Государство и государственные образования как субъект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Государство и государственные образования как субъект гражданского права.
1.1Гражданская правоспособность государства и муниципальных
образований……………………………………………………………4
1.2Формы участия государства в гражданском обороте……………….8
2.Объекты гражданского права.
2.1Понятие юридической классификации вещей………………………12
2.2Деньги ,ценные бумаги ,понятие имущества………………………..13
2.3Результаты творческой деятельности, как объекта гражданских
прав……………………………………………………………………..15
2.4Результаты работ, услуги, нематериальные блага, как объекты
гражданских прав……………………………………………………...16
4.Список использованной литературы…………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Квалифицирующим признаком участия  государства в обороте не может  быть действие такого государственного органа, который не является юридическим  лицом. Сейчас практически все государственные  органы, которые участвуют в гражданском обороте от имени государства, признаны юридическими лицами. Здесь главное - не формальный критерий наличия или отсутствия прав юридического лица, а направленность действий государственного органа, которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа. В случае непосредственного участия государства в гражданском обороте мы имеем специфические отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться глава при любых обстоятельствах государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства, тем самым связав его.

От имени государства в гражданском  обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации - Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Госкомимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК).

Ситуацию контролирует Федеральное  агентство имущественных отношений. Данное агентство представляет собой  централизованную систему органов, состоящую из Главного управления, входящего в состав Министерства финансов РФ, и территориальных органов. Органы Федерального агентства являются юридическими лицами в форме бюджетных учреждений. Основными функциями Федерального агентства являются управление доходами и расходами федерального бюджета РФ (учет, средств, их зачисление, перемещение и расходование) и обслуживание внутреннего и внешнего долга РФ. Главное управление Федерального агентства является от имени Министерства финансов РФ официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций, членом которых состоит РФ, по вопросам финансовых операций Правительства РФ.

Государство как собственник  является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие  от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 ГК. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество.

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности  от имени государства регламентируются Постановлением Правительства РФ. В частности: 1) создание и ликвидация федеральных государственных предприятий производятся по решению Правительства РФ; 2) учредителями от имени государства в обществах и товариществах выступают Российский фонд федерального имущества по решению Правительства РФ; 3) Правительство РФ производит передачу государственного имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду, осуществляет контроль за использованием государственного имущества, дает согласие на продажу, сдачу в аренду, передачу в залог или в уставный капитал обществ (товариществ) и иное распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным государственным предприятием. Аналогичный порядок, за некоторыми исключениями, существует и для управления и распоряжения иными объектами государственной и муниципальной собственности.

Главной системой органов, осуществляющих от имени государства  управление и распоряжение государственной  собственностью, являются комитеты по управлению имуществом во главе с Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом:

- совершают "сделки  приватизации", за исключением  продаж, осуществляемых фондами  имущества;

- являются держателями  акций (паев, долей участия), принадлежащих государству до их передачи фондам имущества;

- выступают в качестве  арендодателей государственного  имущества;

- закрепляют государственное  имущество на праве хозяйственного  ведения, оперативного управления  и бессрочного пользования;

- принимают решения  о внесении вкладов в уставный капитал различных обществ (в том числе и за пределами собственно приватизации);

- дают согласие на  залог государственного имущества;

- совершают иные действия.

Указанные действия комитеты по управлению имуществом совершают  от имени государства как собственника соответствующего имущества.

Второй по значению системой органов, уполномоченных от имени государства  управлять и распоряжаться государственным  имуществом, являются фонды имуществ во главе с Российским фондом федерального имущества.

Российский фонд федерального имущества и фонды на местах осуществляют функции по:

- продаже переданных  им долей участия (паев, акций)  в капитале акционерных обществ  (товариществ) и иных объектов  приватизации, т.е. по совершению  так называемых "сделок приватизации";

- временному (до момента  продажи) владению указанными  долями участия (паями, акциями), свидетельствами о собственности  на предприятия или иные объекты  приватизации и осуществлению  в этот период полномочий государства  как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков);

- получению и перечислению  дивидендов и выручки от приватизации;

- выступлению в пределах  полномочий, предоставленных законодательством,  в качестве учредителя акционерных  обществ (товариществ), приобретению  долей участия (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ).

Указанные действия Фонды  имущества также совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества.

Однако от имени государства  действуют не только указанные выше органы. Так, при приватизации жилых помещений стороной соответствующих отношений по передаче жилых помещений в собственность граждан выступает государство как таковое, хотя заключаются эти сделки государственными органами или даже государственными предприятиями от своего имени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Объекты гражданского  права

2.1Понятие и юридическая  классификация вещей

 

В гл. 6 ГК РФ указаны основные виды вещей (ст. 137 ГК РФ). Помимо них  ГК РФ различает и другие их виды:

1 Индивидуально-определенные вещи и вещи, определенные родовыми признаками (родовые вещи). Первые обладают такими признаками, по которым их можно отличить от других таких же вещей. Вторые характеризуются числом, весом, иными единицами измерения, т.е. представляют собой известное количество вещей одного рода.

