Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 09:46, курсовая работа
В данной курсовой работе мы попытаемся дать определение правового государства и гражданского общества, а так же сделать выводы о состоянии современного гражданского общества и его стремлений.
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки……………………………………………………………….4
1.1. Понятие гражданского общества ………………………..4
1.2. Структура гражданского общества ……………………...10
1.3. Признаки гражданского общества ………………………16
Глава 2. Правовое государство............................................................18
2.1. Понятие правового государства………………………….25
2.2. Основные признаки правового государства
Заключение …………………………………………………………...31
Список литературы …………………………………………………..33
Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать се текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
Верховенство закона, и, прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
Следом за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные НПА издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.
Кроме законов в систему законодательства входят подзаконные акты правительства, министерств и ведомств. Они регулируют отношения в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики и подзаконные акты местных органов власти (регулируют вопросы местного значения).
В правовом государстве главное место по объему регулирования занимают законы. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями.
В правовом государстве должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство закона, не отвечающая общечеловеческим ценностям, может принести к установлению диктатуры система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допускать произвол.
В правовом государстве эти функции будут возложены на судебную систему. Суды являются проводниками Конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной и исполнительной властей. На практике важна не сама Конституция, она является декларацией, а конституционная система, в которую входит судебная система конституционного надзора.
Конституционные суды, Верховные суды и суды нижестоящие в правовом государстве должны обладать огромной силой. Для этого суды должны быть независимы. Судьи должны избираться пожизненно, чтобы иметь возможность решать вопросы, не опираясь на мнение людей, стоящих у власти12.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-
- появление действенной
способности противостоять
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской
системы управления
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г) выход юридической науки
из самоизоляции и использование общечеловеческого
опыта13.
Государство, провозглашая права и свободы
граждан, наделяет их и обязанностями,
т.е. личность и государство вступают в
правоотношения, т.е. отношения, в которых
субъекты реализуют свои права и обязанности.
На сколько равноправны стороны в этих
отношениях, по этому можно судить о правовом
государстве.
Все вышесказанное является признаками правового государства , которые разработаны и выведены на опыте государств , которые ранее их не использовали, а позже когда правовое развитие позволило им взглянуть на проблемы здраво, что стало первой ступенькой к созданию правового государства. В современном мире тяжело говорить о наличии хоть одного идеального правового государства, но большинство стран стремятся к завершению построения правового государства , со всеми принципами и признаками, которые выше были указаны. Российская Федерация сформировалась не так давно, после распада СССР. По сравнению с другими странами, она начала развиваться стремительно и спонтанно. На сегодня Россия по праву может говорить об огромном успехе в построении правового государства с развитым гражданским обществом. В современной России функционирует разделение властей, граждане РФ участвуют в отправлении правосудия путем референдума , создаются и развиваются политические партии и объединения . Права и свободы граждан защищаются конституцией и другими нормами международного права, так как Российская Федерация подписывает и активно ратифицирует Декларации и приводит в соответствие свое законодательство . Граждане Российской Федерации могут обращаться с жалобами не только в судебные инстанции страны, но в Европейский Суд по правам человека, что в лишний раз говорит о верховенстве закона в стране, которая настолько уверена в своей правоте и в своем праве, что позволило судить и принимать решения не национальному суду, а Европейскому Суду по Правам Человека.
