Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:56, реферат
Применительно к предмету нашего исследования следует отметить, что в зарубежной практике государственного и муниципального управления широкое распространение получил институт делегирования государственных полномочий муниципальным органам и накоплен большой опыт реализации государственных функций на местном уровне.
В современной практике государственного строительства делегирование широко используется как способ перераспределения полномочий между субъектами публичного права (например, между органами принадлежащими разным ветвям государственной власти), между субъектами международного права (например, передача государственно-властных полномочий межгосударственному объединению).
Делегирование государственных полномочий местным органам власти :
Зарубежный опыт.
Пивоваров, К. А.
2002
Аннотация: Опубликовано : Сибирский Юридический Вестник. - 2002. - № 1.
Полный текст документа:
Значительный опыт создания
и деятельности местного самоуправления
накоплен в зарубежных государствах,
поскольку муниципальные
В условиях строительства местного самоуправления в Российской Федерации, как отмечает Н.Э. Шишкина: «вполне правомерным, а в некоторых случаях и просто необходимым, при разработке проблем является обращение к опыту других стран, в которых институт местного самоуправления действует не одно десятилетие». Действительно, компаративное изучение имеет не только теоретико-познавательное, но и ярко выраженное прикладное значение, позволяя вести поиск идей и механизмов по разрешению проблем развития российского местного самоуправления.
Применительно к предмету
нашего исследования следует отметить,
что в зарубежной практике государственного
и муниципального управления широкое
распространение получил
Данная форма взаимодействия органов центральной и местной власти не является новой по своей сути. Институт делегирования известен еще со времен римского права, выработавшего основные признаки и принципы данного института, которые без особого изменения были восприняты в практике государственного строительства многих стран мира. Также можно отметить, что еще 1790 году в докладе по законопроекту о реформе местного самоуправления в Национальном собрании Франции, Турэ выделил понятие о делах, присущих по своей природе муниципальному управлению, и понятие о делах государственных, которые передаются органам местного самоуправления.
В современной практике государственного
строительства делегирование
По мнению исследователей передача тех, или иных государственных полномочий местным органам позволяет избежать ряда весьма существенных проблем, решение которых содействует, например:
Действительно, хорошо знакомые с положением дел в соответствующих муниципальных единицах, органы местного самоуправления зачастую способны более эффективно и оперативно, чем центральное правительство решать локальные вопросы. Данное положение нашло свое отражение в принципе субсидиарности являющемся одной из основ делегирования.
«Выгода и необходимость» возложения государственных полномочий на органы местного самоуправления была осознана законодателями многих государств. Как следствие, законодательство ряда иностранных государств различает обязательные, порученные (делегированные) и факультативные (собственные - добровольные) полномочия местных органов власти.
В данном случае вопрос возможности
и целесообразности делегирования
государственных полномочий местным
органам власти, не вызывает сомнения
и не является основным. Более важным
представляется вопрос о сущностных
характеристиках, предъявляемых требованиях
к процедуре делегирования
Порученные, «делегированные» полномочия местных органов, передаются вышестоящими властями на основании специальных законов, с возможным заключением дополнительных соглашений (договоров). В доказательство этого тезиса можно привести следующее.
Так, например, в соответствии со ст.ст.117 и 118 Конституции Италии 1947 года, в случае необходимости центральные органы государства могут делегировать областям иные (дополнительные государственные) полномочия в сфере управления, на основании закона. В свою очередь область может передавать отдельные государственные полномочия также в сфере управления на муниципальный уровень провинциям и коммунам.
Английский исследователь Кросс С. А., отмечает, что в Великобритании Закон о местном самоуправлении Англии и Уэльса 1972 года передал окружным и районным (в Лондоне) муниципальным советам полномочия по обеспечению функционирования некоторых объектов государственного значения и решению других государственных вопросов. Эти полномочия обеспечивают эксплуатацию аэродромов, охрану памятников культуры, дорог государственного значения, здравоохранения и т.д.
В Германии в компетенции
органов местного самоуправления «в
соответствии с традиционным коммунальным
правом» также различают
В Швеции, в настоящее время, органы местного управления ответственны не только за свою локальную экономику и коммунальные услуги, но и, на основе специальных законов - за социальную помощь, всю школьную систему, медицинское обслуживание и общественное здравоохранение (так называемые «статутные» вопросы), что является не местными, а государственными функциями. Аналогичным образом законодательство Финляндии выделяет так называемые «агентские» функции, вытекающие из данных сверху поручений, которые также устанавливаются специальными законами.
