Государство: сущность и принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и стержнем политической жизни государство как организация власти всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним) институтов своими специфическими признаками. При этом сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия, с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность многовариантного понимания и не менее разнообразного толкования и самого понятия «государство», и набора признаков, обусловливающих отнесение того или иного образования к данной категории

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА 8
1.1 Понятие государства 8
1.2 Признаки государства 11
2 ФОРМА ГОСУДАРСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 16
2.1 Понятие формы государства и его составные элементы 16
2.2 Форма государственного правления 19
2.3 Форма государственного устройства 21
2.4 Политический (государственный) режим 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Вложенные файлы: 1 файл

Gosudarstvo_suschnost_i_printsipy_organizatsii (2).doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский университет)

Факультет «Подготовки сотрудников правоохранительных органов»

Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин»

 

 

 

 

 

Государство: сущность и принципы организации

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория государства и права»

ЮУрГУ 031001.2013.         КР

 

 

 

Нормоконтролер

Специалист по УМР кафедры ГиГПД  преподаватель ЮУрГУ Деньщикова Г.Н /______________/

«___» ____________________ 2014 г.

Руководитель работы

Преподаватель ЮУрГУ 

Деньщикова Г.Н./________________/

«___» ____________________ 2014 г.

 

Автор работы

Студент группы ПСПО-118ПД

_________________ Е.А. Рамазанова

«___» ____________________ 2014 г.

 

Работа защищена

с оценкой (прописью, цифрой)

_______________________________

_______________________________

«___» ____________________ 2014 г.


 

 

 

Челябинск, 2014

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский университет)

Факультет «Подготовки сотрудников правоохранительных органов»

 

Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин»

Специальность «Юриспруденция»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой УПД

доктор юридических наук

__________________В.И Майоров

«___» ____________________ 2014 г.


 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студента

Рамазановой Екатерины Александровны

Группа ПСПО-118ПД

 

1. Дисциплина: Теория государства и права.

 

2. Тема работы: Государство: сущность и принципы организации.

 

3. Срок сдачи студентом законченной работы: «___» ___________ 2014 г.

 

4. Перечень вопросов, подлежащих разработке:

  • понятие государства;
  • признаки государства;
  • понятие формы государства и его составные элементы;
  • форма государственного правления;
  • форма государственного устройства;
  • политический (государственный) режим.

 

5. Календарный план

 

Наименование разделов курсовой работы

Срок выполнения этапов работы

Отметка руководителя о выполнении

1. Понятие государства

   

2. Признаки государства

   

3. Понятие формы государства и  его составные элементы

   

4. Форма государственного правления

   

5. Форма государственного устройства

   

6. Политический (государственный) режим

   

7. Написание заключения.

   

8. Нормоконтроль.

   

9. Предоставление работы на рецензирование.

   

10. Предоставление работы на кафедру для допуска к защите

   

 

 

Руководитель________________________________________

 

Задание принял к исполнению _________________________ Е.А. Рамазанова

 

АННОТАЦИЯ

 

Рамазанова Е.А. Государство: сущность и принципы организации. – Челябинск, ЮУрГУ, гр. ПСПО-118ПД, 2014. – 33 с., 1 иллюстрация, библиографический список – 46 наименований, приложений – нет.

 

Цель данной работы – исследовать сущность и принципы организации государства.

Объектом исследования является учение о государстве на различных этапах общественного развития.

Предмет исследования – сущность, явление, содержание, признаки, форма государства.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наряду с правопониманием, столь же «вечным», основополагающим, сколь и сложным, многотрудным является вопрос о понятии государства. Поэтому не только оправдано, но и жизненно необходимо неоднократное возвращение к данному вопросу, его дальнейшее углубленное исследование с учетом исторического развития, новых подходов и выводов науки.

На протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и стержнем политической жизни государство как организация власти всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним) институтов своими специфическими признаками. При этом сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия, с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность многовариантного понимания и не менее разнообразного толкования и самого понятия «государство», и набора признаков, обусловливающих отнесение того или иного образования к данной категории.

