Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:22, контрольная работа
Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Государство и государственные образования как субъект гражданского права.
1.1Гражданская правоспособность государства и муниципальных
образований……………………………………………………………4
1.2Формы участия государства в гражданском обороте……………….8
2.Объекты гражданского права.
2.1Понятие юридической классификации вещей………………………12
2.2Деньги ,ценные бумаги ,понятие имущества………………………..13
2.3Результаты творческой деятельности, как объекта гражданских
прав……………………………………………………………………..15
2.4Результаты работ, услуги, нематериальные блага, как объекты
гражданских прав……………………………………………………...16
4.Список использованной литературы…………………………………………19
Университет Российской академии образования
Самарский филиал
Факультет_____________________
Дисциплина____________________
Тема контрольной работы_______
______________________________
Ф.И.О. студента ______________________________
______________________________
Курс_________Семестр__________
Полный домашний адрес:________________________
______________________________
Дата сдачи____________________
Ученая степень преподавателя__
Ф.И.О.________________________
Оценка____________Подпись_____
Дата проверки_________________
План
Введение…………………………………………………………
1.Государство и
1.1Гражданская
образований…………………………………………………
1.2Формы участия государства в гражданском обороте……………….8
2.Объекты гражданского права.
2.1Понятие юридической классификации вещей………………………12
2.2Деньги ,ценные бумаги
,понятие имущества………………………..
2.3Результаты творческой деятельности, как объекта гражданских
прав……………………………………………………………………
2.4Результаты работ, услуги, нематериальные блага, как объекты
гражданских прав……………………………………………………...16
4.Список использованной литературы…………………………………………19
Наряду с физическими
и юридическими лицами участниками
отношений, регулируемых гражданским
правом, являются государство и другие
публично-правовые образования. Для
решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных
(региональных, местных) задач они во многих
случаях нуждаются в участии в имущественных
отношениях. При этом должны быть учтены
особенности статуса таких образований,
обладающих публичной властью, а в ряде
случаев являющихся политическими суверенами,
которые сами определяют правопорядок,
в том числе случаи и пределы собственного
участия в гражданских правоотношениях.
С другой стороны, необходимо в полной
мере соблюсти интересы участников имущественного
оборота как юридически равных собственников
(или иных законных владельцев) имущества,
находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых
отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами
и определяются особенности участия публично-правовых
образований в гражданском (имущественном)
обороте.
К числу государственных
образований, участвующих в гражданских
правоотношениях, относятся, во-первых,
государство и, во-вторых, муниципальные
образования. Особенности отечественного
государственного и социально-экономического
устройства имеют следствием то положение,
что государство не выступает в качестве
единого субъекта гражданских правоотношений,
а, напротив, характеризуется множественностью
субъектов. К их числу относятся: Российская
Федерация (федеральное государство) в
целом, ее отдельные субъекты - республики,
края, области, города федерального подчинения,
автономная область, автономные округа
(ч. 1 ст. 65 Конституции), являющиеся государственными
образованиями. Согласно ст. 73 Конституции
вне пределов ведения Российской Федерации
(ст. 71 Конституции) и ее полномочий по
предметам совместного ведения с субъектами
РФ (ст. 72 Конституции) последние "обладают
всей полнотой государственной власти".
Что касается городских и сельских поселений
и других муниципальных образований, то
в них осуществляются функции местного
самоуправления (ст. 131 Конституции), в
связи с чем они не могут считаться государственными
образованиями. Органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной
власти. Несомненно, однако, что они обладают
известными властными полномочиями, т.е.
функциями публичной власти, которыми
их наделяет закон (ст. 132 Конституции).
Поэтому как муниципальные, так и государственные
образования охватываются общим понятием
публично-правовых образований.
Особенности правового положения всякого
государства обусловлены наличием у него
политической власти и государственного
суверенитета, в силу которых оно само
регулирует различные, в том числе имущественные
отношения, устанавливая в качестве общеобязательных
как правила поведения для всех участников,
так и порядок разбирательства их возможных
споров. При этом оно само определяет и
собственную гражданскую правосубъектность,
ее содержание и пределы. Вместе с тем,
участвуя в имущественных отношениях,
государство должно соблюдать установленные
им же правила, обусловленные самой природой
регулируемых отношений. Оно не должно
использовать свои властные прерогативы
для того, чтобы произвольно менять в своих
интересах гражданско-правовые нормы
или навязывать контрагентам свою волю
в конкретных правоотношениях, иначе рыночный
(имущественный) оборот не сможет нормально
функционировать, а необходимая ему частноправовая
форма будет разрушена.
