Государственная служба и ее законодательное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность работы государственного аппарата зависит от состояния правового обеспечения его работы, статуса государственных служащих этого аппарата. Законодательство в сфере государственной службы требует дальнейшего последовательного развития, устранения пробелов для обеспечения четкого сбалансированного механизма функционирования государственной службы Российской Федерации, являющейся важным звеном в системе государственной власти России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Понятие И основные принципы государственной службы 5
§1.1. Понятие государственной службы и содержание системы государственной службы 5
§1.2. Основные принципы государственной службы и их классификация 12
Глава 2 Виды, функции и законодательное регулирование государственное службы 17
§2.1. Функции государственной службы и ее правовое регулирование 17
§2.2. Виды государственной службы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Гос.служба и ее законодательное регулирование.docx

— 61.38 Кб (Скачать файл)

Важно подчеркнуть  и то, как решается проблема реализации компетенции Российской Федерации  и компетенции субъектов Российской Федерации в сфере установления и правового регулирования отношений  государственной службы. При этом укажем, что статья 71 Конституции  России четко и недвусмысленно относит  к ведению Российской Федерации  федеральную государственную службу.

Вопросы государственной службы субъектов  Российской Федерации по смыслу и  духу конституционных новелл (статьи 72, а также пунктов 2 статей 76 и 77 Конституции  РФ, взятых в их взаимосвязи) отнесены к предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов, а следовательно, регулируются федеральными законами о государственной службе и законами (и иными нормативными правовыми актами) соответствующих субъектов Российской Федерации.16

Это, кстати, широко осуществляется в современной  практике законодательного регулирования государственно-служебной деятельности субъектов Российской Федерации.

§2.2. Виды государственной службы

 

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»17 было установлено разделение государственной службы Российской Федерации с учетом принципа федеративного устройства нашего государства на два вида:

  • федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
  • государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении.

С принятием  и вступлением в силу Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 60-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»18 законодательно закреплено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

  1. государственная гражданская служба;
  2. военная служба;

III. правоохранительная служба.

В свою очередь  государственная гражданская служба подразделяется на:

I.I. федеральную государственную гражданскую службу;

I.II. государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Здесь следует  остановиться на новом Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принятым ГД ФС РФ 07.07.2004, опубликованным в «Российской газете». №162. 31.07.2004.19

Настоящим Федеральным законом  в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом  от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе  государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О системе государственной  службы Российской Федерации") устанавливаются  правовые, организационные и финансово-экономические  основы государственной гражданской  службы Российской Федерации.

Предметом регулирования  настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую  службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего  и государственного гражданского служащего  субъекта Российской Федерации (далее  также - гражданский служащий).

Государственная гражданская  служба Российской Федерации (далее  также - гражданская служба) - вид  государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную  деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной  гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской  службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных  органов, государственных органов  субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская  служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую  службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).20

Настоящий Федеральный закон  вступает в силу по истечении шести  месяцев после дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 17 и статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона.

Часть 2 статьи 17 настоящего Федерального закона вступает в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление принадлежащими гражданским служащим и приносящими  доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах  организаций).

Положения статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона вступают в силу в отношении федеральных гражданских  служащих одновременно с вступлением  в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих.

Порядок вступления в силу статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона в отношении гражданских  служащих субъектов Российской Федерации  определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений  настоящей статьи.

Со дня вступления в  силу настоящего Федерального закона утрачивают силу следующие:

1) Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ "Об основах  государственной службы Российской  Федерации" (Собрание законодательства  Российской Федерации, 1995, № 31, ст. 2990);

2) Федеральный закон от 18 февраля 1999 года № 35-ФЗ "О  внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об основах  государственной службы Российской  Федерации" (Собрание законодательства  Российской Федерации, 1999, № 8, ст. 974);

3) статью 1 Федерального закона  от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ "О  внесении изменений и дополнений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  связи с принятием Федерального  закона "О государственной дактилоскопической  регистрации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской  Федерации, 2000, № 46, ст. 4537).21

Федеральные законы, иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются  к отношениям, связанным с гражданской  службой, в части, не урегулированной  настоящим Федеральным законом.

