Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 18:23, курсовая работа
На протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и стержнем политической жизни государство как организация власти всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним) институтов своими специфическими признаками. При этом сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия, с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность многовариантного понимания и не менее разнообразного толкования и самого понятия «государство», и набора признаков, обусловливающих отнесение того или иного образования к данной категории
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА 8
1.1 Понятие государства 8
1.2 Признаки государства 11
2 ФОРМА ГОСУДАРСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 16
2.1 Понятие формы государства и его составные элементы 16
2.2 Форма государственного правления 19
2.3 Форма государственного устройства 21
2.4 Политический (государственный) режим 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(Национальный исследовательский университет)
Факультет «Подготовки сотрудников правоохранительных органов»
Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин»
Государство: сущность и принципы организации
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория государства и права»
ЮУрГУ 031001.2013. КР
Нормоконтролер Специалист по УМР кафедры ГиГПД преподаватель ЮУрГУ Деньщикова Г.Н /______________/ «___» ____________________ 2014 г. |
Руководитель работы Преподаватель ЮУрГУ Деньщикова Г.Н./________________/ «___» ____________________ 2014 г.
Автор работы Студент группы ПСПО-118ПД _________________ Е.А. Рамазанова «___» ____________________ 2014 г.
Работа защищена с оценкой (прописью, цифрой) ______________________________ ______________________________ «___» ____________________ 2014 г. |
Челябинск, 2014
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(Национальный исследовательский университет)
Факультет «Подготовки сотрудников правоохранительных органов»
Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин»
Специальность «Юриспруденция»
УТВЕРЖДАЮ | |
Заведующий кафедрой УПД доктор юридических наук __________________В.И Майоров «___» ____________________ 2014 г. |
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу студента
Рамазановой Екатерины Александровны
Группа ПСПО-118ПД
1. Дисциплина: Теория государства и права.
2. Тема работы: Государство: сущность и принципы организации.
3. Срок сдачи студентом законченной работы: «___» ___________ 2014 г.
4. Перечень вопросов, подлежащих разработке:
5. Календарный план
Наименование разделов курсовой работы |
Срок выполнения этапов работы |
Отметка руководителя о выполнении |
1. Понятие государства |
||
2. Признаки государства |
||
3. Понятие формы государства и его составные элементы |
||
4. Форма государственного |
||
5. Форма государственного |
||
6. Политический (государственный) режим |
||
7. Написание заключения. |
||
8. Нормоконтроль. |
||
9. Предоставление работы на рецензирование. |
||
10. Предоставление работы на кафедру для допуска к защите |
Руководитель__________________
Задание принял к исполнению _________________________ Е.А. Рамазанова
АННОТАЦИЯ
Рамазанова Е.А. Государство: сущность и принципы организации. – Челябинск, ЮУрГУ, гр. ПСПО-118ПД, 2014. – 33 с., 1 иллюстрация, библиографический список – 46 наименований, приложений – нет.
Цель данной работы – исследовать сущность и принципы организации государства.
Объектом исследования является учение о государстве на различных этапах общественного развития.
Предмет исследования – сущность, явление, содержание, признаки, форма государства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Наряду с правопониманием, столь же «вечным», основополагающим, сколь и сложным, многотрудным является вопрос о понятии государства. Поэтому не только оправдано, но и жизненно необходимо неоднократное возвращение к данному вопросу, его дальнейшее углубленное исследование с учетом исторического развития, новых подходов и выводов науки.
На протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и стержнем политической жизни государство как организация власти всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним) институтов своими специфическими признаками. При этом сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия, с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность многовариантного понимания и не менее разнообразного толкования и самого понятия «государство», и набора признаков, обусловливающих отнесение того или иного образования к данной категории.
Сосуществование и конкуренция различных представлений о государстве – ситуация, интересная не только в собственно академических целях, но, прежде всего, для профессионального историко-правового анализа. Наличие множества определений государства представляются попытками уяснить саму сущность государства, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной сущности, доминирования той или иной социальной группы, чьи интересы, прежде всего, выражает государство.
Цель данной работы – исследовать сущность и принципы организации государства.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
Объектом исследования является учение о государстве на различных этапах общественного развития.
