Государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государства и гражданского общества, как юридической категории.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
а) изучить государство в политической системе общества;
б) проанализировать правовое государство;
в) исследовать характеристику государства;
г) рассмотреть понятие гражданства;
д) изучить права человека;
е) проанализировать классификацию прав человека.

Содержание

Введение 3
1. Государство и гражданское общество 5
1.1 Государство в политической системе общества 5
1.2 Правовое государство 13
2. Характеристика государства 16
2.1 Понятие гражданства 16
2.2 Права человека 18
2.3 Классификация прав человека 20
Заключение 22
Глоссарий 25
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Эйвазова А.И. КР, ТГП. Государство и гражданское общество.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, классов, организаций. Государство – главный институт власти. Посредством государства власть реализует свою политику. В рассмотрении сущности государства существуют три основных теоретических подхода: общественный, классовый и политико-правовой. Суть первого: государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Квинтэссенция второго: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классовой борьбы подавления одних классов другими. Основа третьего: государство сеть источник права, которое организует жизнь общества и самого государства. Представляется, что определенный смысл есть во всех этих трех позициях. Заблуждения начинаются тогда, когда чрезмерно возносят одну теоретическую позицию над всеми остальными, когда ее абсолютизируют. Государство характеризуется рядом устойчивых признаков: наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения; разделение населения по территориальным единицам; суверенитет, независимость во внешних и внутренних делах; принятие рода обязательств перед народом; существование ряда монопольных прав.

Государство всегда имеет определенную форму. Это общая форма складывается из трех частей: формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. По форме правления государство можно рассматривать в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются отношения между ними, одним ли лицом осуществляется верховная власть или выборным органом. Если верховная власть осуществляется одним лицом, да еще и наследуется, то мы имеем дело с монархией. Монархия бывает дуалистической и парламентарной. Основные европейский монархии являются парламентарными. Если верховная власть избирается на периодически устраиваемых всенародных выборах, то перед вами республика. Республики бывают президентскими, парламентарными и смешанными.[3]

Безоговорочное отождествление государства с обществом в деятельности руководящих субъектов в нашей стране поначалу в значительной степени объяснялось недостаточной развитостью экономических, социальных и духовных сфер жизни для утверждения нового общественного строя, а затем сознательно насаждалось в качестве условия закрепления авторитарно – бюрократической системы. Теперь предстоит осуществление очередной инверсии в отношениях между государством и обществом, что соответствовало бы требованиям политической теории марксизма.

Закрывает путь для адекватного понимания проблемы соотношения гражданского общества и государства нарождающейся новой, демократический стереотип мышления. Становление гражданского общества рассматривается частью публицистов и даже политиков в ракурсе метафизического противопоставления политической системе, вплоть до отрицания регулирующей и организующей роли государства. Призывы к полному разгосударствлению экономики и общественной жизни, отказ от необходимости утверждения в нашей стране регулируемого рынка, расцвет правового нигилизма, падение дисциплины и порядка, оживление интереса к анархизму – это и многое другое подтверждает сказанное. Мировой опыт свидетельствует, что становление и развитие гражданского общества, и реформирование политической  системы, как и обратное, - их стагнация, - всегда взаимосвязанные процессы. Опыт нашей страны в этом отношении – не исключение. В первые мирные годы после Октября были сделаны немалые шаги в направлении утверждения элементов гражданского общества, что вытекало из нэпа. Вводились впервые в мире многие демократические формы жизни, которые затем получили развитие в других странах: право на труд, рабочий контроль, равноправие наций и народностей, доступ всех слоев населения к образованию, народное здравоохранение. Формировался принципиально новый тип политической системы, в основе которой должны быть Советы как органы народовластия. К сожалению, к концу 20-х гг. эти процессы стали быстро свертываться.

Вместо прогресса наступила длительная стагнация и гражданского общества и политической системы. Вопреки объективности в официальной пропаганде это состояние было обозначено понятием «социально – политическое единство общества, исключающим какие-то бы ни было противоречия как источник жизненности и развития.[4]

Преодоление окаменелого, насильственно утверждаемого «единства» и замена его подлинным, живым единством членов общества, социальных групп и институтов – в этом смысл стратегии демократизации России. Реформа политической системы, становление правового государства – необходимое условие и важнейшая сторона обновленческого процесса. Принципиальное значение для понимания нынешних проблем имеют вопросы: о содержании прогресса становления гражданского общества и о базисных элементах этого процесса. Отрицая как некорректный тезис о поглощении авторитарно – бюрократической системой гражданского общества, следовало бы говорить о становлении его в смысле:

а) формирования и развития новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленный ими реальный социальный статус структуры общества;

б) становление адекватной этой структуре системы реальных интересов, скрепляющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность;

в) возникновения разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, самодеятельных организаций, общественно-политических движений, составляющих главные институты гражданского общества и среду для развития творческой активности людей труда;

г) обновления взаимоотношений между всеми социальными группами, общностями;

д) создания материальных социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;

е) формирования и развертывания механизмов социальной само регуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма, во всех его ячейках.

