Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:31, реферат
Государственный строй Польши определяется Конституцией, основным законом страны. Республика Польша — демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости. Официальным языком является польский язык. Столицей является Варшава.
В Польше имеется разделение властей. Исполнительную власть представляет президент, являющийся главой государства, и Совет Министров, законодательную — Парламент — Сейм (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата), судебную — суды и трибуналы, возглавляемые Верховным судом.
1. Конституционное право Республики Польша. История развития………3
2. Форма государственного устройства Польши……………………………8
3. Изменение Конституции………………………………………………… .9
4. Конституционные свободы и права граждан…………………………… 10
5. Сейм и Сенат……………………………………………………………… 12
6. Президент……………………………………………………………………15
7. Местное (территориальное) самоуправление…………………………… 21
8. Суды и трибуналы………………………………………………………… 22
Список используемой литературы……………………………………………24
Маршал Сейма временно, до времени выборов нового Президента Республики, исполняет обязанности Президента Республики в случае:
1) смерти Президента Республики,
2) отказа Президента Республики от должности,
3) подтверждения
недействительности выборов
4) признания
Национальным Собранием
5) отрешения
Президента Республики от
Если Маршал Сейма не может исполнять обязанности Президента Республики, эти обязанности принимает на себя Маршал Сената. Лицо, исполняющее обязанности Президента Республики, не может постановлять о сокращении срока полномочий Сейма.
Президент Республики
не может занимать какую-либо иную должность
или выполнять какую-либо публичную
функцию, за исключением тех, которые
связаны с исполняемой
Президент Республики как представитель государства во внешних сношениях:
2)
назначает и отзывает
3)
принимает верительные и
Президент Республики является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Польша.
Совещательным органом Президента Республики в области внутренней и внешней безопасности государства является Совет Национальной Безопасности. Вспомогательным органом Президента Республики является Канцелярия Президента Республики. Президент Республики издает положение о Канцелярии, а также назначает и отзывает Начальника Канцелярии Президента Республики.
Президент Республики
По вопросам особой важности Президент Республики может созвать Совет Кабинета. Совет Кабинета образуется из Совета Министров, заседающего под председательством Президента Республики.
Президент Республики издает распоряжения и приказы.
Президент Республики, используя свою конституционную и законную компетенцию, издает официальные акты.
Официальные акты Президента Республики требуют для своей действительности подписи Председателя Совета Министров, который вследствие подписания акта несет ответственность перед Сеймом.
Кроме актов касающихся:
1) назначения выборов в Сейм и Сенат,
2) созыва первого заседания новоизбранных Сейма и Сената,
3) сокращения
срока полномочий Сейма в
4) законодательной инициативы,
5) назначения общепольского референдума,
6) подписания закона или отказа подписать его,
7) издания
приказа об опубликовании
8) обращения с посланием к Сейму, к Сенату или к Национальному Собранию,
9) обращения
с предложением в
10) предложения
о проведении контроля
11) выдвижения
кандидатуры и назначения
12) принятия
отставки Совета Министров и
поручения ему временно
13) внесения
в Сейм предложения о
14) отзыва министра, которому Сейм выразил вотум недоверия,
15) созыва Совета Кабинета,
16) награждения орденами и отличиями,
17) назначения судей,
18) применения права помилования,
19) предоставления
польского гражданства и
20) назначения
Первого Председателя
21) назначения
Председателя и Вице-
22) назначения
Председателя Высшего
23) назначения
председателей Верховного Суда,
а также вице-председателей
24) внесения
в Сейм предложения о
25) назначения
членов Совета Денежной
26) назначения
и отзыва членов Совета
27) назначения
членов Всепольского Совета
28) издания
положения о Канцелярии
29) издания
приказов на принципах,
30) отказа
от должности Президента
Президент Республики
за нарушение Конституции, закона или
за совершение преступления может быть
привлечен к ответственности
перед Государственным
7. Местное (территориальное) самоуправление
Территориальное самоуправление выполняет публичные задачи, не закрепленные Конституцией или законами за органами иных публичных властей.