Впредь до приведения федеральных  законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов  и иных нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации  о государственной службе в соответствие с настоящим Федеральным законом  федеральные законы, иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  о государственной службе применяются  постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной  службы, а другие виды федеральной  государственной службы могут быть установлены путем внесения изменений  и дополнений в федеральный закон о системе государственной службы Российской Федерации.22

Таким образом, налицо три вида федеральной государственной  службы (федеральная государственная  гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба) и один вид государственной службы субъектов  Российской Федерации (государственная  гражданская служба субъекта Российской Федерации.

Законодательное регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Законодательное регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 2 Федерального закона о системе государственной службы). В статьях 4-7 Федерального закона даны определения вышеперечисленных видов государственной службы, а именно:

I. Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

II. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

III. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

IV. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.23

V. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

VI. Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания или классные чины.

При этом следует  иметь в виду, что определение  военной службы как вида федеральной  государственной службы, содержащееся в статье 6 Федерального закона и  приведенное выше, применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих  изменений и дополнений в федеральные  законы, регулирующие вопросы прохождения  военной службы.

В свою очередь  определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной  службы, содержащееся в статье 7 Федерального закона о системе государственной  службы и приведенное выше, применяется  со дня вступления в силу закона о правоохранительной службе.24

В соответствии с видами государственной службы Российской Федерации классифицируются и должности государственной  службы, которые согласно статье 9 указанного Федерального закона подразделяются на:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.

В одном  и том же федеральном государственном  органе могут быть учреждены должности  федеральной государственной службы различных видов. Это, например, уже  сейчас имеет место в системе  Министерства обороны РФ (где наряду с воинскими должностями имеют  место должности федеральной  государственной гражданской службы), Министерства внутренних дел РФ (здесь  есть и должности правоохранительной службы, и федеральной государственной  гражданской службы, и воинские должности  во внутренних войсках), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий (МЧС) РФ и Министерства юстиции РФ.

Все должности  государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах  государственной службы и законами субъектов Российской Федерации  о государственной гражданской  службе субъектов Российской Федерации.

Наряду  с нормативно-правовой классификацией видов государственной службы, установленной  Федеральным законом «О системе  государственной службы Российской Федерации», в научных и методических целях, а также для конкретизации  отдельных видовых признаков  используются и иные классификации.25

Так, в  качестве одного из критериев классификации  видов государственной службы может  быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви  власти. Отсюда вытекает подразделение  государственной службы на службу в  органах законодательной (например в аппарате палат Федерального Собрания), исполнительной (в аппарате Правительства  РФ и федеральных органов исполнительной власти) и судебной власти (в аппаратах  федеральных судов). На основании  критерия, связанного с организационно-правовыми  формами федеральных органов  исполнительной власти, федеральная  государственная служба может классифицироваться на следующие подвиды: служба в федеральном министерстве и его, территориальных органах, служба в государственном комитете, федеральной комиссии, федеральной службе, российском агентстве, федеральном надзоре и иных федеральных органах исполнительной власти, образуемых в соответствии с утверждаемой главой государства по представлению председателя правительства структурой федеральных органов исполнительной власти. Причем, здесь могут встречаться в зависимости от юридического статуса того или иного федерального органа исполнительной власти, закрепляемого федеральным законодательством и положениями о соответствующих федеральных органах, как государственная гражданская служба (например, в системе Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Государственного комитета РФ по статистике, Федеральной энергетической комиссии, Федеральной архивной службы, Российского агентства по патентам и товарным знакам, Федерального горного и промышленного надзора и др.), так и военная (в системе Министерства обороны РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности, федеральной службы железнодорожных войск и других), и правоохранительная (в системе Министерства внутренних дел РФ, ГУИН Министерства юстиции РФ, Государственного комитета РФ по борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, Государственной фельдъегерской службы России, Комитета по финансовому мониторингу и других) службы.

Информация о работе Государственная служба и ее законодательное регулирование