Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 08:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать гражданское общество в условиях правового государства.
Цель курсовой работы определила решение следующих исследовательских задачи:
рассмотреть развитие общества и появление государственно-правовых институтов;
исследовать гражданское общество в условиях правового государства.
ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ
1.1 Понятие общества. Развитие общества как первооснова функционирования государственно-правовых институтов
1.2 Смысл и назначение понятий «государствоорганизованное общество», «государствообразующее общество»
2 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Гражданское общество: понятие и сущность
2.2 Правовое государство: понятие и признаки
2.3 Гражданское общество и правовое государство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Наука «Теория государства и права» имеет дело со специализированным понятием «общество». Такая специализация этого понятия привела к тому, что появилось понятие «государствоорганизованное общество». Под государствоорганизованным обществом в правовой науке понимается такое общество, которое имеет собственное государство. Если, например, мы говорим о «французском обществе», то здесь же подразумеваем, что французы не только образуют совместную общность, но и имеют собственное государство. Таким образом, понятие «государствоорганизованное общество» является специфической категорией теории государства и права, употребляется для обозначения определенной общности людей, имеющих свое собственное государство. [14, с 114]
В то же время и понятие «государствоорганизованное общество» не раскрывает все нюансы, связанные с взаимоотношением общества и государства. Ведь есть разные государствоорганизованные общества, с разным характером взаимодействия общества и государства. Как уже отмечалось, есть общества, где государство верховодит во всем. Такое государство получило даже специальное название: «тоталитарное государство». Но есть такие общества, где государство рассматривается в качестве института общества, где государство учреждается обществом и полностью подконтрольно обществу. Для обозначения такого состояния взаимодействия общества и государства как раз и «изобретено» понятие «государствообразующее общество».
Государствообразующее общество - это такой исторически сложившийся институт общества, который, будучи вызванным к жизни цивилизационным развитием, для ведения своих повседневных дел учреждает специальную политическую власть, называемую государством. [16, с 89] Это происходит в эпохе, соответствующей условиям новой истории.
Основу современного государствообразующего общества составляет народ (нация) - социально-экономическая общность людей, объединенных в государство. Народ представляет собой в первую очередь политическую общность. Народ объединяет в себе всех, какой бы национальности ни был человек, проживающий на территории государства. Понятие народ (чаще всего понятия народ и нация употребляются как синонимы) охватывает людей разных национальностей, особенно в многонациональных государствах: оно позволяет не выделять на первый план в государстве ни одной нации как этнической общности. Таким образом, понятие народ в смысле политической общности в современном государствообразующем обществе используется для преодоления понятия нация, понимаемого как совокупность людей, принадлежащих к одной национальности и образующих этническую общность. Государство формируется на основе политической общности людей. Народ, организованный в политическую общность, как раз и образует государствообразующее общество.
Что же организует общество в целостный организм? Здесь, по нашему мнению, необходимо выделить внутреннюю и внешнюю (обособляющуюся от общества) силы. Внутренняя сила, сплачивающая общество, - самая главная, сущностная, изначальная сила, которая и формирует множество людей в единую целостность. Внешняя сила является производной от внутренней, ею обусловленной силой.
Внутренней силой объединения людей в общество служит определенная духовно-нравственная идея (идеал), соответствующая исторически сложившемуся менталитету народа и часто возводимая в идеологию. При внимательном изучении в любом государствообразующем обществе можно усмотреть господствующее влияние на население, по крайней мере, одной из следующих идеологий: социальной, национальной, либеральной. Под их влиянием происходит социальное движение в целом. Чтобы разобраться в механизме социального движения, необходимо вникнуть в суть таких понятий, как социальное взаимодействие, социальные интересы, социальные институты, социальная интеграция, социальные конфликты, общественное настроение, социальные приоритеты, социальная свобода и др.
Подробное рассмотрение и обоснование процесса формирования и влияния, отмеченных нами идеологий и механизмов социального движения не входит в задачу настоящего учебника. Этими вопросами должны предметно заниматься философия, социология, политология. Нас же больше интересуют вопросы, связанные с государством и правом, соотношением общества и государства.
Государство, по нашему мнению, как раз и выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере в обществе) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая гражданским обществом власть, которая функционирует в обществе. Государство до некоторой степени отделяется от общества и образует политическую силу, призванную организовать жизнь людей, управлять делами общества в соответствии с волей и интересами гсударствообразующего народа.
В истории были времена (да и сегодня кое-где имеет место), когда государство и общество сливались вместе. Это при сословно-кастовом обществе, когда государственная власть не избиралась, не формировалась с участием электората, а состояла из представителей привилегированного сословия. Определенное слияние общества и государства в одно целое можно наблюдать и в тоталитарных режимах.
Сословная или кастовая власти сложились более или менее естественным развитием общества, и на их формирование как-то влияло разделение труда. Поэтому такую форму власти можно, видимо, назвать исторически необходимой формой организации производства, распределения его результатов, а отсюда и формирования власти. Что же касается тоталитаризма, то он является искусственно созданной системой управления общественными делами, порожденным в периоды кризиса гражданского общества, потери им способности формирования государственной власти.
