Государственное устройство Польши

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:31, реферат

Краткое описание

Государственный строй Польши определяется Конституцией, основным законом страны. Республика Польша — демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости. Официальным языком является польский язык. Столицей является Варшава.
В Польше имеется разделение властей. Исполнительную власть представляет президент, являющийся главой государства, и Совет Министров, законодательную — Парламент — Сейм (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата), судебную — суды и трибуналы, возглавляемые Верховным судом.

Содержание

1. Конституционное право Республики Польша. История развития………3

2. Форма государственного устройства Польши……………………………8

3. Изменение Конституции………………………………………………… .9

4. Конституционные свободы и права граждан…………………………… 10

5. Сейм и Сенат……………………………………………………………… 12

6. Президент……………………………………………………………………15

7. Местное (территориальное) самоуправление…………………………… 21

8. Суды и трибуналы………………………………………………………… 22

Список используемой литературы……………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

План ПОЛЬША.docx

— 39.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

1. Конституционное  право Республики Польша. История  развития………3 

 

2. Форма государственного устройства Польши……………………………8

 

3. Изменение  Конституции………………………………………………… .9

 

4. Конституционные  свободы и права граждан…………………………… 10

 

5. Сейм и  Сенат……………………………………………………………… 12

 

6. Президент……………………………………………………………………15

 

7. Местное  (территориальное) самоуправление…………………………… 21

 

8. Суды и  трибуналы………………………………………………………… 22

 

Список используемой литературы……………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конституционное право  Республики Польша.

 

История развития

 

Польша - одна из крупнейших стран Восточной  Европы. Площадь сухопутной части  ее территории составляет 312,7 тыс. кв. км, а население - 38,79 млн. человек (по данным 1996 г.). В этническом отношении население  страны достаточно однородно: доля меньшинств не достигает 2%. Официальный язык - польский. Столица - г. Варшава.

В истории мирового конституционализма Польше принадлежит особое место: в  мае 1791 г. она получила первую в Европе конституцию, именовавшуюся Правительственным  законом, или уставом (имелось в  виду правительство в широком  значении - как вся система высшей власти в государстве). Строго говоря, это была Конституция общего польско-литовского государства, существовавшего со времени  Люблинской унии 1569 г. К этому времени  относится и определение формы  государства как Речи Посполитой. В современных условиях этот термин, употребляемый в названиях польского  государства, переводится у нас  как "республика". Следует отметить, что первая Речь Посполита, хотя и  обладала рядом признаков республиканского государства, была вместе с тем своеобразной, выборной монархией. Поэтому указанный  перевод по крайней мере неточен, однако точного русского аналога  не существует. Термин "Rzeczpospolita" в  польской литературе применяется также  для обозначения древнеримской  республики, однако в польских названиях  современных зарубежных республик  употребляется термин "Republika". Когда же в русских текстах  упоминаются Первая, Вторая и Третья республики в Польше, имеется в  виду термин, переводившийся ранее  как Речь Посполита. При этом надо оговориться, что первая польская Конституция  не вполне отвечала этому понятию, ибо  не признавала равноправия граждан  и сохраняла ряд привилегий дворян-землевладельцев, а также давала преимущества католикам  по сравнению с другими конфессиями, хотя и использовала понятия "граждане" и "народ". Принцип разделения властей был декларирован, но преобладание в системе высших органов власти получил двухпалатный Сейм. Титул  короля стал наследственным, однако, считаясь главой государства и исполнительной власти, последний был связан системой контрасигнатуры и парламентским  контролем. Впрочем, уже через год  после принятия Майской конституции  часть феодалов, опиравшаяся на Россию, начала мятеж и созвала в Гродно в июне 1793 г. новый Сейм, который 23 ноября того же года принял новую Конституцию. Гродненская Конституция вновь  поставила во главе государства  Постоянный совет Сейма и вернула  феодалам те привилегии, которые были отняты у них Майской конституцией. К сожалению, в 1795 г. состоялся третий раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией, и независимое Польское государство на без малого столетие с четвертью перестало существовать.

20 февраля 1919 г. Учредительный сейм  принял так называемую Малую  конституцию, урегулировавшую систему  высших органов власти на период  до утверждения Конституции, которая была принята 17 марта 1921 г.

Это была демократическая конституция, предусмотревшая наряду с обычными для того времени политическими  и гражданскими правами и свободами  также ряд социальных прав. В качестве формы правления была избрана  парламентарная республика. Парламент (Национальное собрание) образовывали Сейм и Сенат, причем последний представлял  собой слабую верхнюю палату. Президент  избирался Национальным собранием  и действовал по указаниям Совета министров, председателя которого Президент  назначал из представителей большинства  Сейма. Министры назначались Президентом  по предложению председателя Совета министров. Правительство несло  политическую ответственность перед  Сеймом. За нарушение Конституции  и законов Президент и члены  Совета министров могли быть привлечены к конституционной ответственности  перед Государственным трибуналом. Законность финансово-административной деятельности проверялась Верховной  палатой контроля.

