Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 18:23, курсовая работа
На протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и стержнем политической жизни государство как организация власти всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним) институтов своими специфическими признаками. При этом сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия, с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность многовариантного понимания и не менее разнообразного толкования и самого понятия «государство», и набора признаков, обусловливающих отнесение того или иного образования к данной категории
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА 8
1.1 Понятие государства 8
1.2 Признаки государства 11
2 ФОРМА ГОСУДАРСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 16
2.1 Понятие формы государства и его составные элементы 16
2.2 Форма государственного правления 19
2.3 Форма государственного устройства 21
2.4 Политический (государственный) режим 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Государства с позиции политико-территориального устройства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация, империя)17.
Унитарное
государство – единое государство, состоящее
из административно-
Унитарные государства могут быть централизованными (Польша) и децентрализованными (Италия). В централизованных унитарных государствах во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных местные органы власти формируются избирателями и пользуются значительной самостоятельностью, иногда полномочия значительно объемнее полномочий субъектов федерации отдельных государств.
Федерация – союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам). Функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов Федерации. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др. (Россия, США, Канада).
Субъекты Федерации, как правило, не имеют права от собственного имени самостоятельно выступать на мировой арене18.
Федерации подразделяют по национальному и территориальному признакам. Национальные Федерации, как правило, недолговечны, поскольку в политической и государственной жизни часто именно этот фактор и разрушает государственность (Чехословакия, Югославия и др.). В территориальных Федерациях число субъектов Федерации не соответствует количеству национальностей и национальный фактор, как правило, остро не выражен (Канада). Здесь нередко учитывается фактор языка, т.е. в субъект Федерации чаще объединяется население, говорящее на одном диалекте.
Кроме этого, Федерации разделяют на симметричные и асимметричные. Речь идет о правовом положении различных частей Федерации, юридическом, в большинстве случаев, но не экономическом. Абсолютно симметричных Федераций нет, поскольку в любом случае какие-то различия между субъектами всегда имеют место19.
Различают договорные и конституционные Федерации. Договорные возникли на основе договора между объединившимися государствами (США); конституционные – путем принятия конституции, поправок к ней или законом парламента (РФ).
Конфедерация – в большинстве случаев союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария с 1815 по 1848 г.; США с 1776 по 1787 г. и др.). Обычно создается на основе договоров о ее создании. Для данного государственного устройства характерна меньшая сплоченность государств, чем в Федерации. Отсутствие единой судебной и законодательной системы, общего гражданства и др.
Субъекты конфедерации обладают правом сецессии (добровольного выхода) и правом нуллификации (отмены действия общеконфедеративных актов на своей территории). Также государственные образования создаются для военных или экономических целей20.
Империя – это объединение под одной короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи. Обычно создавались путем завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя, Российская империя и др.)21.
Политический (государственный) режим – совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти, состояние прав и свобод граждан22.
В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократические, полудемократические, авторитарные и тоталитарные режимы.
Демократический государственный режим присущ странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где личность самостоятельна в экономической сфере, что обусловливает свободу предпринимательства и частную собственность. Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей, с учетом системы сдержек и противовесов. Демократический государственный режим характеризуется выборностью и сменяемостью органов государственной власти, а также ее децентрализацией. Государственная власть обеспечивает развитие политической активности граждан. Методы осуществления государственной власти учитывают наличие легальной политической оппозиции, которая «рассматривается не как зло, а как необходимый элемент для совершенствования государственного управления, хотя на практике государственная власть всегда использует (и по своему положению не может не использовать) ограничительные меры по отношению к оппозиции, стесняя, но в рамках закона, ее деятельность»23sub_10020.
В данном государственном режиме ограничено применение методов принуждения, конституционные права граждан соответствуют мировым стандартам, а также осуществляется гибкая социальная политика (помощь детям, инвалидам, пенсионерам и др.).
Демократический политический режим характерен для США, Франции, Великобритании, Германии и многих других европейских стран.
Полудемократические государства характеризуются соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма – нарушен принцип взаимодействия властей, не отработана система сдержек и противововесов, политическая активность граждан не развита. Конституционные права граждан в таких государствах соответствуют международным стандартам, но не защищаются государством должным образом.
Данный государственный режим характерен для России, Турции, Египта и других стран, преимущественно постсоциалистических.
Авторитарный государственный режим характеризуется преобладанием методов принуждения при сохранении отдельных приемов либерализма. В странах с авторитарным государственным режимом безраздельно доминирует исполнительная власть, глава государства; выборы в представительные органы являются формальностью, народ отстранен от управления государством, формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью. Политическая оппозиция практически отсутствует (иногда формально разрешается деятельность близких по идеологии партий или профсоюзов). Конституционные права граждан открыто нарушаются. По мнению специалистов, данный государственный режим характерен для Таиланда, Сирии, Малайзии, стран африканского континента и не только.
