Государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государства и гражданского общества, как юридической категории.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
а) изучить государство в политической системе общества;
б) проанализировать правовое государство;
в) исследовать характеристику государства;
г) рассмотреть понятие гражданства;
д) изучить права человека;
е) проанализировать классификацию прав человека.

Содержание

Введение 3
1. Государство и гражданское общество 5
1.1 Государство в политической системе общества 5
1.2 Правовое государство 13
2. Характеристика государства 16
2.1 Понятие гражданства 16
2.2 Права человека 18
2.3 Классификация прав человека 20
Заключение 22
Глоссарий 25
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Эйвазова А.И. КР, ТГП. Государство и гражданское общество.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Государство оказывается не способным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения власти в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенной парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов. Для реального построения правового государства в Российской Федерации необходимо:

а) устранить рассогласованность в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов Российской Федерации, с другой; привести все нормативно – правовые акты в соответствие с Конституцией РФ;

б) преодолеть остатки правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании;

в) усилить контроль за исполнением уже принятых законов.

Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов государства.

 

2 Характеристика государства

2.1 Понятие гражданства

Независимо от степени участия того или иного человека в общественной жизни, его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, которые принято называть правовым статусом личности. Права и обязанности закрепляются многочисленными законами и иными нормативно-правовыми актами, но особое значение в определении правового статуса имеет Конституция государства. Именно она устанавливает основы правового статуса человека и гражданина. В структуру правового статуса входят юридические права, свободы и обязанности. Ряд ученых включает в правовой статус личности и гражданство. Однако это вызывает возражения других ученых полагающих, что гражданство следует считать только юридической предпосылкой правового статуса.

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство следует отличать от подданства.[6] Последнее используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии[7].

На территории любого государства могут проживать граждане данного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют различное правовое положение. Гражданами государства признаются лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства. Иностранные граждане – это лица, обладающие документами о принадлежности к гражданству другого государства. Лицами без гражданства считаются лица, не имеющие документов о принадлежности их к гражданству ни одного из государств. Лишь граждане в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, хотя это не означает, что иностранцы и лица без гражданства на территории другой страны являются бесправными. Сущность правового положения иностранца состоит в том, что он находится как бы в двойном подчинении: он одновременно подчинен правопорядку государства пребывания и законам государства своего гражданства. Иностранец может пользоваться правами или выполнять обязанности, вытекающие из его гражданства, лишь в той мере, в какой это допускается государством пребывания, не противоречит его суверенитету и безопасности. Государство пребывания, устанавливая режим для иностранцев, не должно нарушать общепризнанных принципов международного права. Правовое положение апатридов определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказать им защиту. Как и иностранцы, лица без гражданства несут воинскую обязанность и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.

Каждое государство в сфере законодательства о гражданстве действуют самостоятельно, однако международным правом выработан ряд общих принципов регламентации гражданства. К ним относятся:

а) принцип единого гражданства, означающий, что граждане, постоянно проживающие на территории всех субъектов федерации или административно-территориальных единицах, являются гражданами этого государства;

б) принцип равного гражданства, показывающий, что гражданство является равным независимо от оснований его приобретения, что все лица, имеющие гражданство данного государства, обладают одинаковыми конституционно – правовым статусом;

в) принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его односторонним решением государства. В тоже время гражданин имеет право изменить свое гражданство и государство не может лишить его этого права;

г) принцип существования постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами государства, при заключении и расторжении брака;

д) принцип защиты и покровительства граждан со стороны государства.

Некоторые государства закрепляют за своими гражданами возможность иметь гражданство другого иностранного государства в соответствии с законами и международными договорами. Наличие у гражданина двойного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей перед собственным государством.

2.2 Права человека

Проблема прав человека, как и все, что с ней связано, носит универсальный характер и является предметом изучения общественных наук. В широком смысле понятие «права человека» есть категория, прежде всего философская, нравственная, политическая и правовая.

Юридическая наука в области изучения прав человека не занимается анализом исторических событий, посвященных борьбе народов за свои права. Она имеет свой предмет – законодательство, закрепляющие определенный правовой статус личности.

Понятие прав человека – одно из самых дискуссионных в юридической науке. Наиболее общее определение исходит из естественно-правовой теории. Согласно этой теории прав человека – это право, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы и не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать или ликвидировать. Государство может лишь их закрепить, гарантировать или ограничить. В противовес естественно – правовой теории сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которые оно дарует своим гражданам. В повседневной практике часто используется следующее определение прав человека: права человека – это формально-определенная, юридически гарантированная мера возможного поведения человека в государственно-организованном государстве. Теория прав человека основана на безоговорочном признании за ним права на достоинство и права на свободу. Достоинством называется признание обществом социальной ценности и уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека – источник его прав и свобод. Под свободой понимается самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Однако абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Права и свободы одного заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого. Признание за человеком свободы и достоинства, с одной стороны, способствует уважительному к нему отношению, с другой – признанию за ним соответствующих возможностей.

Необходимым условием реализации прав и свобод человека являются исполнение им юридических обязанностей. Юридические обязанности – это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера его должного поведения. Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой.

2.3 Классификация прав человека

Существует несколько классификаций прав и свобод человека. Наиболее распространенной является классификация в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека.

Гражданские (личные) права – это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, честь и достоинство, гражданство, равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений.[7]

Политические права – права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся избирательные права, т.е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирные собрания, создание союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения в органы государственной власти.

К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, относятся, право быть собственником, право наследования, право на собственное занятие предпринимательской деятельностью, право на труд и свободный выбор профессии и рода занятий, отдых, удовлетворительное вознаграждение за труд, защиту от безработицы.