Основной единицей территориального самоуправления является община. Она выполняет все задачи территориального самоуправления, не закрепленные за иными единицами территориального самоуправления.
Публичные задачи, служащие удовлетворению потребностей самоуправляющегося сообщества, выполняются единицами территориального самоуправления как собственные задачи.
Единицы территориального самоуправления имеют право устанавливать размеры местных налогов и сборов в объеме, определенном в законе. Единицы территориального самоуправления выполняют свои задачи через посредство постановляющих и исполнительных органов.
Выборы в постановляющие органы - всеобщие, равные, непосредственные и производятся тайным голосованием.
Члены самоуправляющегося сообщества могут путем референдума решать о делах, касающихся этого сообщества, в том числе об отзыве органов территориального самоуправления, избранных непосредственными выборами.
Деятельность территориального самоуправления подлежит надзору. Органами надзора за деятельностью единиц территориального самоуправления являются Председатель Совета Министров и воеводы, а в сфере финансовых дел - региональные счетные палаты. Сейм по предложению Председателя Совета Министров может распустить постановляющий орган территориального самоуправления, если этот орган грубо нарушает Конституцию или законы.
Единицы территориального самоуправления имеют право объединяться, вступать в международные объединения локальных и региональных сообществ, а также сотрудничать с локальными и региональными сообществами других государств.
8. Суды и трибуналы.
К системе общих судов относятся районные, воеводские и апелляционные суды. Районные суды являются судами первой инстанции для рассмотрения большинства уголовных и гражданских дел. Они создаются по одному для каждой общины, по одному на несколько общин одного воеводства. Воеводские суды создаются, как правило, по одному в каждом воеводстве. Они выступают апелляционной инстанцией по отношению к районным. Решения и приговоры воеводских и апелляционных судов можно обжаловать в Верховный суд.
Верховный суд возглавляет Первый председатель, который назначается на шесть лет Президентом из числа кандидатов, представленных общим собранием судей. Верховного суда (ч. 3 ст. 183).
Система административной юстиции включает Высший административный суд и нижестоящие административные суды.
Высший
административный суд возглавляется
его Председателем, которого на шесть
лет назначает Президент из числа
кандидатов, представленных общим собранием
судей Высшего
Конституционный трибунал – это орган конституционного контроля. Конституционный трибунал состоит из 15 судей, избираемых Сеймом на 9 лет без права повторного переизбрания.
Конституционный Трибунал разрешает дела:
1) о соответствии
законов и международных
2) о соответствии
законов ратифицированным
3) о соответствии
предписаний права, издаваемых
центральными государственными
органами, Конституции, ратифицированным
международным договорам и
4) о соответствии
Конституции целей или
5) о конституционной жалобе.
Государственный
трибунал – это специализированный
квазисудебный орган, разрешающий
дела о конституционной
За
нарушение Конституции или
Государственный
Трибунал состоит из председателя,
2 заместителей председателя и 16 членов,
избираемых Сеймом не из числа депутатов
и сенаторов на время срока
полномочий Сейма. Заместители председателя
Трибунала, а также не менее половины
членов Трибунала должны иметь квалификацию,
требуемую для занятия
Председателем
Государственного Трибунала является
Первый Председатель Верховного Суда.
Члены Государственного Трибунала
при осуществлении функции
Член Государственного
Трибунала без предварительного
согласия Государственного Трибунала
не может быть привлечен к уголовной
ответственности или лишен
Список используемой литературы:
1. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. (текст Конституции приводится по сборнику "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.)
2. Алебастрова
И.А. Конституционное право
3. Конституционное
право зарубежных стран.
4. Мишин А.А.
Конституционное право
5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4 т. Т.3. М.: Юриспруденция, 2005.