Законодательным сеймом 22 июля 1952 г. была принята новая  Конституция Польского государства, получившего название Польская Народная Республика (ПНР). Эта Конституция  была сделана по образцу сталинской Конституции СССР 1936 г. и подобно  ей представляла собой псевдоконституцию.

Она закрепила огосударствление основной части общественного богатства, установила, что власть в Республике принадлежит "трудящимся города и  деревни", определила в качестве одной из задач государства ограничение, вытеснение и ликвидацию общественных классов, "живущих эксплуатацией  рабочих и крестьян", охарактеризовала законы ПНР как выражение воли и интересов трудящихся, хотя обязанность  соблюдать их была возложена на каждого  гражданина.

Законодательный сейм был переименован в Сейм, который  определялся как верховный орган  государственной власти и как "верховный  выразитель воли трудящихся города и  деревни" должен был осуществлять суверенные права нации. Поскольку  Сейм собирался на сессии редко и  сессии были кратковременны, большинство  его полномочий осуществлялось Государственным  советом, который избирался Сеймом из своего состава. Институт Президента был ликвидирован, а полномочия главы  государства возложены на Государственный  совет. Правительство назначалось  и отзывалось Сеймом, а в период между его сессиями, которые на практике, как и в СССР, занимали несколько дней в году, члены Правительства  назначались и отзывались по представлению  его Председателя Государственным  советом. Правительство было формально  ответственно перед Сеймом, а в  межсессионные периоды - перед Государственным  советом. Вся эта модель, как и  в других социалистических государствах, была формальной: реальная власть в  стране принадлежала узкой олигархии, именовавшейся политбюро центрального комитета ПОРП во главе с первым секретарем, который на практике "избирался" в состав Государственного совета. В политбюро же обычно избирались первые руководители Государственного совета, Правительства, наиболее значимых министерств, а также наиболее влиятельные партийные чиновники. Верховная палата контроля и Государственный трибунал Конституцией 1952 г. не предусматривались, а местные органы власти, суд и прокуратура были построены в основном по советскому образцу.

Как и в сталинской Конституции, раздел об основных правах и обязанностях граждан помещался после разделов, определявших организацию власти, и  начинался с провозглашения экономических, социальных и культурных прав - права  на труд, понимаемого как право  на получение работы с оплатой  по количеству и качеству труда, права  на отдых, права на охрану здоровья и на помощь в случае болезни или  потери трудоспособности. Примечательно, что отношения собственности  регулировались не в данном разделе  Конституции, а во втором ее разделе, посвященном общественно-экономическому строю, где гарантировалась охрана индивидуальной собственности крестьян, ремесленников и кустарей и личной собственности граждан (ст. 12, 13). О  частной собственности, таким образом, речи не было, ибо она считалась  основой эксплуатации человека человеком. В отношении политических прав, записанных в Конституции в традиционном наборе, обращает на себя внимание, что  гражданам право на объединение  в организации обеспечивалось государством в целях развития политической, социальной, хозяйственной и культурной активности только "трудящихся города и деревни", а все политические и иные объединения  граждан должны были быть только общественными  организациями трудящихся (ст. 72). Из личных прав провозглашались только неприкосновенность личности и жилища и тайна переписки. Типичным для  всех социалистических конституций, включая  Конституцию ПНР, было возложение на граждан таких обязанностей, как  обязанности соблюдать социалистическую дисциплину труда, беречь и укреплять  общественную собственность, проявлять  бдительность по отношению к врагам нации, строго сохранять государственную  тайну.

В течение  последующих десятилетий режим  пережил ряд политических кризисов, из которых ПОРП выходила, сменяя своих  лидеров, и каждый новый лидер, стремясь приобрести популярность, осуществлял  косметическую демократизацию Конституции. Так, после кризиса 1956 г. была восстановлена  Верховная палата контроля как орган, подчиненный Сейму и поднадзорный Государственному совету, после кризиса 1970 г. была проведена реформа политико-территориального устройства, в частности исполнительная власть на местах вновь перешла к  назначаемым сверху единоличным  администраторам - воеводам, президентам, начальникам, т.е. вроде бы произошло  разделение между местным самоуправлением  и местным управлением.

Одна  из самых существенных конституционных  реформ состоялась в марте 1990 г. Были исключены полномочия Президента в  отношении национальных советов  и был полностью изменен текст  раздела о местной власти, который  урегулировал основы территориального самоуправления, определенного как  основная форма публичной жизни  в общине (гмине). Это означало ликвидацию выборной власти на уровне воеводства. Общинные представительные органы стали  называться просто советами.

