Государство и экология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Что касается РФ, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией.

Содержание

Введение
1 Экологическая ответственность
2 Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Экология.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Все чаще прокуроры стали направлять в суды и арбитражные суды иски, связанные с загрязнением рек стоками с городских свалок, сбросами сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ; незаконной (самовольной) порубкой леса, нарушением правил рыболовства, санитарных правил в лесах и т.д. Стали весьма распространенными иски прокуроров о признании недействительными актов органов местной власти управления. Главы администрации, случается, открыто нарушают экологическое законодательство. Например, в одном из регионов были приняты незаконные постановления: «О закреплении охотничьих угодий за обществом охотников и рыболовов» (в местах, которыми не вправе распоряжаться местная администрация); «Об освобождении (уменьшении) от платы за загрязнение окружающей среды бюджетных организаций»; «О введении платежности природопользования  (это  компетенция Правительства РФ)»;  «О землеотводах  для индивидуального жилищного строительства» (на землях общего пользования) и т.п.

Органами   прокуратуры   только   в   2004   г.   выявлено   13587 нарушений природоохранительного законодательства, отменено 2112 незаконных правовых актов, принятых органами власти субъектов федерации. Наиболее характерными экологическими нарушениями являются:

  • выдача разрешений на размещение экологически опасных объектов в запретных зонах;
  • изъятие особо охраняемых природных территорий и лесов первой группы под застройку;
  • необоснованное освобождение от платы за загрязнение природной среды;
  • выдача незаконных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов;
  • использование денежных средств экологических фондов на цели, не связанные с охраной природы;
  • присвоение функций и компетенции федеральных органов органами субъектов Федерации.

К сожалению, не всегда еще по материалам прокурорских проверок по сведениям, поступающим из контролирующих органов, при наличии признаков преступления возбуждаются уголовные дела. Кроме того, в случае отказа в возбуждении уголовного дела нередко не оповещаются   органы экологического   контроля   для   привлечения   нарушителей природоохранительного законодательства к иным видам ответственности. В результате они остаются безнаказанными.

В рамках единой системы органов прокуратуры России наряду с территориальными прокуратурами,  сложились  и функционируют  специализированные  природоохранные прокуратуры.

Начало создания системы природоохранных прокуратур относится к периоду 1985—1986 гг., когда надвигающийся экологический кризис и Чернобыльская трагедия вынудили государство усилить контроль за исполнением природоохранительного законодательства. Были приняты меры к совершенствованию прокурорского надзора в экологически неблагополучных территориях, увеличена штатная численность прокурорских работников, создана Каспийская бассейновая прокуратура (на правах областной), а также межрайонные прокуратуры на Байкале (Восточно-Байкальская, Западно-Байкальская), в Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской областях.

Указом Генпрокурора РФ в октябре 1997г. создана Московская региональная природоохранная прокуратура, которая начала свою работу в марте 1998 г по координации природоохранной деятельности органов прокуратуры в Московском регионе.8

Создание и деятельность природоохранных прокуратур, особенно на этапе их становления, сопровождалось определенными сложностями организационного порядка, связанными с разграничением объектов надзора и подследственностью. Некоторые неувязки сохраняются и сегодня. Тем не менее, десятилетний опыт показал жизнеспособность и более высокую результативность природоохранных прокуратур в сравнении с аналогичной надзорной деятельностью территориальных прокуратур.

Образование специализированных надзорных структур в сфере экологии позволило обеспечить:

  • заметную самостоятельность и независимость прокуроров от местной власти и ведомственного влияния в принятии решений по вопросам исполнения природоохранительного законодательства;
  • большую координацию и согласованность следственно-прокурорских действий в регионах, охватывающих несколько административно-территориальных единиц;
  • усиление взаимодействия с природоохранными и контролирующими органами в обеспечении исполнения экологического законодательства;
  • повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счет целенаправленной специализации кадров.

