Государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы попытаемся дать определение правового государства и гражданского общества, а так же сделать выводы о состоянии современного гражданского общества и его стремлений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки……………………………………………………………….4
1.1. Понятие гражданского общества ………………………..4
1.2. Структура гражданского общества ……………………...10
1.3. Признаки гражданского общества ………………………16
Глава 2. Правовое государство............................................................18
2.1. Понятие правового государства………………………….25
2.2. Основные признаки правового государства
Заключение …………………………………………………………...31
Список литературы …………………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач (2).docx

— 72.13 Кб (Скачать файл)

- наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих  его структур и различных групп  людей;

- свободно формирующееся  общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность, и, прежде всего реальное осуществление  права человека на информацию;

- жизнедеятельность в  гражданском обществе базируется  на принципе координации. В отличие  от государственного аппарата, который  построен на основе принципа  субординации, т.е. система строгого  подчинения "младших старшим".

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии. В настоящее время в международном праве и в  национальных правовых системах большинства стран основные права  и свободы граждан охраняются конституцией  и иными подзаконно-нормативными актами, декларациями , например Всеобщая декларация прав человека  от 10 декабря 1948 года.

В  науке принято, что общество не создается, а формируется само по себе, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.

Исходя из вышеуказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:

- возникновение гражданского  общества на определенных основаниях, не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского  общества создаются в интересах  самого общества в целом и  государственной рационализации;

- недопустимость гражданским  обществом конфликтов между самими  членами общества.

                     Глава 2. Правовое государство

              2.1. Понятие правового государства

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Есть несколько определений правового государства. Далее мы приведем пример мнений разных ученых по поводу этого вопроса.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat)  государство, вся деятельность которого подчинена нормам  и  фундаментальным принципам права. 4

Подчинённость деятельности верховных органов властистабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской юриспруденции и «верховенством права» (англ. rule of law) в странах общего права. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения5. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Девнейшим из известных кодексов, регулирующих государство, является вавилонский свод законов Хаммурапи (около 1750 года до н. э.). Этот кодекс примечателен тем, что основан на опубликованных правилах, что чиновники были обязаны исполнять эти правила и что привилегия толковать эти правила возлагалась на судей.

В Древних Афинах законы служили одним из инструментов борьбы с тиранией. Чтобы избежать концентрации власти в руках одного человека, собрание полноправных граждан (экклесия) издавало нормативные акты, обязательные ко всеобщему исполнению. Судьи избирались по жребию. Все граждане имели равное право на рассмотрение дела в суде. Высшим органом правосудия был народный суд присяжных (дикастерий). По правилам, конфликты в торговле должны были решаться не силой, а на основе коммерческого права и с учётом заключённых контрактов. Вместе с тем, власть народных собраний была формально неограниченной, поэтому афинская демократия была подвержена произволу толпы, известным примером которого был смертный приговор Сократу. В то же время древнегреческий философ Аристотель последовательно отстаивал мысль о том, что государство должно быть «правлением законов, а не людей». 6

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».

Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства7. Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство - это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.8 Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

Таким был мир древний и в средние века, когда общество развивалось и видоизменялось, а  в настоящее время термин правовое государство можно подразделить на 2 части.

1) Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

 

Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения всеми гражданами без исключения. Потому как в правовом государстве все равны перед законом, данное понятие закреплено в Конституции РФ в ч.1 ст.19.

Э. Кант писал: «Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как логике, что такое истина». Основы государства и права9. Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2.2. Основные признаки правового государства 

Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди важнейших принципов правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых10

  • суды отделены от других ветвей власти (исполнительной и законодательной) и изолированы от внешнего давления;
  • судебные решения основаны на разумных толкованиях существующих законов;
  • существуют гарантии справедливого судебного разбирательства.

Другие ученые и правоведы  приводят разные принципы, нам кажется более правильным следующие:

Признаки   правового государства

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование прав и свобод человека.11 Эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Господство закона во всех сферах жизни означает, что государство и его граждане равны перед законом. Это означает что правовое сознание граждан высоко развито, потому как  лишь в таком обществе люди подчиняются закону и ставят его выше всего, выше себя, государственной власти а так же всей организаций и ассоциаций .

Гарантия прав человека и его защищенность является основополагающим моментом доверия человека закону. Ведь лишь при точной уверенности в  том, что твои права и свободы будут защищаться ты сможешь довериться государству и закону. Уверенность и стабильность закона –вот гарант всей правовой системы любого государства.

Разделение ветвей  власти говорит о наличии демократического строя в   стране. Когда законодательная , исполнительная и судебная власти ликвидированы  от вмешательства и соподчинения , лишь в такой форме может функционировать само право, лишь тогда возможно избежать коррупции и давления. В обстановке когда все три ветви власти работают на государство и общество, лишь тогда можно говорить о наличии правового государства , об разделении властей говорил еще  Монтескье. Данный принцип позволяет исключить монополизацию власти одной из ветвей власти, что поработит хаос  и беззаконие в любом государстве, стерев навсегда понятие правового государства.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Информация о работе Государство и гражданское общество