Индивидуально-определенная вещь в отличие от родовых юридически незаменима, поэтому обязательство, предметом которого является такая  вещь, прекращается в случае ее гибели. ГК РФ по-разному определяет последствия неисполнения обязанности передать индивидуально-определенную вещь (ст. 398) и родовые вещи (ст. 463). Деление вещей на индивидуально определенные и родовые имеет значение и для определения юридической природы договора. Так, предметом займа могут быть только родовые вещи, а договоров аренды и безвозмездного пользования – только индивидуально-определенные.

2 Потребляемые и непотребляемые вещи. Потребляемые вещи в процессе использования перестают существовать как таковые либо утрачивают свои первоначальные потребительские свойства (продукты питания, косметические средства, лекарства, кино- и фотопленка и др.).        Непотребляемые вещи при использовании не уничтожаются полностью и в течение длительного времени могут служить по назначению (машины, оборудование, здания и сооружения, бытовая техника и др.). Значение такой градации заключается, прежде всего, в том, что предметом договоров аренды и безвозмездного пользования могут быть только непотребляемые вещи, т.к. при прекращении этих договоров вещь должна быть возвращена, чего невозможно сделать с потребляемой вещью.

3 Вещи, созданные трудом человека, и вещи, созданные природой, т.е. имеющие естественное происхождение. Так, в зависимости от происхождения вещи ГК РФ определяет основания приобретения права собственности (ст. 219, 220, 229 и 221), правовую природу договора (предметом договора контрактации может быть только сельскохозяйственная продукция, выращенная (произведенная) производителем, а договора поставки - любые товары), правила оборотоспособности (ст. 129 ГК РФ).

4 ГК РФ различает вещи в зависимости от их назначения и цели использования. Эти признаки положены ГК РФ в качестве одного из критериев для разграничения договора розничной купли-продажи и поставки, а также условия применения правил о возмещении вреда, причиненного товарами ненадлежащего качества, и в др. случаях (см., например, п. 2 ст. 400 ГК РФ).

 

2.2Деньги, ценные бумаги, понятие имущества

 

 

Деньги выступают в  качестве особого объекта гражданского права. Они могут быть предметом  некоторых гражданско-правовых сделок: договоров займа, дарения, кредитных договоров. Чаще всего они являются законным средством платежа в возмездных договорах. Деньги представляют собой особое движимое имущество и относятся к категории делимых вещей.

Согласно Конституции (ст. 75) и ст. 27 Закона о ЦБР официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Официальное соотношение между рублем, золотом и другими драгоценными металлами не устанавливается. В соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 29 Закона о ЦБР Банк России осуществляет эмиссию наличных денег монопольно. Ст. 30 Закона о ЦБР предусматривает, что банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами ЦБР и обеспечиваются всеми его актами.

  В ГК РФ предусматривает два вида денежных расчетов: путем наличных денег и безналичные расчеты. При расчетах путем наличных денег средством платежа являются реальные денежные знаки, которые передаются одним субъектом другому за товары, работы, услуги или в иных установленных законом случаях (например, штрафы). При безналичных расчетах используются цифровые записи об обращающейся денежной массе. При этом определенная денежная сумма списывается со счета одного субъекта и зачисляется на счет другого. Возможны и иные формы безналичных расчетов.

Законодательство предусматривает, что безналичные расчеты могут  осуществляться путем использования  платежных поручений, чеков, аккредитивов, платежных требований – поручений. Банковская практика допускает проведение безналичных расчетов при помощи векселей, депозитных сертификатов, пластиковых карточек банков. Формы расчетов между плательщиком и получателем определяются договором.

Случаи и порядок  использования иностранной валюты в качестве средства платежа определяются Законом о ЦБР (ст. 82) и Законом о валютном регулировании, а также изданными в соответствии с ними нормативными актами. Согласно указанным актам расчеты в иностранной валюте на территории Российской Федерации допускаются только в безналичном порядке (ст. 86 Закона о ЦБР) и в строго ограниченных случаях.

 К валютным ценностям относятся: а) иностранная валюта; б) ценные бумаги в иностранной валюте (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; в) драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и необработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям, а также к лому таких изделий устанавливается Правительством РФ. Однако пока он не определен.

Ценные бумаги, будучи обобщенным понятием и существуя  в различных видах, являются необходимым средством юридической техники в различных областях рыночной экономики. Они служат удобным инструментом в организации и функционировании коммерческих субъектов (акции), являются кредитными (облигации, векселя и др.) и платежными (чеки) средствами, используются в товарном обороте (коносаменты и др.), обеспечивая при этом, в отличие от общих правил гражданского права, упрощенную и оперативную передачу и осуществление прав на материальные и иные блага.

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

В случаях, предусмотренных  законом или в установленном  им порядке, для осуществления и  передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном) (ст. 142 ГК РФ).

 Для любой ценной бумаги характерны следующие основные признаки:

– во-первых, ценная бумага – документ установленной формы  и с обязательными реквизитами. Под документом  понимает материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Классические ценные бумаги в отличие от «бездокументарных» имеют идентификационные признаки, которые определяются законодательством. Отсутствие в ценной бумаге хотя бы одного из обязательных реквизитов или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме согласно п. 2 ст. 144 ГК РФ влечет ее ничтожность, т.е. порочность такой бумаги вытекает из самого факта ее совершения и презюмируется недействительной независимо от решения суда;

Информация о работе Государство и государственные образования как субъект гражданского права