Поэтому государство и другие публично-правовые
образования в гражданско-правовых отношениях
выступают на равных началах с иными их
участниками - гражданами и юридическими
лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что
они не вправе использовать здесь никакие
свои властные полномочия по отношению
к другим участникам (контрагентам). За
нарушение гражданских прав или неисполнение
обязанностей к публично-правовым образованиям
в судебном порядке могут быть применены
обычные меры имущественной ответственности,
ибо во внутренних (внутригосударственных)
гражданских правоотношениях публично-правовые
образования лишены судебного иммунитета
(т.е. возможности привлечения к суду только
с их согласия).
Выступление государства и других публично-правовых
образований в гражданском обороте на
равных началах с другими его участниками
вытекает из общих принципов гражданского
(частного) права и требуется самой природой
гражданско-правовых отношений. Поэтому
незаконными должны считаться любые попытки
органов публичной власти использовать
свои полномочия для получения публично-правовыми
образованиями в гражданских правоотношениях
односторонних преимуществ или ограничений
в их пользу прав и интересов других участников
оборота (например, путем издания правовых
актов, в одностороннем порядке изменяющих
условия выпущенных в обращение займов,
установления иммунитета бюджетов
1.1Гражданская
правоспособность государства
образований
.
Общие положения. Правовое положение государства и государственных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частно-и публично-правовые элементы'. От того, как государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права.
Государство как носитель суверенитета едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект.
В то же время Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельствах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных уровней — Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.).
Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе пра-восубъектности государства и государственных (муниципальных) образований. Но она важна не всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах. Имеются, однако, и различия. Поэтому в дальнейшем сказанное о государстве распространяется на все государственные (муниципальные) образования, если иное особо не оговорено.
екты гражданского права,
может участвовать в
Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна и другим субъектам. Властвует работодатель над своими работниками, родители над своими детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определенной территории1 повеления государства преобладают над всеми иными властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости государства от кого бы то ни было и составляет главный признак его суверенитета.
Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права, а именно:
— государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;
— государство может
принимать административные акты, из
которых возникают гражданско-
— государство сохраняет
властные функции даже тогда, когда
оно вступает в построенные на
началах равенства гражданско-
— государство пользуется иммунитетом.
В случаях, предусмотренных нормами международного и даже порой национального права, государство может осуществлять властные полномочия также и за пределами своей территории, например, на континентальном шельфе. Российская Федерация на своем континентальном шельфе осуществляет суверенные права и юрисдикцию согласно Закону РФ о континентальном шельфе .
Правоспособность
государства не может быть
тождественна правоспособности
различных физических и
Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности.
Таким образом,
государство, вступая в
Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права.
Государственные (муниципальные)
образования как субъекты гражданского
права, приравненные к государству.
Государство участвует в
В гражданско-правовых отношениях
участвуют три категории
От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, казна и выборные органы местного самоуправления1.
Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). По сути, муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подобный вывод подтверждается, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования2. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов . В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.
1.2Формы участия
государства в гражданском
Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Остановимся вначале на последней форме участия государства в гражданском обороте.
Опосредованное участие
государства в обороте
Действующее законодательство закрепляет принцип раздельной ответственности учредителя и созданного им юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК), однако у этого принципа есть немало исключений (напр. п. 5 ст. 115 и п. 2 ст. 120 ГК), связанных в основном с государством. Именно государство в ряде случаев отвечает по долгам созданных им юридических лиц. Однако не только в этих исключениях из принципа раздельной ответственности состоит опосредованное участие государства в гражданском обороте.
Государство продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют созданные им юридические лица, и в этом смысле стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени. В ряде наиболее важных с точки зрения государства случаев за его органами закрепляются контрольные полномочия (согласование, одобрение, утверждение, контроль и т.п.) в отношении таких юридических лиц. Сами по себе эти полномочия не свидетельствуют о непосредственном участии государства в гражданском обороте (сторонами соответствующих сделок становятся созданные государством юридические лица), однако показывают, насколько оно близко к этому.
Непосредственное участие
Информация о работе Государство и государственные образования как субъект гражданского права