплектации
персонала предприятия и Набор людских ресурсов заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого предприятие отбирает наиболее подходящих для нее работников. Объем набора определяется разницей между имеющимся персоналом предприятия по специальностям и будущей потребностью в нем. Учитываются и такие факторы, как выход на пенсию, текучесть кадров, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности предприятия. Набор ведут из внешних и внутренних источников. Средствами внешнего набора людских
ресурсов являются: публикации объявлений
в газетах и журналах, обращения
к агентствам по трудоустройству, приглашения
подавать заявления в отдел кадров
на возможные в будущем вакансии,
направление заключивших Большинство предприятий предпочитает проводить набор в основном внутри своего предприятия. Продвижение по службе своих сотрудников обходится дешевле,
повышается их заинтересованность, улучшается
моральный климат и усиливается
привязанность работника к Отбор трудовых ресурсов предприятия осуществляется из числа наиболее подходящих кандидатов резерва, созданного в ходе набора. Выбирать следует людей, имеющих наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности. Объективное решение о выборе может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. К наиболее широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе, относятся испытания, собеседования и центры оценки. В центрах способность к выполнению связанных с работой задач оценивается методами моделирования. Определение заработной платы и
льгот предусматривает Профессиональная ориентация и
социальная адаптация в коллективе
являются первым шагом к тому, чтобы
сделать труд работника на предприятии
как можно более Руководство предприятий должно также
осуществлять программы подготовки
кадров путем систематического обучения,
помогать полному раскрытию возможностей
сотрудников на предприятии. Кадры
— это штатный состав работников
предприятия. Подготовка представляет
собой обучение работников навыкам,
позволяющим поднять Обучение целесообразно и достаточность навыков для эффективного выполнения своей работы. После того как работник адаптировался
в коллективе и прошел обучение для
эффективного выполнения работы, определяется
степень эффективности его Оценка результатов Административные функции: повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. Информационные функции: оценка результатов деятельности. Она нужна для того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы. Мотивационные функции: оценка результатов трудовой деятельности, представляющая важное средство мотивации поведения людей. |
Информация о работе Государственная система управления трудовыми ресурсами