Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

Государственное управление на основе беспристрастной законодательно выверенной системы и современных технологий является для России желаемой целью. Это весьма сложный и протяженный во времени процесс. Он имеет много различных аспектов.
Один из них - развитие теории государственного управления, способной не только дать научно обоснованную методологию изучения этого важнейшего вида социальной деятельности, но и определить верные ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы государственного аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов.

Содержание

Введение
Основная часть:
1. Характеристика структуры государственного управления.
2. Характеристика звеньев структуры государственного управления
3. Классификация методов управления.
4. Характеристика на примере Гостехнадзора НАО
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение 

Основная часть:

1. Характеристика структуры государственного управления.

2. Характеристика звеньев структуры государственного управления

3. Классификация методов управления.

4. Характеристика на примере Гостехнадзора НАО

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

         Государственное управление на основе беспристрастной законодательно выверенной системы и современных технологий является для России желаемой целью. Это весьма сложный и протяженный во времени процесс. Он имеет много различных аспектов.

 Один из них - развитие теории государственного  управления, способной не только  дать научно обоснованную методологию  изучения этого важнейшего вида  социальной деятельности, но и  определить верные ориентиры  системной, последовательной, реалистичной реформы государственного аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов.

 В настоящее время приходится  констатировать, что мы имеем  дело некоторым управленческим  кризисом. Он приобрел всеобщий  характер, задев основы управленческой вертикали, горизонтальных связей и информационных потоков.

 Это нарушило принципы стимулирования, ответственности и дисциплины, четкого  исполнения принятых решений,  строгого контроля и санкций,  государственно-административной этики  и культуры.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении структуры  государственного управления.

 Для достижения поставленной  цели в работе решаются следующие  частные задачи:

1. дать характеристику структуры государственного управления;

2 .дать характеристику звеньев структуры государственного управления.

3. Рассмотреть классификацию методов управления.

Объект исследования – структура государственного управления. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением структуры государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика структуры государственного управления

Структура государственного управления включает в себя соответствующие  органы управления.

 Каждый из уровней  управления — федеральный, региональный и местный — обладает своими органами власти. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

 Государственную власть  осуществляют Президент РФ, Федеральное  собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство РФ, суды, органы власти субъектов РФ.

 Государство как  организация публичной власти  осуществляет ее, выполняя свои  многообразные функции управления  общественными процессами, с помощью  образуемых в установленном порядке  государственных органов. Они являются вспомогательными институтами государственной власти, проводниками ее решений, теми ее структурами, которые практически реализуют властные полномочия в соответствии с определенной им компетенцией.

 Наиболее существенный  признак государственных органов - наличие государственно-властных полномочий. Вместе с другими этот признак позволяет провести четкое разграничение между государственными органами, являющимися носителями государственной власти, и государственными организациями, учреждениями, предприятиями, а также негосударственными органами и организациями. Государственно-властные полномочия выражаются в компетенции государственных органов и практически реализуются в принимаемых ими властно-управленческих решениях1. Они закрепляются в издаваемых государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных правовых актах, а также находят свое отражение в конкретных действиях и предпринимаемых мерах. Во исполнение принятых решений государственные органы осуществляют наблюдение за неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, обеспечивают защиту этих требований от нарушений путем применения разнообразных мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и государственного принуждения. Они совершают многие другие действия, имеющие юридическое значение, например, выдают документы, удостоверяют юридические факты, регистрируют общественные объединения, лицензируют виды деятельности и т.д.

 Государственные органы  в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч.3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3)2. Граждане России, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под структурой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти.

 При этом система  органов местного самоуправления  образует самостоятельную совокупность  органов, которые не относятся  к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления  обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени Российской Федерации3.

 В Российской Федерации  единство системы государственных  органов обеспечивается наряду  с разграничением предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Целостность государственного управления обеспечивается и поддерживается за счет скоординированной и сложенной работы организационных структур государственного аппарата разного уровня. Существующая между органами государственной власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим4.