Японский Закон о местной автономии 1947 года предусматривает три группы функций выполняемых местными органами. Первая, это собственно местные функции. Вторая группа это «административные полномочия», под которыми понимаются функции носящие местный характер, но требующие при их реализации государственного принуждения и санкций в случае их нарушения со стороны граждан. И третья группа, это делегированные центральными ведомствами полномочия, которые именуются «агентскими функциями». Центральные власти обычно передают такие полномочия какому-либо местному административному органу, на основании специального закона, чаще всего главе исполнительной власти соответствующего территориального подразделения. Осуществляя эти полномочия, местный орган функционирует исключительно в качестве агента государства.
Институт разграничения полномочий органов местного самоуправления на собственные и делегированные можно рассмотреть на примере республики Мексика. Так, статья 115 Конституция Мексики 1917 года наравне с «собственными», выделяет и отдельные государственные полномочия, делегированные Конституцией (основным законом) органам местного самоуправления.
В соответствии со ст. 9 Закона Латвии «О самоуправлениях» учреждения государственного управления, если это предусмотрено в законах и правилах Кабинета министров, могут уполномочить самоуправления выполнять отдельные функции учреждений государственного управления, определив порядок их выполнения и осуществляя надзор над выполнением этих функций.
Нельзя обойти вниманием Европейскую Хартию местного самоуправления, она провозглашает, что «основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Однако это положение не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом отдельных, конкретных полномочий. Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу власти должно производится с учетом объема и природы поставленной задачи, а также требований эффективности и экономии… При делегировании полномочий центральными или региональными органами местные органы самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой приспосабливать их осуществление к местным условиям».
К самой процедуре делегирования
в зарубежных странах, предъявляются
достаточно жесткие требования, регламентирующие
финансово-материальное сопровождение,
контроль, ответственность за реализацией
государственных полномочий, переданных
местным органам власти. Действительно,
исполнение органами местного самоуправления
возлагаемых государством предписаний,
связано со значительными расходами.
Таким образом, может возникнуть
угроза финансовой самостоятельности,
нарушению относительной «
Возвращаясь к опыту Италии,
следует отметить, что делегирование
осуществляется на основании закона
и предполагает обязательную передачу
финансовых средств, в необходимых
случаях - персонала или имущества
всем территориальным учреждениям
данного уровня или их ассоциациям.
При делегировании полномочий предварительно
проводятся консультации с представителями
провинций и коммун. Как правило,
делегирование осуществляется не в
отношении отдельных
В Германии, возложение на общину (коммунальное самоуправление) каких-либо государственных задач в рамках порученной компетенции в каждом конкретном случае осуществляется по законодательному акту земли, которым обязательно должны быть урегулированы необходимые финансовые вопросы. Н.С. Тимофеев подчеркивает, что такие задачи поручаются не общине, а ее определенным органам, которые будут нести ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных полномочий. Для обеспечения надлежащего исполнения делегированных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется так называемый «профессиональный» надзор, т.е. постоянный контроль со стороны государственных федеральных органов или служб земель. Следует отметить также, что в ФРГ в отношении вопросов, которые считаются делами общегосударственного значения и делегированы для исполнения местным органам, любые указания и рекомендации правительственных органов являются по характеру обязательными.
В Японии реализация государственных полномочий органами местного самоуправления происходит также под строгим контролем со стороны соответствующего министра центрального правительства (на уровне префектуры) или же губернатора префектуры (на уровне муниципалитета). За реализацию агентских функций местный административный орган несет ответственность не перед представительным местным органом (советом), а перед соответствующей государственной контролирующей инстанцией.
Латвийское законодательство устанавливает требования об одновременной передаче средств на осуществление государственных полномочий и организации контроля за их исполнением. Кроме того, согласно ст.11 Закона Латвии «О самоуправлениях», Кабинет министров может поручить самоуправлениям осуществление одноразовых заданий с одновременной передачей финансовых средств, необходимых для выполнения этих заданий. Однако, если самоуправления согласны, то они могут осуществлять одноразовые задания и на собственные средства. Выполнение порученных самоуправлениям одноразовых заданий организует соответствующее самоуправление, и оно же отвечает за него.
На основании вышеуказанного,
можно выделить следующие требования,
предъявляемые к процедуре
Информация о работе Делегирование государственных полномочий местным органам власти