Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:26, контрольная работа
Гражданство, как институт, является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, поскольку определяет правовой статус гражданина, устанавливает правовую связь между гражданином и государством.
На протяжении достаточно длительного периода времени происходила эволюция законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
Первый Закон «О гражданстве РСФСР» был принят 28 ноября 1991 года, через непродолжительное время после провозглашения суверенитета РСФСР. Его действие длилось в течение 11 лет, однако его нормы не в полном объеме регулировали вопросы приобретения российского гражданства.
1. Российское законодательство о гражданстве.
Гражданство, как институт, является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, поскольку определяет правовой статус гражданина, устанавливает правовую связь между гражданином и государством.
На протяжении достаточно длительного периода времени происходила эволюция законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
Первый Закон «О гражданстве РСФСР» был принят 28 ноября 1991 года, через непродолжительное время после провозглашения суверенитета РСФСР. Его действие длилось в течение 11 лет, однако его нормы не в полном объеме регулировали вопросы приобретения российского гражданства.
1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», подробно регламентирующий положения этого правового института (далее – Федеральный закон N 62-ФЗ).
11 ноября 2003 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон N 151-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Относительно ранее действовавшего действовавшим законодательства о гражданстве в значительной степени потерпели изменения положений главы II Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» («Приобретение гражданства Российской Федерации»).
Начиная с 1992 года до вступления в силу Федерального закона N 62-ФЗ РФ, гражданство Российской Федерации получили порядка пяти миллионов человек. Абсолютное большинство (около 98,2%) получило гражданство России в упрощенном порядке.
Для наиболее полного рассмотрения данной темы необходимо дать определение понятию «гражданство» и определить его содержание.
Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека.
Отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства.
Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указания на гражданство.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
Гражданами Российской Федерации признаются:
1) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона N 62-Ф3;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Законом.
Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретений, граждане Российской Федерации имеют равные гражданские права и несут равные гражданские обязанности. Вместе с тем, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.
Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации. Исключения составляют случаи, предусмотренные международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации.
Проживание гражданина Российской Федерации за пределами России не прекращает его гражданства Российской Федерации. За пределами России граждане Российской Федерации пользуются защитой и покровительством Российской Федерации. Государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан России, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.
Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства, а также изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных супругами детей. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.
2. Основания прекращения гражданства в Российской Федерации. Лишение гражданства.
Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям.
Федеральным законом N 62-ФЗ установлены следующие виды прекращения гражданства:
1) выход из гражданства;
2) отмена решения о приеме в гражданство;
3) выбор гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории и другим основаниям, предусмотренным международными договорами России;
4) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 62-ФЗ.
Выход из гражданства Российской Федерации - главное основание его прекращения.
Право на изменение гражданства закреплено в статье 6 Конституции Российской Федерации.
Выходом из гражданства может являться только собственное волеизъявление. А сам же выход из гражданства может осуществляться двумя способами:
1) по ходатайству гражданина;
2) в порядке регистрации, что будет представлять упрощенный порядок.
Если у лица, заявившего о намеренье выйти из гражданства, хотя бы один из родителей, супругов или ребёнок имеет иное гражданство, либо если выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.
Таким образом, выход из гражданства может быть как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации. Однако следует учитывать и то, что ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи.
Вследствие отмены решения о приеме в гражданство, единственным основанием является единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности.
При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, то есть супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельным же сроком для отмены решения о приеме в гражданство России - пять лет.
В свою очередь решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К этому числу органов относятся: Президент РФ, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.
При этом выход из гражданства РФ не допускается в случае получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а так же если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства РФ, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется в ступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
А также существует и единственный случай отмены решения о приеме в гражданство, подобное возможно в случае прекращения гражданства РФ без волеизъявления самого лица.
Отмена о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам же факт предоставления заведомо ложных документов и сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законодательством ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течении 5 лет после приема.
Таким образом всё выше написанное подтверждается основаниями, условий и порядка приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определяются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 11.11.2003 № 151-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 03.01.2006 № 5-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 01.12.2007 № 296-ФЗ, от 04.12.2007 № 328-ФЗ, от 01.10.2008 № 163-ФЗ, от 30.12.2008 № 301-ФЗ, и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, с изменениями, внесенными Указами Президента Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. № 1545, от 03.11.2006 № 1226, от 27.07.2007 № 993, от 15.07.2008 № 1098 .
