Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:26, контрольная работа
Гражданство, как институт, является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, поскольку определяет правовой статус гражданина, устанавливает правовую связь между гражданином и государством.
На протяжении достаточно длительного периода времени происходила эволюция законодательства о гражданстве в Российской Федерации.
Первый Закон «О гражданстве РСФСР» был принят 28 ноября 1991 года, через непродолжительное время после провозглашения суверенитета РСФСР. Его действие длилось в течение 11 лет, однако его нормы не в полном объеме регулировали вопросы приобретения российского гражданства.
Даже если пострадавшее лицо не собирается предпринимать меры по восстановлению гражданства Греции, как административные, так и уголовные последствия являются достаточно весомыми: первые - вследствие запрета на передвижение по Шенгенской зоне в течении длительного времени, вторые - поскольку информация о судимости вносится в соответствующие архивы компетентных органов Европейской полиции и Юстиции.
3. Порядок решения дел о гражданстве.
Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.
Правовому регулированию гражданства посвящена значительная часть Федерального закона N 62-ФЗ. На его основе принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации. В Положении подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.
Закон о гражданстве предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.
В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент Российской Федерации как глава государства, олицетворяющий его.
Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (пункт «а» статьи 89). Закон о гражданстве Российской Федерации конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. Он принимает решения по следующим вопросам: прием в гражданство, восстановление в гражданстве, разрешение на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства.
По всем названным вопросам Президент издает указы. Другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 г. утверждено Положение об этой Комиссии.
Как предусмотрено в Положении, Комиссия образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. В задачи Комиссии входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.
Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства и др. К ее компетенции относится также рассмотрение общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации о гражданстве, предоставлении политического убежища, российской паспортной системе.
Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.
Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента Российской Федерации по вопросам гражданства.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
Полномочия, возложенные на эти органы по решению вопросов гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые – принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые – за ее пределами. В число таких полномочий входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в порядке регистрации (т. е. в упрощенном порядке) и во всех остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются: установленной формы обращения; органов, принимающих решения; актов, которыми оформляются решения; порядка обжалования.
Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента, который и принимает решения по этим вопросам; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения ходатайств – не более девяти месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства.
Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента Российской Федерации.
Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство внутренних дел и его органы или на Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г.
2. Указ Президента Российской Федерации об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 31.12.2003 N 1545, от 03.11.2006 N 1226, от 27.07.2007 N 993, от 15.07.2008 N 1098, от 19.08.2009 N 950, от 19.10.2011 N 1391, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 22.10.2009 N 1180)
3. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации»
4. Баглай, М.В. Конституционное право РФ : учебник для вузов / М.В. Баглай. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2004.
5. Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М.,2004
6. Червонюк, В.И. Конституционное право России : учебное пособие / В.И. Червонюк. - М. : Инфра-М, 2003
7. Чиркин, В.Е. Конституционное право Российской Федерации : учебник / В.Е. Чиркин. - М., 2004.