Активность реагирования специализированных прокуратур не нарушения природоохранительного законодательства по всем учитываемым статистическим показателям уже на начальном этапе оказалась уже в несколько раз выше, чем у территориальных прокуратур.9

 

 

Заключение

Анализ экономической ситуации на территории РФ свидетельствует о том, что несмотря на спад производства и осуществления за последнее время комплекса природоохранных мероприятий федерального и регионального значения, экологическая обстановка на территориях, наиболее развитых экономически  остается   неблагополучной и загрязнение природной среды высоким.

С каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Правительство вместе с территориальными органами постоянно развивают и совершенствуют природоохранную деятельность, укрепляя систему природоохранных органов, их материально-техническую базу, расширяется сеть, заповедников и других особо охраняемых территорий и объектов.

Современная экологическая обстановка диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохраниетльных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельсвует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силу зависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц.

Осуществление наиболее эффективного надзора за исполнением действующих в сфере экологии (включая природопользование, охрану окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности) нескольких сотен законов и указов нормативного характера Президента РФ, оказание прокуратурой действенной помощи различным ветвям власти в их деятельности в сфере экологии представляются возможными только специализированными природоохранными прокуратурами.

Именно эти прокуратуры могут наиболее квалифицированна надзирать за исполнением экологических требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами федеральной государственной безопасности, за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросам защиты конституционных экологических прав и свобод человека и гражданина и исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства.

Совершенствуя сеть природоохранных прокуратур, следовало бы не ограничиваться какой-либо одной моделью их организации. В зависимости от сложности решаемых задач, объема надзорной работы в сфере экологии одновременно могли бы функционировать несколько моделей специализированных природоохранных прокуратур.

Проведенное изучение приводит к выводу, что нынешняя организационная структура органов прокурорского надзора в природоохранной области при всех ее недочетах в основе своей отвечает современным экологическим реалиям и требованиям.

В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дельнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

Необходимо существенно расширить действующее законодательство в сфере охраны окружающей природной среды. Успешная доработка проекта государственной стратегии устойчивого развития РФ, будет способствовать совершенствованию и развитию правовой и нормативной базы, а также усилению межведомственной координации и кооперации методов и средств государственного экологического контроля.

Важную роль в улучшении экологической ситуации в России играет разработка и реализация государственных программ по охране окружающей природной среды в регионах.

В заключение хочется подчеркнуть то, что каждый гражданин в первую очередь должен знать, что нам всем жителям необъятной и богатой ресурсами России - пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

В данной колонке разместите порядковые номера понятий глоссария.

Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически.

Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее понятий. Пустых строк в таблице быть не должно.

В данной колонке разместите колонке понятия глоссария.

В данной колонке разместите определения понятий глоссария.

     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Список использованных источников

В данной колонке разместите порядковые номера использованных источников. Нумерация использованных источников должна быть сквозная.

Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически.

Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее использованных источников. Пустых строк в таблице быть не должно.

В данной колонке разместите библиографические описания использованных источников.

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Список сокращений

Здесь разместите список сокращений.

Если в работе отсутствует элемент «Список сокращений», заголовок «Список сокращений» необходимо удалить.

 

Приложения

Здесь разместите порядковую букву приложения. Нумерация приложений должна быть сквозная, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически.

Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству приложений. Пустых строк в таблице быть не должно.

Здесь разместите файл приложения.


 

Литература.

  1. Конституция РФ. М.: 1993
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1,4. 2. М.: Новая Волна. 1997.
  3. Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991г. // Ведомости Суда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. П. 22 ст. 786.
  4. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10.
  5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г. №2060-1.
  6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное М.: Юрист. 1996.
  7. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1997.
  8. Коротков В. У соседней еще хуже //Весть 1998 № 24 с.3
  9. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, ЛТД». 1997.
  10. Доклад "О состоянии окружающей природной среды Калужской области". Калуга 1997 с.
  11. "Зеленый человек" //Зеленый колокол 2000г. №2 с.159-60,75
  12. Итоги работы Госкомэкологии России //Зеленый мир 1999 №5 с. 1-2
  13. Особенности прокурорского надзора // Зеленый мир. 1999 №20 - с.12-13
  14. Отчет о III заседании 9 сессии Законодательного собрания Калужское области //Весть 1998 15 октября с.1

Информация о работе Государство и экология