Государственное управление и самоуправление: соотношение, формы, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в условиях переходного периода, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций, не отработана схема взаимодействия между обществом и властными институтами, отсутствует реальная основа для консолидации политических партий и движении.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие государственного управления
1.1 Особенности государственно-управляющих воздействий
1.2 Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы и структура
1.3 Системные характеристики государственного управления
1.4 Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания системы
1.5 Объекты государственного управления: понятие, виды, организация, закономерности, управленческие возможности
Глава 2. Местное самоуправление как подсистема государственного управления
2.1 Самоуправление в России
2.2 Сущность и формы местного самоуправления в Российской Федерации
Глава 3. Взаимодействие государственного и муниципального управления. Административная реформа
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГУ и самоуправление соотношение.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

     Важнейшим внутренним нормативным документом, определяющим основные аспекты деятельности муниципального образования, является его устав. 

 

      Глава 3. Взаимодействие государственного управления

     и местного управления.  

     Безусловно, в наше время единое государство с наличием ярко выраженного местного управления не может существовать без четко отлаженной системы контроля со стороны высшего органа управления. Поэтому на всех этапах местного самоуправления существует постоянный «высший» надзор, призванный обеспечить осуществление единой политики и соблюдение законодательства.

     Федеральным законом РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) определены полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления. К ним относятся:

     определение общих принципов организации  местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим  Федеральным законом;

     правовое  регулирование по предметам ведения  Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

     правовое  регулирование прав, обязанностей и  ответственности граждан, органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

     правовое  регулирование прав, обязанностей и  ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления при осуществлении  отдельных государственных полномочий.

     К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

     правовое  регулирование вопросов организации  местного самоуправления в субъектах  Российской Федераци;

     правовое  регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

     правовое  регулирование прав, обязанностей и  ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

     правовое  регулирование прав, обязанностей и  ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления при осуществлении  отдельных государственных полномочий.

     Например, законодательный акт органа местного самоуправления не может противоречить законодательному акту субъекта РФ и законодательному акту РФ. Полномочия главы органа местного самоуправления не могут распространяться на управление федеральным органом исполнительной власти (что до сих пор имеет место в ряде муниципальных районов республики).

     Таким образом, органы государственной власти решают общие организационные вопросы  местного самоуправления и ограничивают местное самоуправление в рамках данных им полномочий по осуществлению управленческой деятельности.

     В свою очередь, органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения – часть делегированных органами государственной власти полномочий, действующих на территории того или иного муниципального образования:

     1) формирование, утверждение, исполнение  бюджета поселения и контроль  за исполнением данного бюджета;

     2) установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов поселения;

     3) владение, пользование и распоряжение  имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

     4) организация в границах поселения  электро-, тепло-, газо- и водоснабжения  населения, водоотведения, снабжения  населения топливом;

     5) содержание и строительство автомобильных  дорог общего пользования, мостов  и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

     6) обеспечение малоимущих граждан,  проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

     7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

     8) участие в предупреждении и  ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций в границах поселения;

     9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

     10) создание условий для обеспечения  жителей поселения услугами связи,  общественного питания, торговли  и бытового обслуживания;

     11) организация библиотечного обслуживания  населения;

     12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

     13) охрана и сохранение объектов  культурного наследия (памятников  истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах  поселения;

     14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

     15) создание условий для массового  отдыха жителей поселения и  организация обустройства мест  массового отдыха населения;

     16) оказание содействия в установлении  в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

     17) формирование архивных фондов  поселения;

     18) организация сбора и вывоза  бытовых отходов и мусора;

     19) организация благоустройства и  озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

     20) планирование застройки территории  поселения, территориальное зонирование  земель поселения, установление  правил землепользования и застройки  территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

     21) организация освещения улиц и  установки указателей с названиями  улиц и номерами домов;

     22) организация ритуальных услуг  и содержание мест захоронения.

     Безусловно,  для осуществления тех или  иных управленческих функций – решения  вопросов местного значения, необходимы финансовые средства, то есть – наличие бюджета муниципального образования или поселения. Но, как показывает практика, в большем количестве отдельных сельских поселений наблюдается острый дефицит местного бюджета, а собранных налогов не хватает даже для решения какого-либо одного вопроса из вышеперечисленных. Поэтому  Законом определены функции государственного управления (федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов) по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки и предоставления субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Таким образом, государственное управление играет регулирующую роль в системе финансового обеспечения и финансового контроля при осуществлении местного самоуправления.

     В некоторых случаях органами государственной власти осуществляются отдельные полномочия органов местного самоуправления.

Отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случае:

     если  в связи со стихийными бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией  представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;

     если  вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает  просроченная задолженность муниципальных  образований по исполнению своих  долговых и бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации;

     если  при осуществлении отдельных  переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным  бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленных соответствующим судом.

     Таким образом, государственное управление играет замещающую роль в местном  самоуправлении при решении отдельных вопросов. 
 
 
 
 

 

      Заключение 

     Определяющим  фактором обеспечения рациональности, т.е. целесообразности, обоснованности, результативности и эффективности  государственного управления выступает  социальность – насыщенность, «наполненность» государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

     Если  нет соответствия государственного управления и его основного проявления – управляющих воздействий –  потребностям жизни, а наоборот, оно  оторвано от нее, замкнулось в своих искусственных конструкциях, более того, противостоит естественности общественных процессов, то трудно да и напрасно надеяться на то, что государственное управление, несмотря на всю силу государственного механизма, способно придать общественному развитию демократизм и гуманизм, гармоничность и динамику, справедливость и бескризисность.

     Государственное управление, которое мы получили в  наследство от предыдущих этапов социалистического  строительства, не удовлетворяет общественным запросам и ожиданиям, во многом оторвано в собственно социальном отношении от трудящихся масс, глубоко поражено вирусом бюрократизма, корпоративно замкнуто и не оказывает должного влияния на общественную жизнедеятельность. Более того, оно нередко противостоит естественноисторическому движению, пытается его тормозить, а если это не удается, придает ему извращенный, неполноценный вид. Под воздействием подобных негативных моментов, длившихся десятилетиями, родилось настороженное, в известной мере отчужденное отношение к аппарату государственного управления, его решениям и действиям.

     Поэтому перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между  государством и гражданами, между  государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многословностью и самоуправляемостью. Короче говоря, речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено в условиях углубления социалистического самоуправления народа, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими возможностями.

Информация о работе Государственное управление и самоуправление: соотношение, формы, тенденции развития