Заключение
Гражданское общество и правовое государство это взаимосвязанные элементы, которые позволяют сбалансировать интересы большинства, не пренебрегая интересами меньшинства. Это как часы весов, которые призваны обеспечивать нормальное функционирование общества. В современном мире , при наличии гражданского общества и правовых государств все же не решает все проблемы. В 21 веке существуют государства ¸ которые о наличии права и не слышали. Это говорит о том, что развитие общества не протекает равномерно. Но это не должно являться основанием для неразвитых государств, которые используя эти лозунги угнетают целые народы, уничтожая в них последние надежды на построение светлого будущего. Развитое гражданское общество – это открытое общество, общество стремящее к совершенствовании своих правовых систем, к развитию участия простых граждан в отправлении правосудия. К ликвидации декларативных норм, неспособных защищать интересы , которые были вложены при их разработке. Говоря о гражданском обществе нужно иметь ввиду, что не всякое развитое общество можно так называть. Гражданское общество это такое общество, которое в состоянии создать такое государство , которое бы в будущем отвечало бы требованиям правового государства. Это говорит о наличии правового сознания, образования, психологической стабильности. Лишь граждане, обладающие такими качествами способны регулировать все важные сферы в стране. Абсолютно ясно, что даже в правовых странах не все граждане являются достаточно образованными и политически здоровыми . Но именно поэтому и создаются некоммерческие организации , которые защищают таких категории населения. Создаются учреждения и школы, ведутся агитации и на собственных примерах показывают, что верховенство закона, защита прав и свобод –это то, к чему должны стремиться все. Изучив вопрос правового государства и гражданского общества я пришел к выводу, что это логический финал развития общества. Во все времена у каждого общества были устои, которые говорили что нужно защищать слабых, стремиться все делить поровну , они сквозь века проскальзывали в науку, философию, в литературу а так же в религию. Позже после разных попыток создания государства , общество пришло к осознанию о том, что нужно создать именно правовое государство. Где нет сильных и слабых, где есть закон, который работает и не меняется в зависимости от того, кто перед ним. Где суды принимают решения самостоятельно , без вмешательства, где государство работает на общество , а не наоборот .
1. Конституция Российской
2. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Инфра-М, 2000.
3. Введение в политологию/
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 1998
5. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 1998
6. КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2000.
7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Теис, 1996
8. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. – М.: Юристъ,2000.
9. Козлихин И. Ю. Идея правового
государства: История и современность.
– СПб.: Издательство С.-
10. Комаров С.А. Общая теория государства
и права в схемах и
11. Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001.
12. Лазарев В.В. Общая теория государства и права - М., Инфра-М, 2000.
13. Лившиц Р.З. Государство и право
в современном обществе: необходимость
новых подходов//Советское
14. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М., Инфра-М, 2002.
15. Морозова Л.А. Функции российского
государства на современном
16. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000.
17. Правовое государство в России: замысел и реальность: Круглый стол юристов. 19 января 2005 г./ Междунар. фонд соц.-экон. и политологич. исслед. – М.: Наука, 2005. – 95 с.
18. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2003.
19. Теория государства и права. Курс лекций.Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003.
20. Теория государства и права.
21. Теория государства и права: Курс лекций в 2- х томах.Под ред. М.Н. Марченко – М.: Юридический колледж МГУ, 2000.
22. Теория права и государства. Учебник.Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2000.
23. Теория права и государства: Учебник для вузов.Под ред. профессора Г.Н. Манова – М.: БЕК, 2001.
Специальная литература
1. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. М., 2003. - С.25
2. Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика. – М., 1993. – С.31.
3. Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб., 1993. – С.4
4. Правовое государство в России: замысел и реальность: Круглый стол юристов. – М., 1995. – С.9
5. Правовое государство в России: замысел и реальность. – М., 1995. – С.7.
6. Основы государства и права. Учебное пособие // Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994. С.39
7. Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. М., 1997.С.87
8. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1995.С.114
9. Теория права и государства. // Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995.С.95
10. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 1997.С.67
1 Easton D. A. Framework for Political Analysis. London; Sydney; Toronto; New Delhi; Tokyo, 1965
3 Толковый словарь Ушакова. Д.Н.
4 Марченко М. Н. Правовое государство // Энциклопедия юриста. 2005.
5 Малиновский А. А. Верховенство закона // Энциклопедия юриста. 2005.
6 В такой формулировке эта мысль была позднее популяризована Джоном Адамсом. См. Adams J. Novanglus Essays. No. 7. 1775.
8 Жегутов Р.Т. Теория государства и права
10 Krygier M. Rule of Law // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / Ed. N. J. Smelser, P. B. Baltes. Oxford: Elsevier, 2001. ISBN 0-08-043076-7
11 Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г