Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить сущность государственной власти.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие власти;
- проанализировать сущность, специфику и виды политической власти;
- изучить характеристику государственной власти и ее особенности;
- рассмотреть государство как политический институт.

Содержание

Введение 3
1. Понятие власти 4
2 Сущность, специфика и виды политической власти 7
3. Характеристика государственной власти и ее особенности 11
4. Государство как политический институт 13
Заключение 24
Список использованных источников илитературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

КР - Государственная власть.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.

 

3. Характеристика государственной  власти и ее особенности

 

Государственная власть – это власть политическая.

Государство – это аппарат управления и принуждения.

Аппараты современных государств представляют собой сложную систему органов, распределенных, как правило, по трем ветвям власти - законодательной, исполнительной, судебной.

Дело в том, что общество - это сложный конгломерат отношений. Можно посмотреть на общество как на «сгусток интересов»; в обществе всегда и на всех уровнях сталкиваются интересы - интересы отдельных людей, организаций, предприятий, наций, семей и т.п.

В связи с этим в обществе выделяются две тенденции:

- тенденция на столкновение  интересов по всем направлениям – как между отдельными людьми, так и между индивидами и организациями, государственными органами. Эта тенденция имеет своим результатом беспорядок. Если довести эту тенденцию до логического конца, она угрожает самому существованию общества, его целостности;

- тенденция на согласование  интересов, их состыковку, гармонизацию. Эта тенденция имеет своим  результатом порядок.

Если преобладает первая тенденция, общество и государство гибнут, исчезают. Если преобладает вторая тенденция, общество и государство продолжают существовать и развиваться.

Отсюда следуют две главные задачи власти (государства):

1) обеспечить целостность  общества, порядок;

2) обеспечить функционирование общества и его стабильное развитие.

Обе эти задачи обеспечиваются государством при помощи права – главного регулирующего инструмента в руках государства.

Условно соотношение между государством, правом и обществом можно изобразить в следующей простой схеме.

               ┌─────────────────────┐

               │     Государство     │

               └──────────┬──────────┘

                          │

                  ┌───────V───────┐

                  │     Право     │

                  └───────┬───────┘

                          │

           ┌──────────────V──────────────

    ┌──────┤           Общество          ├────────────────┐

    │      └──┬─────┬───┬─────┬──────┬──┬┴──────────┐     │

    │         │     │   │     │      │  │           │     V

    │         │     │   V     │      V  └──────┐    │   классы

    V         │     │ семья   │  собственники  │    V

конфессии     V     │         V                │  предприятия

          личность  V       нации              V

                   партии                  ассоциации

 

 

Совокупность государственно-правовых явлений, связанных с властью, составляет политическую систему общества.

В политическую систему входит ряд компонентов, в частности:

- само государство со  всеми ветвями власти и государственными органами; государство – ядро политической системы;

- общественные организации, прежде всего партии, поскольку  они преследуют цель получения  власти;

- право, в нормы которого  заложена воля государства;

- неправовые нормы, которые государство также использует для регулирования общественных отношений;

- идеологические доктрины  и концепции, которые служат обоснованием  всех действий государства, определяют  его лицо и характер (идеология  построения коммунизма, превосходства  арийской расы, правового государства и др.).

Главная функция законодательной ветви власти – давать обществу законы. Органы законодательной власти называются парламентами. В каждой стране парламент называется по-своему: в США – Конгресс, в России – Федеральное Собрание.

Главная функция исполнительной ветви власти – обеспечивать исполнение законов, осуществлять всю оперативную, административную работу в стране. Основными органами системы исполнительной власти являются, как правило, правительства, министерства, ведомства.

Главная функция судебной ветви власти - охранять законы, разрешать конфликты и споры, наказывать нарушителей.

Все вместе государственные органы обеспечивают порядок и функционирование общества.

Многие современные государства вступили или вступают в этап правовых государств. Власть в правовом государстве отличается тем, что она ограничена правом, поставлена в рамки права, не может позволить себе перешагнуть через право. Правовое государство имеет не только права в отношении общества, но и несет обязанности перед обществом.

 

4. Государство как политический  институт

 

Государство как раз и является институтом политической власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные интересы.

Деятельность государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами – область публичного права.

Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.

Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»3.