Сосуществование и конкуренция различных представлений о государстве – ситуация, интересная не только в собственно академических целях, но, прежде всего, для профессионального историко-правового анализа. Наличие множества определений государства представляются попытками уяснить саму сущность государства, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной сущности, доминирования той или иной социальной группы, чьи интересы, прежде всего, выражает государство.

Цель данной работы – исследовать сущность и принципы организации государства.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:

  • сформулировать понятие государства;
  • проанализировать признаки государства;
  • выяснить понятие формы государства и выделить его составные элементы
  • охарактеризовать форму государственного правления, форму государственного устройства, политического (государственного) режима.

Объектом исследования является учение о государстве на различных этапах общественного развития.

Предмет исследования – сущность, явление, содержание, признаки, форма государства.

Методологическую основу исследования составляют системный и исторический подход к изучению состава и сущностных характеристик государства и особенностей его построения, логический анализ. В процессе исследования применялись также такие научные методы, как: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой и др.

Теоретическую основу исследования составляют концептуальные положения общей теории права, труды отечественных и зарубежных правоведов по истории и теории государства и права.

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Понятие государства

 

Сущность государства как общественного явления представляет собой многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе; уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. То есть решение данной проблемы составляет одну из основных задач теории государства.

Существует множество теоретических подходов в понимании сущности и назначения государства. Однако в большинстве случаев авторы справедливо рассматривают государство через призму трех составляющих – публичная власть, территория и население. Предварительно заметим: рассмотренные ниже философско-правовые школы по-разному толкуют происхождение государства, власти, связь населения с государственными образованиями, отношения общества и государства, при этом одинаково понимая основные признаки государства, указанные выше. К наиболее распространенным философско-правовым подходам в понимании сущности государства относятся следующие:

  • Теологическое понимание государства. Исходит из того, что государство является общественным порождением в целях реализации общего блага. Государственная власть обосновывается как Божья милость, дар Господа, и каждый должен смириться перед божественной волей и подчиниться государственной власти. Теологические теории пронизаны идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда часто встречающееся обоснование не только смиренности перед институтами государства, но и обоснование сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов.

По ряду положений теологические концепции отличаются друг от друга. Например, христианская доктрина государства толкует представительную (законодательную) власть как «принимающую закон от Бога и оглашающее его», сам закон как «изречение Господа»1; целью государственной исполнительной власти видит в установлении мира, порядка и защите малоимущих.

В мусульманском учении о государстве глава государства (халиф) является наследником пророка Мухаммеда, и государство есть слуга божественного закона – Корана, данного ему Аллахом. Мусульманские государственно-правовые течения имеют отличительные черты.

Суннитская концепция исходит из того, что во главе государства из главенствующей роли хамирата (хамир – глава) государства, но при этом он опирается на общины правоверных, принцип совещательности (ашшура), где ключевую роль играют религиозные представители. Согласно данной доктрине, все органы государства связаны мусульманским правом, в основе которого положения Корана. Шиитская доктрина более консервативна. Все государственно-властные полномочия должны быть сосредоточены в руках непогрешимого имама, наделенного полубожественными качествами2.