Государство закрепляет и защищает социальные права граждан – право на благосостояние и достойный уровень жизни; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей, право на жилище, право на медицинскую помощь, право на защиту материнства и детства, право на образование, право на благоприятную окружающую среду.

Культурные права – это права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности: на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, свободу творчества, культурную самобытность (см. Приложение А).

По времени возникновения различают три так называемых поколения прав человека. К первому поколению относятся личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость. Второе поколение включает в себя социальные и экономические права, закрепление которых в конституциях и законах наиболее развитых стран относится к началу XX в. их часто называют мнимыми, поскольку при их реализации приходится ущемлять права первого поколения. Например, право граждан на отдых ограничивает свободу предпринимательства. Третье поколение называют правами народов. Представление о них утверждалось в юридической науке и международно-правовой практике во второй половине XX в. Важнейшими из них являются: право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа. По способу существования и отражения различают естественные права, принадлежащие человеку от рождения и позитивные права, устанавливаемые государством.

 

Заключение

Понятие «гражданское право» отражало новую жизнь, сложившуюся после падения абсолютизма, а именно освобождение частной жизни граждан от опеки полицейского государства, на место которого теперь становится правовое государство, где чиновник обращается с гражданами в соответствии со строгим предписанием закона. Для чиновника правового государства законность выше и важнее целесообразности. Конечно, это идеальная схема, мечта юристов. Что касается нашей отчизны, гражданское общество – было прочно забыто на 70 лет. И в этом нет ничего удивительного: доктрина «диктатуры пролетариата» признавала лишь власть, опирающуюся на насилие, а не на закон. Эта же доктрина не признавала в области хозяйственных отношений ничего частного, а все рассматривала как публично-правовое. Теперь понятие возвращается к нам, и мы можем глубже осмыслить предстоящие перемены в нашей жизни.

В гражданском обществе, как уже было отмечено, каждый индивид. Каждый человек преследует свои частные интересы. Например, столяр заинтересован в том, чтобы был спрос на производимую мебель, чтобы он мог по доступной цене купить дерево, чтобы налоги были умеренными. Но ведь в этом заинтересованы все столяры, а в умеренных налогах – все налогоплательщики. Следовательно, у них появляется общий интерес. Теперь представим себе, что правительство повысило налоги и снизило экспортные пошлины на древесину. Во-первых, от повышения налогов пострадали интересы всех налогоплательщиков; во-вторых, от снижения экспортных пошлин на древесину стало выгоднее продавать лес за рубеж, его стало в стране мало, цены на него возросли.

Что же делают в таком случае столяры и все налогоплательщики? Они организуются для защиты своих общих интересов от посягательства власти. Их требования носят политический характер, потому что адресованы власти, государству. Это могут быть и минимальные требования – отмена невыгодных для их интересов постановлений; наконец, радикальные – новые выборы органов власти.

Откровенно говоря, образуются две партии: партия столяров и более широкая партия налогоплательщиков. Чтобы твердо гарантировать соблюдение своих интересов, они начинают борьбу за власть, за то, чтобы провести своих людей в парламент, в правительство. Конечно, это примитивный пример. Образование политических партий в гражданском обществе – это сложный и длительный процесс. Но суть состоит в том, что люди объединяются для борьбы за власть. С тем чтобы при помощи власти обеспечить свои общие интересы. Это могут быть общие интересы, какой-либо социальной или национальной группы. Целого класса или интересы более широких общностей людей, которые объединяются на почве общих для них демократических идеалов.

Институтами гражданского общества являются печать, радио и телевидение – средства массовой информации и выражения общественного мнения. Они как бы связывают всех членов гражданского общества. Каждое частное лицо или группа людей, общественная организация или партия имеют право на издательскую или вещательную деятельность.

Гражданское общество вовсе не заковано в «броню» различных организаций, его жизнь в значительной мере носит спонтанный, стихийный характер. Это значит, что люди действуют в соответствии со своими личными интересами либо индивидуально, либо объединяясь временно в неформальные группы по интересам: для хорошего пения или любительского театра, для изучения иностранного языка или овладения искусством кройки и шитья.

Тем не менее, при всем разнообразии интересов и поведения людей можно заметить, как через это разнообразие проступают некие силовые линии, объединяющие их во всеобщем интересе. Он выражает всеобщую зависимость людей друг от друга в гражданском обществе. Не будем далеко ходить за примерами этой всеобщей зависимости, возьмем обыкновенную улицу с пешеходами и транспортом. Ясно, что жизнь и здоровье пешехода, даже если он идет по тротуару, целиком и полностью зависят от водителя автомашины, проезжающего мимо. Но этот факт осознается лишь тогда, когда случится трагедия, например пьяный водитель, врежется в толпу на трамвайной остановке.

Если такие или иные обстоятельства трагедии не происходят каждый день то только потому, что гражданское общество соблюдает определенный порядок отношений, а охрану этого порядка осуществляет особая организация – государство.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Государство

Политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории

2

Право

Система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер

3

Гражданство

Устойчивая правовая связь человека государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека

4

Политика

Сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти

5

Права человека

Формально-определенная, юридически гарантированная мера возможного поведения человека в государственно-организованном государстве

6

Гражданские права

Права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу

7

Политические права

Права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны

8

Система права

Совокупность норм права, правовых институтов и отраслей права, находящихся во взаимосвязи и обусловленных системой общественных отношений

9

Культурные права

Права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности: на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, свободу творчества, культурную самобытность

10

Гражданское общество

Общество, состоящее из настоящих граждан, обладающих тесно взаимосвязанными правовой и политической культурами, которые опираются на нравственную культуру

Информация о работе Государство и гражданское общество