Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 13:32, курсовая работа
Тема моей курсовой работы - «Государство и социальное партнерство».
Теорией и практикой давно доказано, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата.
Введение
Тема моей курсовой работы - «Государство и социальное партнерство».
Теорией и практикой давно доказано, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата.
В свою очередь, решение социально-экономических проблем должно производиться с учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.
Законодательство является объектом постоянного внимания, как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей.
Хотелось бы обратить внимание, что именно в Трудовом кодексе впервые было закреплено понятие "социальное партнерство". Это, несомненно, должно поднять значимость социально-трудовой сферы, так как процессы, происходящие в данной сфере, формируют экономическую и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность проводимых в стране социально-экономических преобразований.
Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Украины - создания социально ориентированной экономики.
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели, были поставлены следующие задачи: во-первых, раскрыть понятие государства как социальной организации общества, во-вторых, рассмотреть общую характеристику социального партнерства, и, в-третьих, раскрыть роль государства в системе социального партнерства.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что социальное партнерство, а, в сущности, социальные отношения в обществе, являются неотъемлемой частью любого государства, общества, коллектива и отдельного человека в частности. А значит, является очень актуальным и важным вопросом для каждого из нас.
Раздел 1. Государство как социальная организация общества
В различной литературе разрабатывается множество определений понятия государства, которые отражают следующие его аспекты:
Государство есть особая политическая реальность. Раскрывая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация общества. Если государство до середины 19 века можно определять как политическую организацию господствующего класса, то позднейшее, и особенно современное, государство - это политическая и социальная организация всего общества. Государство становится не просто властью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, групповые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности.
Государство - суверенная политико-территориальная организация общества, обладающая властью, которая осуществляется государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, групповых, индивидуальных интересов при опоре, в случае необходимости, на легальное принуждение.1
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для каждого из его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Вместе с тем любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Такими признаками есть территория, население и власть.
Уместно повторить, что государство - суверенная политико-территориальная организация общества, обладающая властью, которая осуществляется государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, групповых, индивидуальных интересов при опоре, в случае необходимости, на легальное принуждение.
Общие признаки государства.
Государство - единая политическая организация общества, которая:
1. Охватывает все население страны в пространственных границах. Территория - материальная основа существования государства. Сама территория не порождает государство. Она только образует пространство, в пределах которого государство простирает свою власть на проживающее здесь население. Территориальный признак порождает гражданство - юридическую связь лица с данным государством, которая выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданин государства обретает:
2. Имеет специальный аппарат управления - систему государственных органов, состоящих из особого разряда лиц, профессионалов по управлению.
3. Располагает аппаратом легального принуждения: вооруженной силой и учреждениями принудительного характера (армия, полиция, тюремные и исправительно-трудовые учреждения).
4. В лице компетентных органов издает общеобязательные юридические нормы, обеспечивает их реализацию, то есть государство организует общественную жизнь на правовых началах, выступая тем самым в качестве арбитра, согласовывающего индивидуальные, групповые и общественные интересы. Оно обеспечивает и защищает права своих граждан, а также других людей, которые находятся на его территории. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечить осуществление принимаемых им решений.
5. Имеет единую денежную систему.
6. Имеет официальную систему налогообложения и финансового контроля.
7. Обладает суверенитетом.
8. Имеет формальные реквизиты - официальные символы: флаг, герб, гимн.
Тип государства - совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития.2
Выделяют такие типы современных государств:
Раздел 2. Общая характеристика социального партнерства
В современный период в Украине происходят процессы, которые можно определить как формирование коллективного трудового права. Кризисное состояние экономики заострило потребность общества достичь социального баланса между нанимаемыми работниками, владельцами (работодателями) и государством. Сейчас наглядно видно, что правовыми средствами индивидуального трудового права, в котором основными субъектами выступают индивидуальный нанимаемый работник и отдельный работодатель, не решить спешных проблем. На первый план выходят, условно говоря, субъекты других "весовых категорий" - коллективы нанимаемых работников и коллективы работодателей. Согласование социально-экономических интересов между указанными субъектами, а также между ними и государством образовывает целую систему общественного отношения, которое получило в зарубежных странах название института социального партнерства, который пронизывает социально-экономические отношения от национального уровня к конкретному предприятию (работодателя).
Предметом социального партнерства выступают коллективные отношения между социальными партнерами из участия трудовых коллективов в установлении условий работы; из участия трудовых коллективов в управлении организациями, на которые они работают; относительно заключения и выполнение коллективных договоров и коллективных соглашений на отраслевому, региональному, национальному уровнях; относительно деятельности профессиональных союзов и других представительных органов трудового коллектива в социально-трудовых отношениях.
К сфере социального партнерства относят:
В теоретическом плане стоит вопрос соотношения социального партнерства и коллективного трудового права. В широком понимании предмет социального партнерства более широкий по своему смыслу предмета коллективного трудового права. Последнее регулирует лишь коллективные отношения по поводу применения нанимаемой работы, а предметом социального партнерства могут быть как очерченные нами вопросы, так и отношения, которые находятся вне их границ, в частности сфера социального обеспечения, здравоохранения и т.п..
В обобщенном понимании предметом социального партнерства может быть любой вопрос социально-экономического содержания в общественной жизни, относительно которого социальные партнеры считают за нужное достигнуть согласия. С другой стороны, нормы о социальном партнерстве той своей частью, которые регулируют сферу применения нанимаемой работы, составляют институт коллективного трудового права. Т.е. социальное партнерство можно рассматривать как принцип деятельности субъектов коллективных трудовых отношений и как правовой институт. Социальное партнерство как правовой институт - это совокупность норм, которые регламентируют отношения между социальными партнерами - трудовыми коллективами нанимаемых работников и их представителями (профсоюзами и другими представителями) и работодателями и их представителями, в также между объединениями указанных субъектов относительно урегулирования трудовых и социально-экономических отношений в сфере применения нанимаемой работы и решении коллективных трудовых споров (конфликтов).
В Украине существуют отдельные формы социального партнерства:
2.1. Понятие форм социального партнерства
В Украинском законодательстве социальное партнерство имеет такое отображение:
1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.3
В этом перечне названо участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Поскольку коллективные трудовые споры в судах не рассматриваются, здесь речь может идти только об индивидуальных трудовых спорах.