Многие авторы настойчиво приводят мысль: базисом гражданского общества может быть только частная собственность на средства производства. Будто бы лишь она питает силу гражданского сообщества, способную уравновесить силу политической власти. Только частная собственность служит основой автономии гражданского общества. По существу, утверждают сторонники данной точки зрения, гражданское общество есть общество «приватных интересов и дел, где каждому что-то принадлежит и каждый имеет право на собственное дело». Это общество, в котором люди связаны между собой как независимые друг от друга индивиды – самостоятельные собственники и хозяева своего частного дела. К многочисленным известным аргументам критики частной собственности добавлю следующее: пока историей не доказано, что общественная собственность и коллективный труд не могут связывать людей в единое сообщество. Кризис монополии государственной собственности в ряде социалистических стран не означает исторического краха общественной собственности как таковой. И напротив, многократно подтвержден известный тезис социалистов: частная собственность людей разобщает, делает их антагонистами. В современных развитых странах сложились разнообразные экономические и социальные механизмы нейтрализации негативных социальных последствий господства частной собственности.

Современная политическая картина мира также наполнена очагами борьбы гражданского общества и государства. Процесс демократизации общества и утверждения правового государства, где господствует право, - это всемирный процесс, а палитра форм политической жизни многочисленных народов мира включает различные виды режимов – от демократического до тоталитарного, форм государственного устройства – от конфедерации до унитарного государства. Понятно, что и степень развитости элементов правового государства и гражданского общества, его институтов неодинаковы при различных политических структурах.

Поэтому когда речь идет о правовом государстве как модели современного общества, имеется в виду абстракция, характеризующаяся некую форму развитого общества на современном этапе мировой истории.

Диалектика взаимодействия гражданского общества и государства находит выражение в обоюдных прогрессивных изменениях. Одним из существенных изменений стало формирование социального правового государства в развитых странах. В его функции входит обеспечение удовлетворения важнейших социальных потребностей широких масс населения: организация здравоохранения, образование. Конечно, и такое государство имеет свои негативные черты, за что его подвергают критике неоконсерваторы. Оно, безусловно, не потеряло своего классового характера. Интересы экономически господствующих групп социальное государство выражало и выражает. Тем не менее, факт качественного изменения на лицо. И одной из причин его явилась борьба широких масс за улучшение своей жизни, т.е. процессы, происходящие в сфере гражданского общества.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально – политических общностей, форм взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть. Функции политической системы разнообразны:

- определение целей, задач, путей развития общества;

- организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

- распределение материальных и духовных ресурсов;

- согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

- разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

- обеспечение стабильности и безопасности общества;

- политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

- контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основным институтом политической системы является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

- государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;

- государство является единственной политической организацией, обладающей аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

- государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

- государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных организаций;

- государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;

- государство выполняет интегрирующую роль, в рамках системы являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

1.2 Правовое государство

Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Правовое государство характеризуется следующими признаками:

1. Верховенство закона, связанность государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е:

а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б) приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом;

в) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;

г) не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные подзаконные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.

2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их, и реально защищать на практике.

3. Последовательность проведенный принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.

4. Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна обязательно последовать, предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

- производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивидуума, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политике – правовой сфере;

- режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

- высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

- юридическая предпосылка – создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

- гражданское общества, система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы – это важнейшая предпосылка.

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые формулированы в соответствии с нормами международного права[1]. Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями. Идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Более того, Конституция РФ сделала шаг по сравнению с ранее действовавшей Конституцией СССР, а именно:

а) законодательный процесс вновь стал недоступен для контроля граждан, в том числе и в связи с прекращением телевизионных трансляций заседаний Государственной Думы;

б) народ лишился прав отзыва депутатов, не оправдавших его доверия;

в) деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной из-под общественного контроля.

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам.[5] Значительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности, иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд.

Информация о работе Государство и гражданское общество