Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:44, контрольная работа
Цель работы – изучить сущность государственной власти.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие власти;
- проанализировать сущность, специфику и виды политической власти;
- изучить характеристику государственной власти и ее особенности;
- рассмотреть государство как политический институт.
Введение 3
1. Понятие власти 4
2 Сущность, специфика и виды политической власти 7
3. Характеристика государственной власти и ее особенности 11
4. Государство как политический институт 13
Заключение 24
Список использованных источников илитературы 26
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.
Государственная власть – это власть политическая.
Государство – это аппарат управления и принуждения.
Аппараты современных государств представляют собой сложную систему органов, распределенных, как правило, по трем ветвям власти - законодательной, исполнительной, судебной.
Дело в том, что общество - это сложный конгломерат отношений. Можно посмотреть на общество как на «сгусток интересов»; в обществе всегда и на всех уровнях сталкиваются интересы - интересы отдельных людей, организаций, предприятий, наций, семей и т.п.
В связи с этим в обществе выделяются две тенденции:
- тенденция на столкновение
интересов по всем
- тенденция на согласование интересов, их состыковку, гармонизацию. Эта тенденция имеет своим результатом порядок.
Если преобладает первая тенденция, общество и государство гибнут, исчезают. Если преобладает вторая тенденция, общество и государство продолжают существовать и развиваться.
Отсюда следуют две главные задачи власти (государства):
1) обеспечить целостность общества, порядок;
2) обеспечить функционирование общества и его стабильное развитие.
Обе эти задачи обеспечиваются государством при помощи права – главного регулирующего инструмента в руках государства.
Условно соотношение между государством, правом и обществом можно изобразить в следующей простой схеме.
┌─────────────────────┐
│ Государство │
└──────────┬──────────┘
│
┌───────V───────┐
│ Право │
└───────┬───────┘
│
┌──────────────V──────────────
┌──────┤ Общество ├────────────────┐
│ └──┬─────┬───┬─────┬──────┬──┬
│ │ │ │ │ │ │ │ V
│ │ │ V │ V └──────┐ │ классы
V │ │ семья │ собственники │ V
конфессии V │ V │ предприятия
личность V нации V
партии ассоциации
Совокупность государственно-правовых явлений, связанных с властью, составляет политическую систему общества.
В политическую систему входит ряд компонентов, в частности:
- само государство со всеми ветвями власти и государственными органами; государство – ядро политической системы;
- общественные организации, прежде всего партии, поскольку они преследуют цель получения власти;
- право, в нормы которого заложена воля государства;
- неправовые нормы, которые государство также использует для регулирования общественных отношений;
- идеологические доктрины и концепции, которые служат обоснованием всех действий государства, определяют его лицо и характер (идеология построения коммунизма, превосходства арийской расы, правового государства и др.).
Главная функция законодательной ветви власти – давать обществу законы. Органы законодательной власти называются парламентами. В каждой стране парламент называется по-своему: в США – Конгресс, в России – Федеральное Собрание.
Главная функция исполнительной ветви власти – обеспечивать исполнение законов, осуществлять всю оперативную, административную работу в стране. Основными органами системы исполнительной власти являются, как правило, правительства, министерства, ведомства.
Главная функция судебной ветви власти - охранять законы, разрешать конфликты и споры, наказывать нарушителей.
Все вместе государственные органы обеспечивают порядок и функционирование общества.
Многие современные государства вступили или вступают в этап правовых государств. Власть в правовом государстве отличается тем, что она ограничена правом, поставлена в рамки права, не может позволить себе перешагнуть через право. Правовое государство имеет не только права в отношении общества, но и несет обязанности перед обществом.
Государство как раз и является институтом политической власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные интересы.
Деятельность государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами – область публичного права.
Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.
Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»3.
В чем же состоит сущность государства? В чем его единая и объективная цель? Отвечая на эти вопросы, известный русский юрист И.А. Ильин пишет, что «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают - помимо своих различных и частных интересов и целей - еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община»4.
Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т.д.
На характер и содержание функций государства оказывают влияние многие факторы социально-экономического, политического, экологического характера. Бурный рост экономики, ее научно-технический прогресс, стабильная политическая обстановка во многом определяют направления деятельности государства, связанные с обеспечением прав и свобод человека, экологической безопасностью, разрешением межнациональных конфликтов, борьбой с преступностью и т.д. На содержание функций государства большое влияние оказывает и международная обстановка. В современном мире активно продолжается процесс интеграции государств, что обусловливает их тесное сотрудничество по многим ключевым вопросам (защита прав человека, поддержание мира и международного правопорядка, экологической безопасности, борьба с международным терроризмом и т.д.). Возрастает значение международного права, международных организаций в решении всех этих вопросов.
Функции государства и их конкретное содержание зависят от формы организации государственной власти, от того, какие цели государство ставит перед собой. В зависимости от социальной направленности функции государства могут в значительной мере отличаться друг от друга. Так, при либерально-демократическом режиме государство признает за собой функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение мира и согласия, социальной безопасности, а при тоталитарном политическом режиме, наоборот, стремится полностью держать монополию своей власти над обществом (свобода личности ограничена, отсутствуют политический плюрализм и гласность, экономика полностью управляется государством).
Основные функции государства подразделяются на виды по различным основаниям. Наиболее общей классификацией основных функций государства является деление их на внутренние (деятельность внутри данной страны) и внешние (деятельность на международной арене). Между внутренними и внешними функциями существует неразрывная связь, ибо внешняя политика любого государства предопределяется внутренними условиями его существования, а международные обязательства, в свою очередь, взятые государством на себя, диктуют необходимость строить свою деятельность во внутренних отношениях в соответствии с общечеловеческими стандартами.
По времени осуществления различают функции постоянные (на всех этапах развития государства) и временные, появление которых обеспечено специфическими условиями конкретного периода развития государства.
По формам деятельности функции государства подразделяются на законотворческие, управленческие, судебные и контрольно-надзорные, которые отражают механизм реализации государственной власти. Законодательные функции осуществляют органы законодательной власти, управленческие – органы исполнительной власти, судебные - органы судебной власти, надзорные – органы прокуратуры и другие контрольно-надзорные органы.
Государство в процессе своей деятельности оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы общественной жизни. В зависимости от этого внутренние функции государства можно подразделить на политические, экономические, социальные, экологические, а также осуществляемые в культурной сфере.
В политической сфере функции государства связаны:
- с признанием и защитой прав и свобод человека и гражданина. Уважение человеческого достоинства, защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение условий для гармоничного развития личности - вот первейшая обязанность и задача государства, его органов. Государство в своих законодательных актах закрепляет основные права и свободы человека и гражданина и создает систему их гарантий;
- с регулированием политических процессов в обществе посредством законодательного закрепления принципов организации и деятельности политических партий и объединений, их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
- с обеспечением общественной безопасности. Государство разрешает социальные и межнациональные конфликты, поддерживает общественное согласие, оказывает помощь беженцам и вынужденным переселенцам и т.п.
В экономической сфере государство обеспечивает нормальное функционирование и развитие экономики. Деятельность государства в области экономики направлена на поддержание приоритетных направлений экономического развития, охрану существующих форм собственности, обеспечение свободы экономической деятельности, организацию внешнеэкономических связей, установление системы налогов и т.д.
Экономическая роль демократического правового государства в условиях рыночной экономики в основном сводится:
- к законодательному
- к поощрению, защите и
охране социально и
Государственное регулирование экономических отношений при рыночном хозяйстве не носит жесткого характера, а основано на использовании экономических методов и средств (налогообложения, кредитования, субсидий и др.).
Одним из основных направлений деятельности современного государства является его социальная функция. Основополагающим признаком социального государства является утверждение системы общественных отношений, основанной на уважении и соблюдении естественных прав и свобод человека и гражданина, наличие в обществе условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.