 К ведению Российской  Федерации п. «г» ст. 71 Конституции РФ относит «установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти»5. По сути, в данной статье речь идет о системе федеральных органов, относящихся ко всем названным ветвям государственной власти в их единстве и взаимодействии.

 Конституция России (ч.1 ст. 11) прямо называет федеральные органы, которые входят в эту единую систему. Согласно указанной норме государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Статья 71 (п. «г») Конституции РФ исходит из внутреннего органического единства системы федеральных органов государственной власти, закрепленного положением ч. 1 ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

 Те же положения нашли свое отражение в ч.3 ст. 5, провозглашающей единство системы государственной власти в качестве одной из основ государственного устройства Российской Федерации. Особенности же правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются другими положениями Конституции РФ (гл. 4 «Президент Российской Федерации», гл. 5 «Федеральное Собрание», гл. 6 «Правительство Российской федерации», гл. 7 «Судебная власть») и конкретизируются в ряде федеральных конституционных законов.

Таким образом, под структурой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к  ведению Российской Федерации (п. «г»  ст. 71), следует понимать единство взаимосвязанных  федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов. В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеративная природа современной России6. Особенность системы государственных органов России заключается в том, что отдельные ее составные части (совокупность органов) сами образуют системы органов, являясь тем самым подсистемами единой системы7. Однако элементы (объекты) этой системы неоднородны: Федеральное Собрание является, условно говоря, конечным объектом, не образующим своей собственной системы и структурно состоящим из двух элементов - палат; Правительство России как совокупный орган исполнительной власти образует систему федеральных органов исполнительной власти; федеральные суды, имеют свою систему - Конституционный Суд как конечный субъект этой системы и две подсистемы: систему федеральных судов общей юрисдикции с подсистемами общих и военных судов (могут создаваться и иные специализированные суды), замыкающуюся на Верховном Суде РФ, и систему федеральных арбитражных судов с Высшим Арбитражным Судом РФ.

 Система органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации: республик,  краев, областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов, как гласит ч.1 ст. 77 Конституции РФ, создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных, и исполнительных органов государственной власти.

 Систему органов  местного управления составляют  государственные органы, организованные  по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории8. К ним относятся территориальные органы юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Также сюда можно отнести налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, и т.п.

 Под структурой  государственного органа понимаются  его внутреннее устройство, порядок расположения составляющих его звеньев, подразделений, их соотношение, подчиненные выполняемым функциям, объему полномочий и компетенции, исходящими из общей компетенции и предмета ведения данного органа. Организационная структура государственного органа может быть довольно простой (прокурор района) или весьма сложной (двухуровневая структура парламента). Чем выше положение органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура.

 Она находит свое  отражение в штатном расписании, где детализируется полное наименование структурных подразделений, учрежденных должностей с их классификацией и предусмотренным обеспечением. В состав каждого государственного органа входят лица, являющиеся непосредственными носителями и исполнителями государственно-властных полномочий, а также лица, обеспечивающие исполнение как полномочий таких лиц, так и полномочий собственно государственных органов. В составе государственных органов есть и технический аппарат (вспомогательно-обслуживающий персонал).

 Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий9.

 Государственное управление  является повседневным и оперативным  видом деятельности, осуществляется  специально уполномоченными на  то субъектами управления в  объеме и порядке, определенном  законом. В процессе государственного  управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика звеньев структуры государственного управления

 Президент РФ —  глава государства, гарант Конституции,  прав и свобод человека. Он  обеспечивает согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Юридически он не входит ни в систему законодательной, ни исполнительной власти. Он назначает высших должностных лиц государства (с согласия Государственной Думы), в том числе Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает выборы в Государственную Думу, референдумы, утверждает федеральные законы, издает указы и распоряжения, занимает пост Верховного Главнокомандующего.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление