Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 08:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать гражданское общество в условиях правового государства.
Цель курсовой работы определила решение следующих исследовательских задачи:
рассмотреть развитие общества и появление государственно-правовых институтов;
исследовать гражданское общество в условиях правового государства.
ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ
1.1 Понятие общества. Развитие общества как первооснова функционирования государственно-правовых институтов
1.2 Смысл и назначение понятий «государствоорганизованное общество», «государствообразующее общество»
2 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Гражданское общество: понятие и сущность
2.2 Правовое государство: понятие и признаки
2.3 Гражданское общество и правовое государство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В целом, на наш взгляд, можно дать следующее определение гражданского общества: гражданское общество - это дееспособная система политических, экономических, социальных и иных отношений, складывающихся в процессе самоорганизации жизнедеятельности общества, включая отношения по формированию государства. Именно для оптимального управления делами гражданского общества, организации защиты прав и свобод членов этого общества учреждается государство - политическая власть этого общества.
2.2 Правовое государство: понятие и признаки
В настоящее время в России с уст политиков, дипломатов и даже обыденных граждан ни сходит термин «правовое государство». Вместе с тем не все до конца осознают значение данной философско-правовой категории. Поэтому, мы и постараемся более детально разобрать данное явление.
Правовое государство – это такая форма организации государства, при которой граждане, а также государственные органы и должностные лица действуют только строго в рамках установленных правовых норм основанных на идеях справедливости, свободы, равенства, братства для реализации прав и свобод индивида через посредством удовлетворения общегосударственных интересов.
Правовое государство, как и любое правовое явление, обладает рядом специфических черт, признаков отличающих ее от других смежных категорий. Кроме того, уровень воплощения данных признаков свидетельствует о реализации самой идеи правового государства в государственно-правовой действительности того или иного государства.
1. Приоритет прав и свобод человека. Правовое государство создается и действует для реализации гражданами своих прав и свобод. Они получают приоритетное значение при принятии, каких либо, политических решений и планировании государственной деятельности. Цель правового государства удовлетворять потребности общества в целом, а соответственно и индивида в отдельности как части этого общества. Вся деятельность государственного аппарата, в таком государстве, направлена не на реализацию потребностей экономически господствующего класса или политической элиты, а человека и гражданина его прав и свобод.
2. Реальность осуществления прав и свобод человека и гражданина. Мало продекларировать приоритет прав и свобод человека и гражданина. Государство если хочет называться правовым должна обеспечить реальные гарантии, т. е. условия и средства обеспечения таких прав. Если же государство, как это обычно бывает, (Например, в ст. 2 Конституции Российской Федерации сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».) только на бумаге, формально, а не реально закрепляет, но не предпринимает ни каких действий, или делает не достаточно для воплощение данного принципа, то оно не может считаться правовым. Правовое государство – это только то государство где деятельность любого органа, любого должностного лица положена на алтарь улучшения жизни людей, общества, а соответственно и государства в целом. Необходимо, чтобы граждане не только могли ознакомиться со своими правами, но в любой момент воспользоваться ими, а государство сделать все от него зависящее, что бы эта возможность стала реальностью.
3. Верховенство права.
Изначально главным критерием
правового государства
4. Взаимная ответственность государства и гражданина. Основатель немецкой классической философии права Иммануил Кант отмечал, что «в правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину» . Естественно, что государство единственная организация которая обладает правом легального применения силы и в публичных правоотношениях естественно находится в состоянии субординации в отношении граждан. Однако в правовом государстве эта разница как бы стирается, а точнее минимизируется, так как, во-первых, граждане становятся экономически, политически, социально независимыми с высокой гражданской позицией, а соответственно применение силы является не правилом, а исключением. Во-вторых, обеспечивается реальная возможность гражданина предъявлять претензии государству за неисполнение и неправомерное осуществление действий его органами.
5. Действительный доступ
граждан к управлению делами
государства. В правовом государстве
имеется возможность гражданам
самостоятельно принимать
6. Высокая правовая культура. Само название – правовое государство, этимологически наталкивает на мысль о безупречном и неуклонном исполнении в нем, всеми и повсеместно, правовых норм. Однако неуклонное исполнение законов возможно только при добровольном принятии их обществом, при развитом чувстве уважения к праву, закону и правовой политике государства. Все это может быть достигнуто только при развитой правовой культуре общества.
7. Разделение властей.
В правовом государстве
8. Правовое государство
– социальное государство. Основа
всех отношений – экономика. Корень
практически всех бед и
2.3 Гражданское общество и
Анализ таких категорий как гражданское общество и правовое государство совершенно ясно дает представление о том, что они не могут существовать в отдельности. Если хотя бы зачатки или какие либо другие проявления гражданского общества могут существовать в любом государстве, то образования правового государства без гражданского общества не возможно по следующим причинам:
Во-первых, именно гражданское общество и представляет совокупность индивидов желающих и могущих руководствоваться идеями добра и справедливости, т. е. естественным правом. Именно они обладают высокой правовой культурой и строго следуют предписаниям правовых норм (если они совпадают с естественным правом). В этом случае вообще наблюдается идентичность идей о правовом государстве и гражданском обществе.
Во-вторых, вообще невозможно ограничить государство правом, так как трудно себе представить власть, которая не контролировалась из вне, сама себя ограничивала своими же предписаниями. Этой силой из вне и выступает гражданское общество, которая ставит власть в свое русло и заставляет ее действовать не в угоду своих интересов, а интересах общества в целом.
В-третьих, правовое государство создано удовлетворять потребности всего общества, быть социальным государством, стремиться привлекать граждан к управлению делами государства. Этого же и добивается гражданское общество, оно стремиться контролировать принимаемые политические решения и сделать общество социально независимым.
В заключении можно резюмировать, что правовое государство и гражданское общество – это высоко идейные и архиважные категории теории государства и права, которые имеют большую теоретическую ценность, от степени реализации которых зависит процветание нашего государства и общества. Однако, к сожалению, не смотря на то, что Конституция Российской Федерации обозначила Россию в качестве правового государства, оно таковым не являемся и даже отдаленно не можем называться таковым. С воплощением нашего общества в гражданское, дела обстоят еще хуже. Наши граждане далеки от саморегуляции и саморазвития. Активность в политической сфере – главный элемент гражданского общества – тоже оставляет желать лучшего. Кроме отрицательных моментов в развитии концепции правового государства и гражданского общества в российской действительности надо отметить и некоторые положительные сдвиги в данной области в последнее время. Остается надеяться и ждать когда мы максимально приблизимся к идеи правового государства и гражданского общества в нашей стране, достичь которые, как известно, из за их идеальности на сто процентов невозможно.
Однако выполнение высоких требований к правовому государству не может сегодня в полной мере обеспечить ни одно государство мира. Поэтому о правовом государстве можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует стремиться.
Процесс формирования правового государства, особенно достижения приоритета права над властью, шел очень долго и болезненно. Традиции попрания закона в первую очередь самой властью очень давние («Прав тот, у кого больше прав», «Закон, что дышло, куда повернул — туда и вышло»). Истоки правового нигилизма, неуважения к закону, коренятся в суверенитете и силе самой власти, а также объясняются тем, что право (законы) создаются этой самой властью. Проблема самоограничения власти долго выглядела противоестественной. Потребовались столетия, постепенное формирование устойчивого правосознания и убежденности граждан в необходимости верховенства закона как важной меры стабильности и процветания, общества. Разработка конституционных документов (в первую очередь конституций), введение конституционного правления, признание верховного статуса принятых законов постепенно проложили путь к созданию и укреплению правового государства.
Какие же существуют пути достижения правового государства?
Совершенствование существующего законодательства путем модификации, кодификации, систематизации. Эта проблема особенно актуальна для стран, меняющих господствующую идеологию, переходящих из одной системы социальных координат в другую, например для России. Прежнее советское законодательство во многом было построено на юридическом закреплении командно-административных методов руководства обществом. Кроме того, имелось множество несоответствий одних нормативно-правовых актов другим. Значительное количество правительственных и ведомственных ак-тов по своему духу и букве не соответствуют действующим законам, противоречат им, а иногда и просто корректируют их в своих ведомственных интересах.
Работа по совершенствованию законодательства не может осуществляться одномоментно. Меняющаяся действительность делает необходимым постоянное совершенствование действующего законодательства путем создания широкого круга новых законодательных актов, обеспечивающих правовые основы рыночного гражданского общества.
Немаловажное значение для формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их легитимность, признание со стороны всего общества. Неприятие обществом отдельных законов и правовых норм, при всей их внешней необходимости и полезности, приводит к отторжению их гражданами, невыполнению и в конечном счете сводит на нет попытки создания правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество - это же множество людей, соединенных между собой определенными отношениями (связями), основанными на интересе. Общество - продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. С появлением государства и права, зарождающееся от первобытного состояния общество приобрело качественно новый и одновременно сложный характер.
Общество, являющееся первоосновой государства, в принципе не может полноценно взаимодействовать со своим институтом, каковым и является государство. Как раз для взаимодействия с государством в обществе выделяется другой институт, получивший название «гражданское общество».
Гражданское общество - это форма жизни и деятельности свободных, равноправных, творчески активных людей, создающих для управления общими делами организацию политической власти (государство). Гражданское общество - это дееспособная система политических, экономических, социальных и иных отношений, складывающихся в процессе самоорганизации жизнедеятельности общества, включая отношения по формированию государства. Именно для оптимального управления делами гражданского общества, организации защиты прав и свобод членов этого общества учреждается государство - политическая власть этого общества.