Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 08:31, курсовая работа
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Что касается РФ, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией.
Введение
1 Экологическая ответственность
2 Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем
Заключение
Список использованных источников
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Астраханский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Государство и экология |
Фамилия студента |
Дуюнов |
Имя студента |
Александр |
Отчество студента |
Анатольевич |
№ контракта |
04520100101001 |
Здесь разместите содержание.
“Природа не храм, а мастерская,
и человек в ней – работник.”
И. С. Тургенев
Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Что касается РФ, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму равную половине и национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ-загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составили всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен.
Государственный комитет РФ по охране окружающей среды ежегодно публикует сведения в государственном докладе "О состоянии окружающей природной среды РФ". В 90-е годы как реакция общества на увеличение числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возникла новая группа правоотношений, регулируемых природоохранным законодательством и законодательством в сфере безопасности, - обеспечение экологической безопасности.
Важную роль в системе государственного регулирования природопользования играют природоохранительное законодательство и нормативное обеспечение этой деятельности к числу особенно важных правовых актов следует отнести Указ Президента РФ от 04.02.94 №236 "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития", Указ Президента РФ от 01.04.96 №44 "О концепции перехода РФ к устойчивому развитию", давшее основу принятия конкретных решений органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях в части разработок и реализации экологических программ.
В рамках этой политики Госком экологии России разработал 11 федеральных экологических программ. Также насчитывается свыше 70 региональных программ.
В целях дальнейшего совершенствования государственной системы природопользования Аппарат Правительства определил задачу экологическим службам: необходимо сокращение числа и укрупнения федеральных целевых программ необходима разработка единой Федеральной целевой программы "Охраны окружающей природной среды РФ"
Цель данной работы на основе законодательных актов Правительства РФ, проанализировать роль государственной власти, призванной обеспечивать безопасность своих граждан путем организации деятельности правоохранительных органов и прежде всего прокуратуры экологических проблем, а также законодательно закреплять ответственность за экологические преступления. В работе будут определены основные виды экологических преступлений.
Все вышеуказанные задачи будут рассмотрены в I и II главах работы.
Основная часть
1.1 Понятие и виды экологической ответственности
Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными1.
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву произведено в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»2.
Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.
К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится, например, федеральное природоохранительное и поресурсное законодательство:
В 1998 году продолжалось совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы. Принять федеральные законы "Об отходах производства и потребления", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ", "Об исключительной экологической зоне РФ". Постановление правительства РФ от 05.11.95 №1102 Федеральная целевая программа "Диоксин", основной целью этой программы является сокращение техногенного загрязнения природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсинами и снижение их вредного воздействия на здоровье населения на территории РФ.
Поэтому в 1998 г. активизировалось регулирование ввоза и вывоза сильно действующих химических, озоноразрушающих веществ и опасных отходов, что позволило обеспечить контроль за соблюдением требований экологической безопасности при трансграничных перевозках опасных веществ (отходов), нерегулируемое обращение с которыми может оказать неблагополучное воздействие на окружающую среду.3
Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КАЛ) субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.
В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению Федерации.
Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Эти обстоятельства следует принимать во внимание при решении вопросов юридической ответственности за экологические правонарушения.
Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.
Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.
Как указывалось, деяние - объективное основание юридической ответственности, формальным основанием выступает правовая норма, закрепляющая признаки данного правонарушения, а вина служит субъективным основанием.
Однако выделение нормы, вины и деяния в качестве оснований в известной мере условно, т.к. даже в совокупности их недостаточно для реального привлечения правонарушителя к ответственности. Поэтому единственным и достаточным юридическим основанием ответственности является наличие в деянии правонарушителя предусмотренного нормами права состава экологического правонарушения.
В статье 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среды и здоровью человека.
Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии. Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.
Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении. При этом условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, включая условия ответственности, являются недействительными. Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или договором (контрактом).
Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности (ст. 135 КЗОТ РСФСР).
Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в ст. 83 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ). Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния; умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложена полная материальная ответственность.
При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются.
Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска (ст.118 КЗОТ).
Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (в проекте нового КАЛ РФ - мировым судьей или судом).
С учетом неблагополучной экологической обстановки в стране, распространенности экологических правонарушений в проект нового КАЛ РФ включены в качестве органов, наделенных правом рассматривать административные дела, контрольные органы по охране окружающей природной среды, органы геологического контроля, органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем РФ), органы, осуществляющие охрану государственных природных заповедников и национальных природных парков.