  • Территориально-властный (или силовой) подход. Согласно ему, государство действует на определенной территории, оно – орудие политической власти, которая распространяется на все население. Силовой подход в объяснении сущности и назначения государства, представлен рядом направлений и течений (теория насилия, классовая теория и др.). Здесь государство понимается как сила, как средство угнетения одних другими. Согласно теории насилия, на заре человеческой цивилизации государство, его институты (армия, полиция, налоговые службы и др.) оказались продуктом покорения одних племен другими. Марксизм-ленинизм также трактовал государство как силу, как диктатуру класса имущих над классом неимущих, бедных.
  • Информационно-кибернетический. Государство – определенная система с прямыми и обратными информационными потоками. Власть есть движение информации – связь государства с обществом – издание законов и иных правовых актов, обращенных к членам общества, обратная связь – информация о состоянии управляемых государством общественных процессов.
  • Социологический – государство явление социальное, существующее только в обществе, тесно с ним связанное. С долей условности можно говорить о двух течениях (подходах). Согласно первому, государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное (Аристотель, Кант, Коркунов). Второе направление состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный социальный институт. Это современный подход, основывающийся на разграничении гражданского общества и государства. Социологическое направление видит государство как некий «живой» организм, элементом его жизни; оно подчинено законам общества, его природа – в природе общества. По их мнению, государство не имеет самостоятельных начал, ибо есть отражение социальных процессов, исключение или так называемые элементы самостоятельности, по мнению представителей этого направления, проявляются в действиях армии, в праве граждан избирать и быть избранными.
  • Либеральный подход – это так называемая концепция государства – ночного сторожа: государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, а только устанавливает «правила игры» – нормы права и с помощью их охраняет порядок в обществе и т.п. Государство, согласно либеральным концепциям, нейтрально; его задача – разработка и принятие законодательства. Заметим, что теория правового государства своими корнями во многом уходит в либеральный подход, ибо здесь признается примат права и конституции, при условии разделения государственной власти.
  • «Государство – менеджер» – государство есть нейтральный руководитель общественными делами, хозяйственно-финансовой деятельностью, неполитизированный управляющий.
  • «Государство – социальный арбитр». Общество неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, часто не совпадающие и даже противоречащие друг другу. Государство как арбитр разрешает конфликты, снимает противоречия, возникающие на этой почве. Одним из основных средств в решении этих проблем является судебная власть.
  • Марксистский подход – государство рассматривается как особая организация, выделившаяся из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает классовую сущность государства, полагая, что оно есть «машина для подавления одного класса другим», орудие диктатуры определенного класса (К. Маркс, В.И. Ленин).

 

1.2 Признаки государства

 

Изучение подходов к понятию «признак государства»3 позволяет определить признаки государства как качественные черты государства, выражающие не только его наиболее яркие особенности по сравнению с другими подобными организациями, но исторически идентифицирующие государство в качестве такового.

Несмотря на внешнюю схожесть состава признаков государства, теоретические подходы, индивидуальный анализ практики государственного строительства на текущем этапе исторического развития и даже различия в терминологии, применяемые различными исследователями, приводят к различному пониманию как состава, так и сущностных характеристик признаков государства в современной науке теории государства и права.

Большинство современных российских правоведов придерживается «перечня» из пяти обязательных для любого государства признаков: наличие публичной власти, системы налогов и займов, территориального деления населения, права и суверенитета. Между тем ряд ученых придерживается иных концепций, либо сокращая данный перечень4, либо, напротив, расширяя его5 и даже объявляя открытым.

Анализ основных подходов к составу и сущности универсальных и обязательных признаков государства, на которые опирается современная отечественная наука, позволяет выделить следующие основные (классические) признаки государства:

  • территория и ее границы;
  • публичная власть;
  • система налогов и сборов;
  • суверенитет, наличие государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • монополия на издание законов;
  • принуждение.

Представить государство без территории невозможно, его существование органически сопряжено с территорией, имеющей границы. Население ведет оседлый образ жизни и беспрепятственно перемещается только в пределах территориальных границ государства. Беспрепятственное передвижение по территориям других государств предполагает специальные межгосударственные договоренности. Понятно, что государственная власть может в определенных случаях ограничить передвижение по территории государства своих граждан, например, при чрезвычайных обстоятельствах. С появлением государства появляется не только понятие государственная граница, но и такое понятие, как гражданин, которое означает связь, принадлежность физического лица к конкретному государству.

Граница предполагает ее охрану, неприкосновенность, для чего создается армия, пограничные службы, таможенные органы и др.

Публичная власть – один из главных признаков государства, означающий, что государство не сливается с обществом и реализуется посредством специальных органов. В современном государстве – это государственные и муниципальные органы власти. Их задачи – управлять и организовывать общество, вплоть до применения принуждения; разрабатывать и применять обязательные для населения правовые акты; обеспечивать законность и правопорядок.

Информация о работе Государство: сущность и принципы организации