Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:57, реферат
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии).
Гражданство - это важный, неотъемлемый атрибут государства, показатель государственного самоопределения соответствующей политико-территориальной общности людей. Гражданство является более неотъемлемым признаком государства, нежели государственный суверенитет, и свойственно как суверенному, так и несуверенному государству. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона РФ «О гражданстве РФ». Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, обоснованной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве
Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. к числу полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, относит (ст. 28) Президента РФ, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы, а также федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются Законом о гражданстве 2002 г.
В соответствии с ним (ст. 29) Президент РФ решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации и восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке. На него также возложено решение вопросов выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке и отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Президент утверждает Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением Закона о гражданстве; издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации (при этом имеется в виду издание указов как по решениям конкретных вопросов гражданства, так и по вопросам правового и организационного характера).
В исключительных случаях Президент РФ может рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации в общем и в упрощенном порядке тех иностранных граждан и лиц без гражданства, а также об их восстановлении в гражданстве Российской Федерации, которые в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве; использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; состояли на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства; имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с указанным Законом; преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу); осуждены и отбывают наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Законом (до истечения срока наказания) (3, с. 189).
Президент РФ вправе решить вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения установленных Законом условий лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией (п. 3 ст. 13).
В ст. 30 Закона о гражданстве 2002 г. определяются полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов. В соответствии с существующей в настоящее время структурой федеральных органов исполнительной власти речь идет о Министерстве внутренних дел РФ и его территориальных органах.
Согласно Закону они определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представляемые для обоснования заявления по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.
Органы внутренних дел:
- направляют Президенту
РФ в случаях решения им
вопросов приема в гражданство
Российской Федерации,
- исполняют принятые
- рассматривают заявления
по вопросам гражданства
- ведут учет лиц, в
отношении которых
- оформляют гражданство
Российской Федерации детей,
- в порядке, установленном
Законом о гражданстве,
Закон (ст. 31) определяет также полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, которым является Министерство иностранных дел РФ, а также дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
Министерство иностранных дел РФ и его органы:
- определяют наличие
- направляют Президенту РФ заявления по входящим в его ведение вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на эти заявления, документы и материалы;
- исполняют принятые
- ведут учет лиц, в
отношении которых
- осуществляют отмену
решений по вопросам
3.2. Порядок решения дел о гражданстве.
«Заявление по
вопросам гражданства подается
в письменной форме и лично.
Подпись лица заверяет
Решения по вопросам
гражданства в общем порядке принимаются
Президентом Российской Федерации. Рассмотрение
таких заявлений осуществляется в течение
года. Решения по вопросам гражданства
в упрощенном порядке принимаются федеральными
органами министерств внутренних и иностранных
дел, соответствующими органами субъектов
РФ, дипломатическими представительствами
и консульскими учреждениями РФ. Такие
заявления рассматриваются в течении
шести месяцев.
Если лицо не удовлетворено
решением по вопросам о приеме в гражданство,
выходе из гражданства, о гражданстве
детей и т. д., повторное заявление может
быть подано через год. Отказ органа, ведающего
вопросами гражданства, принять заявление
о гражданстве может быть обжалован в
суд. Отказ в рассмотрении заявления и
иные действия, нарушающие порядок рассмотрения
дел и исполнения решений по вопросам
о гражданстве, обжалуются в вышестоящий
орган (вышестоящему должностному лицу)
либо в суд.
Споры между родителями, между родителем
и опекуном (попечителем) по вопросу о
гражданстве ребенка (недееспособного
лица) решаются в судебном порядке исходя
из интересов ребенка или недееспособного
лица.
3.3. Недостатки Закона о гражданстве
Однако, несмотря на свои достоинства, Закон не лишен существенных недостатков.
Статья 7 предусматривает предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами. Но в Законе не дается определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями.
С нашей точки зрения, неполным является также положение статьи 14, закрепляющее правила приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Так, по упомянутой статье в упрощенном порядке получить гражданство России имеют право лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, обладающего гражданством Российской Федерации. Но на практике возможна и обратная ситуация, когда дети обладают гражданством России, а их родители претендуют на его получение. Тем самым законодатель поставил в неравное положение "отцов и детей".
Не лишена недостатков статья 16 Закона, устанавливающая основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства.
Российская практика начала 90-х годов показала, что военнослужащие из бывших республик Союза ССР, получившие российское гражданство в соответствии с требованиями Закона о гражданстве, утратившего силу, добросовестно исполняют свои обязанности, а в некоторых случаях даже лучше, чем их сослуживцы. Такая же ситуация сложилась с работниками органов прокуратуры и внутренних дел.
Отдельное внимание хотелось бы уделить институту двойного гражданства. Конституция Российской Федерации допускает для своих граждан право иметь гражданство иностранного государства, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (статья 62). Равно как и иностранный гражданин наделен правом иметь одновременно российское гражданство на основе международного договора России с государством, гражданством которого обладает данный гражданин.
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства.
Во-первых, лица, обладающие двойным гражданством, получают возможность безвизового въезда в страну второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо.
Во-вторых, лица с двойным гражданством имеют более широкие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые труднодоступны иностранцам.