В чем же состоит сущность государства? В чем его единая и объективная цель? Отвечая на эти вопросы, известный русский юрист И.А. Ильин пишет, что «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают - помимо своих различных и частных интересов и целей - еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община»4.

Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т.д.

На характер и содержание функций государства оказывают влияние многие факторы социально-экономического, политического, экологического характера. Бурный рост экономики, ее научно-технический прогресс, стабильная политическая обстановка во многом определяют направления деятельности государства, связанные с обеспечением прав и свобод человека, экологической безопасностью, разрешением межнациональных конфликтов, борьбой с преступностью и т.д. На содержание функций государства большое влияние оказывает и международная обстановка. В современном мире активно продолжается процесс интеграции государств, что обусловливает их тесное сотрудничество по многим ключевым вопросам (защита прав человека, поддержание мира и международного правопорядка, экологической безопасности, борьба с международным терроризмом и т.д.). Возрастает значение международного права, международных организаций в решении всех этих вопросов.

Функции государства и их конкретное содержание зависят от формы организации государственной власти, от того, какие цели государство ставит перед собой. В зависимости от социальной направленности функции государства могут в значительной мере отличаться друг от друга. Так, при либерально-демократическом режиме государство признает за собой функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение мира и согласия, социальной безопасности, а при тоталитарном политическом режиме, наоборот, стремится полностью держать монополию своей власти над обществом (свобода личности ограничена, отсутствуют политический плюрализм и гласность, экономика полностью управляется государством).

Основные функции государства подразделяются на виды по различным основаниям. Наиболее общей классификацией основных функций государства является деление их на внутренние (деятельность внутри данной страны) и внешние (деятельность на международной арене). Между внутренними и внешними функциями существует неразрывная связь, ибо внешняя политика любого государства предопределяется внутренними условиями его существования, а международные обязательства, в свою очередь, взятые государством на себя, диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами.

По времени осуществления различают функции постоянные (на всех этапах развития государства) и временные, появление которых обеспечено специфическими условиями конкретного периода развития государства.

По формам деятельности функции государства подразделяются на законотворческие, управленческие, судебные и контрольно-надзорные, которые отражают механизм реализации государственной власти. Законодательные функции осуществляют органы законодательной власти, управленческие – органы исполнительной власти, судебные - органы судебной власти, надзорные – органы прокуратуры и другие контрольно-надзорные органы.

Государство в процессе своей деятельности оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы общественной жизни. В зависимости от этого внутренние функции государства можно подразделить на политические, экономические, социальные, экологические, а также осуществляемые в культурной сфере.

В политической сфере функции государства связаны:

- с признанием и защитой  прав и свобод человека и  гражданина. Уважение человеческого  достоинства, защита прав и свобод  человека и гражданина, а также  обеспечение условий для гармоничного развития личности - вот первейшая обязанность и задача государства, его органов. Государство в своих законодательных актах закрепляет основные права и свободы человека и гражданина и создает систему их гарантий;

- с регулированием политических процессов в обществе посредством законодательного закрепления принципов организации и деятельности политических партий и объединений, их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

- с обеспечением общественной  безопасности. Государство разрешает социальные и межнациональные конфликты, поддерживает общественное согласие, оказывает помощь беженцам и вынужденным переселенцам и т.п.

В экономической сфере государство обеспечивает нормальное функционирование и развитие экономики. Деятельность государства в области экономики направлена на поддержание приоритетных направлений экономического развития, охрану существующих форм собственности, обеспечение свободы экономической деятельности, организацию внешнеэкономических связей, установление системы налогов и т.д.

Экономическая роль демократического правового государства в условиях рыночной экономики в основном сводится:

- к законодательному определению  круга субъектов хозяйственной  деятельности, а также ее объектов  и взаимоотношений между ними;

- к поощрению, защите и  охране социально и экономически  целесообразных форм этой деятельности (поведения ее участников), осуществляемых  главным образом с помощью  регулятивных мер экономического  характера.

Государственное регулирование экономических отношений при рыночном хозяйстве не носит жесткого характера, а основано на использовании экономических методов и средств (налогообложения, кредитования, субсидий и др.).

Одним из основных направлений деятельности современного государства является его социальная функция. Основополагающим признаком социального государства является утверждение системы общественных отношений, основанной на уважении и соблюдении естественных прав и свобод человека и гражданина, наличие в обществе условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

Информация о работе Государство как политический институт