Таким образом, в историческом плане с появлением государства общество как бы «раскалывается» на две части - на государство и на остальную как бы негосударственную часть. Если государство как институт общества специализируется на управление общественными делами, то другая (негосударственная) часть общества занимается делами воспроизводства общества, вопросами материально-технического обеспечения развития всего общества. Вот эту часть общества, по нашему мнению, как раз и следует называть гражданским обществом. [17, с 57]
Когда в государствообразующем обществе четко выделяются, с одной стороны, государство, а с другой - гражданское общество, то вопрос о соотношении государства и общества, по существу, превращается в проблему соотношения гражданского общества и его политической власти. Поэтому необходимо более подробно остановиться на понятии и сущности гражданского общества.
2 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Гражданское общество: понятие и сущность
Выяснение понятия «гражданское общество» необходимо не только в чисто познавательных целях. Сегодня в Российской Федерации довольно активно формируются институты гражданского общества. В этих условиях и возникает потребность в осмыслении соотношения между государством и гражданским обществом, в выяснении самого понятия «гражданское общество». Осмысливая это понятие, на наш взгляд, следует обратить внимание на следующие моменты:
I. Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество, как уже отмечалось, составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами. Гражданское же общество – это, прежде всего, часть общества за исключением государства как организации его политической власти.
Гражданское общество – это реальное государствоформирующее общество. Как та часть общества, которая занималась его воспроизводством, созданием материальной основы жизни, оно существовало всегда и выделялось по отношению к государству, которое в отличие от него специализировалось на управленческой сфере. Довольно заметные черты гражданского общества можно было наблюдать еще в Древней Греции - в государствах-полисах. В Древнем Риме сильное развитие получили торговля, ремесло, а отсюда и гражданское право - как юридическая основа функционирования гражданского общества. Достаточно вспомнить выражение: «Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил», чтобы убедиться в силе гражданского общества в древнеримском государстве. [11, с 146]По существу, на идее гражданского общества построена теория общественного договора происхождения государства. Конечно, в прошлом в их соотношении были периоды, когда государство полностью преобладало в организации общественной жизни, и дееспособность гражданского общества сводилась к нулю. Но это уже другой вопрос.
2. Гражданское общество,
на наш взгляд, появляется и
оформляется позже общества
3. Несмотря на то,
что понятие гражданское
4. Гражданское общество
и государство объективно «
5. Гражданское общество
нормально функционирует лишь
тогда, когда в деятельности
6. Чтобы верно понять гражданское общество, недостаточно видеть только разделенность общества на гражданское и политическое, но и само гражданское общество надо рассматривать как множество групповых интересов, а не как простую совокупность граждан. Это - общество граждан, имеющих различные групповые интересы. Отсюда и потребность в политической власти для оптимального юридического отлаживания противоречий, основанных на различных интересах.
Таким образом, гражданское общество - это форма жизни и деятельности свободных, равноправных, творчески активных людей, создающих для управления общими делами организацию политической власти (государство). Гражданское общество идет на смену не только кровно-племенной организации людей, но и соборности, общинности и т.д. Гражданское общество - это общество «незнакомых» людей, имеющих свои интересы и желающих их удовлетворить, в том числе и возможностями деятельности государства. [3, с 22]
В соотношении гражданского общества и государства примат, безусловно, принадлежит первому. Однако всегда необходимо иметь в виду активную роль государства по отношению к обществу (гражданскому обществу). Хотя государство им формируется и контролируется, но формируется по большому счету для управления общественным развитием. Оно управляет обществом, но эта функция передается ему самим обществом и им же контролируется. Здесь можно провести аналогию с акционерным обществом, которое само учреждает органы своего управления.
Гражданское общество формирует государство с целью: защитить себя от внешних и внутренних противников; беречь моральные устои, нравственные ценности, на которые оно опирается; защищать жизнь, свободу, здоровье граждан; обеспечивать оптимальные условия функционирования экономических отношений в обществе; проводить в жизнь его идеологию, социальные программы, способные смягчать противоречия между различными социальными группами и людьми.
В условиях, когда гражданское общество не способно само сформировать государство, наблюдается хаос или появляется узурпированная (самовольно захваченная) нелегитимная власть, которая, как правило, устанавливает свое господство над ним. Появляются внеправовые государства: тоталитарное (подчиняет и контролирует все гражданское общество), корпоративное, этнократическое, фашистское и др.
В отличие от внеправовых государств, в демократических государствах главным действующим лицом государствообразующего общества выступает человек, который и составляет его основу (основной субъект). Именно человек (не подданный) является членом гражданского общества, и он с его интересами стоит в корреспондирующей связи с государством. Человек как носитель неотъемлемых прав и свобод, а не безликий народ или нация, является главным и безусловным действующим лицом гражданского общества. Нет личности - нет и гражданского общества. Состоятельность, дееспособность гражданского общества в полной мере зависят от степени свободы личности. Только состоятельные, дееспособные личности могут образовать, действенное по отношению к государству, гражданское общество. Отсюда оно включает в себя систему установившихся моральных, экономических, политических, правовых отношений: свободу труда и предпринимательства, право собственности и гарантии ее защиты, деятельность общественных и политических организаций, сферу воспитания и образования, культуру, науку и средства массовой информации, а также все, что служит интересам удовлетворения потребностей людей. Основным институтом гражданского общества является объединение людей, занимающихся предпринимательской деятельностью. Именно предпринимательская деятельность направлена на материальное обеспечение жизнедеятельности всего общества. Если гражданское общество не сумеет оптимально обеспечивать проблемы воспроизводства жизнедеятельности самого общества, то и не сумеет содержать нормальное государство.