Тоталитарный режим – полная противоположность демократического государственного режима. Характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на системное применение насилия или угрозу его применения. Проявляется нетерпение ко всякому инакомыслию, власть в государстве осуществляется вождем или пожизненным президентом, часто лидером единственной политической партии. Политическая активность граждан отсутствует, личность в деятельности государства игнорируется.
Тоталитаризм имеет три разновидности: левый – коммунизм, правый – фашизм и религиозный – фундаментализм24.
В литературе нередко выделяют переходный и чрезвычайный режимы, которые, имея авторитарную или демократическую направленность, как правило, имеют временный характер25. Они формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил или при стихийных экологических, социальных и иных потрясениях, угрожающих нормальному функционированию государств, безопасности его граждан.
Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства. К наиболее распространенным философско-правовым подходам в понимании сущности государства относятся следующие: теологическое понимание государства, территориально-властный (силовой), информационно-кибернетический, социологический, либеральный, «государство – менеджер», «государство – социальный арбитр», марксистский подходы.
Государство – это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая монополией на налоги и сборы.
Признаки государства как качественные черты государства, выражающие не только его наиболее яркие особенности по сравнению с другими подобными организациями, но исторически идентифицирующие государство в качестве такового. К основным (классическим) признакам государства относятся: территория и ее границы; публичная власть; система налогов и сборов; суверенитет, наличие государственных символов (герб, флаг, гимн); монополия на издание законов; принуждение.
Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти. Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства:
Форма правления представляет собой систему формирования взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Порядок замещения должности главы государства определил две основные формы правления: монархию и республику. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.
Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой. Выделяют два основных вида государственного устройства: унитарное и федеративное.
Политический режим представляет собой систему методов, форм и способов осуществления политической (включая и государственную) власти в обществе. Можно выделить некоторые типы политических режимов: демократический, либеральный, авторитарный.
Нормативно-правовые акты
Книги и статьи
1 Папаян Р.А. Христианские корни современного права / Р.А. Папаян. М.: Норма, 2002. С. 277.
2 Колесников П.М. Мусульманское право в правовых системах стран Ближнего Востока / П.М. Колесников. М.: РПА Минюста России, 2012. С. 112-139.
3 Дмитриев Ю.А. Признаки государства: понимание и интерпретации / Ю.А. Дмитриев, В.О. Миронов // Государство и право. 2010. №10. С. 5-16; Павлов С.Ю. Развитие учения о признаках государства: историко-правовое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / С.Ю. Павлов. М., 2011 и др.
4 См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. СПб.: Изд-во Юридического института, 2012; Любашиц В.Я. Теория государства и права / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 и др.
5 Марченко М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. М.: Проспект, 2013. С. 143.
6 Аминов Г.А. Налоги в системе основных признаков государства / Г.А. Аминов, Г.Б. Магомедов // Правовая культура. 2012. №1. С. 85-88; Аминов Г.А. Налоги как признак государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Г.А. Аминов. М., 2012; Павлов С.Ю. Налоговая система как признак государства / С.Ю. Павлов // Правовое государство. 2009. №1. С. 55-60.
7 Беспалова М.В. Суверенитет как признак государства и как принцип права в контексте его законодательного обеспечения в современных европейских государствах / М.В. Беспалова // Актуальные проблемы российского права. 2013. №11. С. 1359-1366.
8 Любашиц В.Я. Проблемы типологии эволюционных форм государства и государственной власти / В.Я. Любашиц // Юристъ-Правоведъ. 2012. №1. С. 68-73.
9 Саломатин А.Ю. Проблема эволюции типов и форм государства в курсе «Теории государства и права» (сравнительный анализ моделей государственного развития) / А.Ю. Саломатин // Известия высших учебных заведений. 2010. №3. С. 20.
10 Авдеев Д.А. Форма и содержание государства как политико-правовая гармония / Д.А. Авдеев // Вестник Пермского университета: Серия «Юридические науки». 2012. №3. С. 9.
11 Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства / И.Р. Кушхов // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №6. С. 12.
12 Власенко Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. М.: Юриспруденция, 2009. С. 72.
13 Минникес И.В. Монархия как форма правления – проблемы теории и сравнительный анализ / И.В. Минникес // Компаративистика-2012. М.: РИОР: Инфра-М, 2013. С. 213-216.
14 Исаева П.М. Монархии Аравийского полуострова: эволюция формы государства / П.М. Исаева. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2011. С. 98.
15 Пушкарев С.В. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института / С.В. Пушкарев, Е.М. Михайлова // Административное право и процесс. 2012. №1. С. 25-27; Пушкарев С.В. Нетипичные формы республик с президентской системой правления / С.В. Пушкарев // Современное право. Новое в российском законодательстве. 2012. №7. С. 16-19.
Информация о работе Государство: сущность и принципы организации