В сентябре 1990 г. подвергся изменению  конституционный статус Президента Республики: основная новелла заключалась  в установлении прямых выборов Президента, срок полномочий которого был уменьшен до пяти лет. В декабре первым всенародно избранным Президентом стал лидер "Солидарности" Л.Валенса, который  принял символы власти из рук Р. Качоровского - эмигрантского Президента довоенной  республики, подчеркнув тем самым  нелегитимность власти, существовавшей в Польше с 1944 г.

Стремление  принять новую Конституцию Польского  государства проявилось сразу же, и в 1989 г. уже была образована Конституционная  комиссия с тем, чтобы можно было принять новую Конституцию к 200-летию  первой Конституции, однако острая борьба политических сил затянула этот процесс  на восемь лет, вследствие чего Польша приняла новую Конституцию предпоследней  из постсоциалистических стран: сегодня  лишь Венгрия сохраняет Конституцию, формально датируемую еще 1949 г. 23 апреля 1992 г. был принят Конституционный  закон о порядке подготовки и  принятия Конституции Республики Польша, который, однако, не затронул существовавшего  порядка внесения изменений в  действовавшую Конституцию. В качестве промежуточного решения 17 октября 1992 г. была принята третья в истории  Польши Малая конституция - Конституционный  закон о взаимных отношениях между  законодательной и исполнительной властью Республики Польша, а также  о территориальном самоуправлении, в который в 1995 г. были внесены  некоторые изменения, затруднившие, в частности, возможность роспуска Сейма. Малая Конституция наряду с урегулированием отношений, указанных  в ее названии, установила, что Конституция 1952 г. теряет силу, за исключением ряда положений - об основах политического  и экономического строя, о Конституционном  и Государственном трибуналах, Верховной  палате контроля, Уполномоченном по гражданским  правам, Всепольском совете по радиовещанию и телевидению (положения об этом органе были внесены в Конституцию  за два дня до принятия Малой конституции), о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, о  принципах выборов в Сейм, Сенат  и выборов Президента, о государственных  символах и столице и о порядке  изменения Конституции. Составы  Конституционной комиссии, формировавшиеся  Национальным собранием после каждых выборов, в 1993 и 1994 гг. получали по семь конституционных проектов, подготовленных различными политическими силами. Новая  Конституция была принята Национальным собранием 

2 апреля 1997 г. (451 голос "за" и  40 голосов "против"), а 25 мая  утверждена референдумом (56,8% голосов  против 43,2% при всего 38,9% участия  избирателей), результаты которого  Верховный суд 15 июля признал  действительными. На следующий  день Конституция была подписана  Президентом и вступила в силу 17 октября того же года. На содержание  Конституции наложило свой отпечаток  преобладание в парламенте левых  сил, но в целом Конституция  выглядит как достаточно либеральный  и, можно надеяться, эффективный  документ, хотя в этом отношении  у ряда польских авторов существуют  большие сомнения.

Структура Конституции при довольно традиционном наборе норм и принципов отличается все же некоторыми специфическими особенностями. Она открывается преамбулой, в  которой, в частности, отмечается, что  Третья республика продолжает наилучшие  традиции Первой и Второй республик  и памятует "о горьком опыте  времен, когда основные свободы и  права человека были в нашей Отчизне  попраны". Конституция в преамбуле  определяется "как основные законы для государства, опирающиеся на уважение свободы и справедливости, взаимодействие властей, общественный диалог, а также на принцип дополнительности, укрепляющий правомочия граждан  и их сообществ". Принцип дополнительности (субсидиарности), выведенный из христианского  социального учения, означает, что  применительно к экономическим  и социальным проблемам общество имеет приоритет перед государством, которое призвано оказывать помощь там, где местные сообщества не способны решать проблемы самостоятельно. Помимо преамбулы, Конституция состоит  из 243 статей, объединенных в 13 разделах.

В качестве интересной особенности структуры Конституции  хотелось бы отметить весьма оригинальный, хотя и небольшой (всего восемь статей), разд. III "Источники права", который, как и предыдущий, посвященный  свободам, правам и обязанностям человека и гражданина (см. об этом ниже), напоминает изложение в форме конституционных  статей учебника конституционного права. Надо признать, однако, что четкое определение  в данном разделе иерархии нормативных  актов и процедур введения их в  действие должны способствовать упорядочению нормотворчества различных органов  власти и усилению режима законности. Примечательно, что постановления  Совета Министров и приказы его  председателя и министров обязывают  только подчиненные им организационные  единицы и не могут служить  основанием решений в отношении  граждан, юридических лиц и иных субъектов.

 

 

 

 

 

 

2. Форма государственного  устройства Польши.

 

 

Согласно  Разделу 1. Конституции Польши –  Польша унитарное государство «единое государство»,

республика  Польша, причем президентская, «демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости» , где «Верховная власть принадлежит Нации».

Польша имеет  двухпалатную систему: верхняя палата – Сенат, нижняя – Сейм. Законодательную  власть осуществляют Сейм и Сенат, исполнительную власть - Президент Республики Польша и Совет Министров, а судебную власть - суды и трибуналы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Государственное устройство Польши