Лишение гражданства – это утрата гражданства по решению компетентных органов государства, которое выносится по их инициативе в связи с тем, что соответствующее лицо или лица продемонстрировали свою нелояльность в отношении данного государства (например, занимаясь враждебной ему деятельностью).
Лишение гражданства как санкция в отношении конкретного лица не вызывает аналогичных негативных последствий для его жены, детей и иных родственников.
В СССР (и, соответственно, РСФСР) такая мера, как лишение гражданства, существовала. И только Законом РСФСР о гражданстве от 28 ноября 1991 года впервые в отечественной истории была введена норма о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства.
Акты РСФСР о гражданстве 1918- 1921 гг., положения о гражданстве СССР 1924, 1930, 1931 гг., законы СССР о гражданстве СССР 1938, 1978, 1990 гг. предусматривали такую возможность. Документы 20-х годов связывали лишение гражданства главным образом с контрреволюционными выступлениями против советской власти. Закон 1938 г. не называл никаких оснований для лишения гражданства СССР, указав только, что оно может иметь место по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или в силу особого (в каждом случае) Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 7). Закон 1978 г. определил, что лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Такая формулировка - даже если отнестись с пониманием к праву государства защищать свои интересы - давала простор усмотрению компетентных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан. Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 г. существенно смягчил формулировки, указав, что лишение гражданства СССР может иметь место в отношении лица, проживающего за границей. Иначе говоря, лишение гражданства с одновременным выдворением из СССР исключалось. Закон также снял указания на то, что основой лишения должны быть действия, "порочащие высокое звание гражданина СССР", исключил упоминание о "престиже" СССР, уточнил, что лишаемое гражданства лицо совершило действия, наносящие "существенный" ущерб "государственным интересам" или государственной безопасности СССР (ст. 23).
Отношение к такой мере, как лишение гражданства, в различных странах мира неодинаковое. Есть страны, где эта санкция не применяется. Другие от нее не отказываются, хотя применяют ее в крайних случаях (например, служба в армии иностранного государства, государственная служба в другой стране, совершение враждебных действий по отношению к своему государству).
В настоящее время в большинстве стран подобная мера рассматривается как недопустимая. Что же касается Российской Федерации, согласно пункту 3 статьи 6 Конституции РФ гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.
Однако в некоторых странах такая мера как лишение гражданства используется. В качестве примера, на мой взгляд, можно привести такую страну как Греция.
Одним из оснований лишения лица гражданства Греции может явиться обнаружение в ходе проверки, которая проводится компетентными органами, что в ходе процедуры получения гражданства были представлены поддельные документы или неверные сведения. Если административными органами Греции устанавливается факт использования поддельных документов в процессе получения греческого гражданства (фальшивые паспорта, свидетельства о рождении, визы, временные виды на жительство), это ведёт к:
1) лишению греческого гражданства соответствующим решением Префекта,
2) возбуждению уголовного дела против лица, получившего гражданство, по обвинению в подделке документов,
3) внесению личных данных лица, лишенного гражданства, в национальные и Шенгенские списки персон нон-грата на срок от 5 до 10 лет.
Следует отметить, что, к сожалению, нередки случаи, когда по вине посредников, бравшихся в своё время за оформление в «ускоренные сроки» греческого гражданства, в описываемую ситуацию, без своего ведома, попадают лица, невиновные в преступлениях, в которых они обвиняются.
Прежде всего, необходимо пояснить, что лишение лица греческого гражданства в данном случае ведёт к последствиям, которые могут быть разделены на два направления - административно-правое и уголовно-правовое:
Административные последствия состоят в:
1) собственно принятии решения о лишении лица гражданства Греции;
2) внесении лица, лишённого гражданства в национальный и Шенгенский список персон нон грата, что влечет запрет на въезд данных лиц в зону Шенгенского соглашения на срок от 5 до 10 лет.
Уголовные последствия состоят возбуждении против лица уголовного дела по обвинению в подделке справок и личных данных, подделке документов и их использовании. Если данное лицо не обнаружено по заявленному в Греции адресу места жительства, судебные заседания по уголовному делу проходят в его отсутствие. При этом, если его интересы не представляет в суде адвокат, это является отягчающим обстоятельством и негативно влияет на вынесенный приговор.