Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить сущность государственной власти.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие власти;
- проанализировать сущность, специфику и виды политической власти;
- изучить характеристику государственной власти и ее особенности;
- рассмотреть государство как политический институт.

Содержание

Введение 3
1. Понятие власти 4
2 Сущность, специфика и виды политической власти 7
3. Характеристика государственной власти и ее особенности 11
4. Государство как политический институт 13
Заключение 24
Список использованных источников илитературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

КР - Государственная власть.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Публичная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства. Государство как раз и является институтом политической власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные интересы.

Деятельность государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами – область публичного права.

Отличительным признаком государственной власти является то обстоятельство, что именно с помощью принуждения государственная власть способна выполнять возложенные на нее функции.

Цель работы – изучить сущность государственной власти.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие  власти;

- проанализировать сущность, специфику и виды политической  власти;

- изучить характеристику государственной власти и ее особенности;

- рассмотреть государство  как политический институт.

Предмет работы – государственная власть.

Объект работы – методы и принципы осуществления государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие власти

 

Существует множество определений понятия власть, приведу некоторые из них.

В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вербером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана»1.

В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого»2.

Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как принуждение, как сила.

Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть-это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

Власть – это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:

Власть – это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают ли делают другие;

Власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;

Власть основывается на представлении людей о возможностях властвующего;

Власть всегда неодностороняя, каждая из сторон может влиять на другую.

Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: Власть-это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

В обиходе власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями в обществе, социальной группе и т.д. Психологическая основа власти (и подчинения) состоит в способности индивидов концентрировать волевые усилия ради целенаправленного влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах.

Одним из элементов власти являются властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает власть имущий при принятии решений по вопросам экономики, политики и управления без согласования с кем бы то ни было.

Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных между собой: власть как специфическое благо и власть как особого рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам.

Власть – это способность навязывать свою волю.

Признаки власти: 

1. Всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в  отношениях между людьми, т.е. в  обществе (социуме). Власть и нужна  для того, чтобы организовать общество.

2. Власть имеет волевой  характер. Всякая власть – это проявление человеческой воли. Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля – это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека. 

3. Всякая власть обладает  определенными средствами для  осуществления. Власть должна иметь  опору, в противном случае воля  властвующих не может быть  реализована.

Власть в обществе бывает различной. Ее можно рассматривать в зависимости от областей, в которых она проявляется. По этому основанию можно выделить такие разновидности власти, как экономическая власть, идейная власть, семейная власть, политическая власть.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать: 
         а) власть в масштабе всего общества;

б) власть внутри того или иного коллектива (организации);

в) власть в отношении между двумя индивидами.

Могут служить основанием разделения ее на отдельные виды субъект, объект, ресурсы. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная власть – это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую.

 

2 Сущность, специфика и  виды политической власти

 

Применительно к специфике изучаемого нами предмета наибольший интерес представляет политическая власть. Политика - это особая сфера жизни общества, в которой выражаются интересы значительных групп людей, связанная с выражением социальных, национальных интересов. В то же время политика – это область жизни общества, связанная с осуществлением власти.

Политическая власть – это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях.

Государственная власть является разновидностью политической власти. Помимо государственной, к политической власти относят партийную власть, власть профсоюзных организаций, иных общественных образований политического характера.

Государственная власть отличается от иных видов политической власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

1.     Монополия на издание общеобязательных велений;

2.     Монополия на применения государственного принуждения.

Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью людей и поддержания общественного порядка.

Власть есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является социальным отношением.

Публичная власть – это власть, которая:

а) распространяется на все общество;

б) выступает от имени всего общества;

в) действует в интересах всего общества; 

г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.

Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Хотя существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государственная и власть политическая – это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна.

Политическая власть – всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется рядом признаков:

1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит -- обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

5) многообразием ресурсов.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политические решения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.

Во-вторых, нормы, определяющие порядок формирования политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества. Так, в феодальном обществе вхождение в политическую элиту было предопределено принадлежностью к знатному роду. В Великобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических страдах нормой становится конкурентная борьба на выборах.

В-третьих, нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации - все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимоотношений.

Нормы создаются обоими участниками властного взаимодействия, хотя вид закона им придают государственные органы.

Политическая элита, конечно, может проявить инициативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие может быть обеспечено только силой или угрозой ее применения.

Особым видом политической власти является государственная власть. Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т. к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (деспотизм в семье, терроризм).

Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и »легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Большой вклад в разработку теории легитимности политического господства (власти) внес известный немецкий политолог, экономист и социолог Макс Вебер (1864–1920 гг.).

Политическая власть, испытывая сильное воздействие со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям.

При определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная (например, в период избирательных компаний).

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический строй предполагает разделение властей, а также сфер влияния внутри этих властей.

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

Информация о работе Государство как политический институт