Предмет исследования – сущность, явление, содержание, признаки, форма государства.
Методологическую основу исследования составляют системный и исторический подход к изучению состава и сущностных характеристик государства и особенностей его построения, логический анализ. В процессе исследования применялись также такие научные методы, как: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой и др.
Теоретическую основу исследования составляют концептуальные положения общей теории права, труды отечественных и зарубежных правоведов по истории и теории государства и права.
Сущность государства как общественного явления представляет собой многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе; уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. То есть решение данной проблемы составляет одну из основных задач теории государства.
Существует множество теоретических подходов в понимании сущности и назначения государства. Однако в большинстве случаев авторы справедливо рассматривают государство через призму трех составляющих – публичная власть, территория и население. Предварительно заметим: рассмотренные ниже философско-правовые школы по-разному толкуют происхождение государства, власти, связь населения с государственными образованиями, отношения общества и государства, при этом одинаково понимая основные признаки государства, указанные выше. К наиболее распространенным философско-правовым подходам в понимании сущности государства относятся следующие:
По ряду положений теологические концепции отличаются друг от друга. Например, христианская доктрина государства толкует представительную (законодательную) власть как «принимающую закон от Бога и оглашающее его», сам закон как «изречение Господа»1; целью государственной исполнительной власти видит в установлении мира, порядка и защите малоимущих.
В мусульманском учении о государстве глава государства (халиф) является наследником пророка Мухаммеда, и государство есть слуга божественного закона – Корана, данного ему Аллахом. Мусульманские государственно-правовые течения имеют отличительные черты.
Суннитская концепция исходит из того, что во главе государства из главенствующей роли хамирата (хамир – глава) государства, но при этом он опирается на общины правоверных, принцип совещательности (ашшура), где ключевую роль играют религиозные представители. Согласно данной доктрине, все органы государства связаны мусульманским правом, в основе которого положения Корана. Шиитская доктрина более консервативна. Все государственно-властные полномочия должны быть сосредоточены в руках непогрешимого имама, наделенного полубожественными качествами2.
Изучение подходов к понятию «признак государства»3 позволяет определить признаки государства как качественные черты государства, выражающие не только его наиболее яркие особенности по сравнению с другими подобными организациями, но исторически идентифицирующие государство в качестве такового.
Несмотря на внешнюю схожесть состава признаков государства, теоретические подходы, индивидуальный анализ практики государственного строительства на текущем этапе исторического развития и даже различия в терминологии, применяемые различными исследователями, приводят к различному пониманию как состава, так и сущностных характеристик признаков государства в современной науке теории государства и права.
Большинство современных российских правоведов придерживается «перечня» из пяти обязательных для любого государства признаков: наличие публичной власти, системы налогов и займов, территориального деления населения, права и суверенитета. Между тем ряд ученых придерживается иных концепций, либо сокращая данный перечень4, либо, напротив, расширяя его5 и даже объявляя открытым.
Анализ основных подходов к составу и сущности универсальных и обязательных признаков государства, на которые опирается современная отечественная наука, позволяет выделить следующие основные (классические) признаки государства:
Представить государство без территории невозможно, его существование органически сопряжено с территорией, имеющей границы. Население ведет оседлый образ жизни и беспрепятственно перемещается только в пределах территориальных границ государства. Беспрепятственное передвижение по территориям других государств предполагает специальные межгосударственные договоренности. Понятно, что государственная власть может в определенных случаях ограничить передвижение по территории государства своих граждан, например, при чрезвычайных обстоятельствах. С появлением государства появляется не только понятие государственная граница, но и такое понятие, как гражданин, которое означает связь, принадлежность физического лица к конкретному государству.
Граница предполагает ее охрану, неприкосновенность, для чего создается армия, пограничные службы, таможенные органы и др.
Публичная власть – один из главных признаков государства, означающий, что государство не сливается с обществом и реализуется посредством специальных органов. В современном государстве – это государственные и муниципальные органы власти. Их задачи – управлять и организовывать общество, вплоть до применения принуждения; разрабатывать и применять обязательные для населения правовые акты; обеспечивать законность и правопорядок.
Информация о работе Государство: сущность и принципы организации