Демократия и разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 12:04, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Современное государство не может не быть правовым. Сегодня государство, в котором не обеспечено разделение власти, рассматривается мировым сообществом как анахронизм ХХ века, тоталитарное государство, власть хунты, феодальный пережиток и т.д. При этом, такое государство становится очень часто объектом изоляции, а его граждане - заложниками власти, лишенными нормального общения с мировым сообществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Демократия: суть, типы и современные концепции 4
Разделение власти как один из принципов демократии 14
Влияние принципа разделения власти на формирование демократической модели государственной власти 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕМОКРАТИЯ И РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.docx

— 65.56 Кб (Скачать файл)

Государственные модели управления развитых демократических стран очень разные и многогранные. Так для стран, в которых действует принцип разделения власти, наиболее характерным является парламентский и парламентско-президентский тип правления с сильной исполнительной властью. Объединяет их то, что в них реализован принцип разделения власти, который является залогом политической стабильности и непрерывности функционирования государственной власти. Опыт европейских стран, прежде всего, указывает на партнерское отношение государства к институту местного самоуправления.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное неравенство, которое сохранилось в современных  демократиях и проявляется в  неодинаковых способностях различных  групп к артикуляции (четкому  осознанию, формированию и представлению в органах власти) своих интересов и к отстаиванию их в конкурентной борьбе, во многом противоречит представлениям теории плюралистической демократии о гармоничном равновесии интересов различных общественных групп. Однако это не отвергает данную теорию в целом.

К концу ХХ века западные государства значительно продвинулись вперед на пути уравнивания жизненных шансов, создания для большинства граждан социальной возможности политического участия и защиты своих интересов. Сегодня не только высшие слои, но и группы, принадлежащие к среднему классу, имеют достаточный образовательный уровень, социальную обеспеченность и защищенность, свободное время и другие условия, чтобы производить организованное воздействие на центры власти и добиться учета в политических решениях своих интересов. Тем социальным группам, которые не способны к организованной политической борьбе и не обладают ресурсами влияния, например, пенсионерам, помогает представить свои интересы механизм выборов. Пытаясь заручиться поддержкой максимального количества избирателей, политические партии стараются обеспечить себе поддержку со стороны различных, прежде многочисленных, слоев и поэтому в определенной степени учитывают их ожидания и запросы в своих программах.

Отражение в политике современных  государств интересов различных  социальных групп все же не снимает  проблемы неравенства их политического  влияния. В тех государствах, где  условия жизни и интересы граждан  сблизились, плюралистическая теоретическая  модель демократии более адекватно  отражает реальность, чем в тех, где  сохраняется высокий уровень  социального неравенства.

Дальнейших исследований требует изучения взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в зарубежных странах, обобщения их опыта и трансформации в отечественную практику. Все это поможет демократизировать страну и построить демократическую модель государственной власти.

Лишь благодаря разделению власти правовое государство организуется и функционирует правовым путем. Необходимо отметить, что разделение власти имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Но ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Таким образом, в правовом государстве отсутствует всякая неограниченная власть, не связанная с правом и принципами конституции. Во-вторых, распределение власти - это средство сдерживания власти государства в рамках принципов гуманного, цивилизованного общества, механизм защиты прав человека, закрепленных в конституции. Наконец, разделение власти выражается в системе сдержек и противовесов таким образом, чтобы ни один из органов не занял авторитарно-абсолютистского положения, а потому не презирал право и конституцию.

Должно быть обязательное условие: власть не может сосредоточиваться в руках одного лица или органа, иначе станут невозможными взаимоконтроль, сдерживания, противовес и, как следствие - разделение власти и правовое государство.

Та или иная модель реализации доктрины разделения власти определяется спецификой соответствующей политической системы. Однако сегодня институт разделения власти есть и останется надежным средством избежать концентрации власти в руках любого диктатора или олигархии. Эта универсальность делает принцип разделения власти и его механизмы не специфически групповыми, а общечеловеческими ценностями, которые требуют всестороннего изучения и защиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Газета «Союз Беларусь – Россия». – 2004. – № 40.
  2. Государственное право буржуазных и освободившихся стран». Учебник / Под ред. Б.А. Стародубского, В.Е. Чиркина. 3-е изд. – М., Высшая школа, 1998. – 431 с.
  3. Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 458 с.
  4. Метельский С.А. Эффективность государственной власти в современной России: сущность, проблемы, методы оптимизации: Диссертация … канд. полит. наук. – М.: Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.
  5. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник М.: Белые альвы, 2004. – 512 с.
  6. Мишин А.А., Власихин Конституция США. Политико-правовой комментарий. – М., Юридическая литература, 1985. – 600 с.
  7. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М: Издательство «Зерцало», 1998. – 448 с.
  8. Шапиро И. Демократическое правосудие // Теория и практика демократии. (The Democracy Sourcebook): избранные тексты / Пер. с англ. под. ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. – М.: Ладомир, 2006. – С. 212-215.
  9. Шугарт М.С., Кэрри Дж. Президенты и законодательные собрания // Теория и практика демократии (The Democracy Sourcebook): избранные тексты / Пер. с англ. под. ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. – М.: Ладомир, 2006. – С. 228-232.
  10. Энтин Л.М. Разделение властей; опыт современных государств. – М.: Юридическая литература. 1995. – 176 с.

1 Государственное право буржуазных и освободившихся стран». Учебник / Под ред. Б.А. Стародубского, В.Е. Чиркина. 3-е изд. – М., Высшая школа, 1998. – с. 250-272

2 Метельский С.А. Эффективность государственной власти в современной России: сущность, проблемы, методы оптимизации: Диссертация … канд. полит. наук. – М.: Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.

3 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник М.: Белые альвы, 2004. – с. 150-159

4 Шапиро И. Демократическое правосудие // Теория и практика демократии. (The Democracy Sourcebook): избранные тексты / Пер. с англ. под. ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. – М.: Ладомир, 2006. – С. 212-215.

5 Шугарт М.С., Кэрри Дж. Президенты и законодательные собрания // Теория и практика демократии (The Democracy Sourcebook): избранные тексты / Пер. с англ. под. ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. – М.: Ладомир, 2006. – С. 228-232.

6 Метельский С.А. Эффективность государственной власти в современной России: сущность, проблемы, методы оптимизации: Диссертация … канд. полит. наук. – М.: Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.

7 Энтин Л.М. Разделение властей; опыт современных государств. – М.: Юридическая литература. 1995. – с. 50-56

8 Государственное право буржуазных и освободившихся стран». Учебник / Под ред. Б.А. Стародубского, В.Е. Чиркина. 3-е изд. – М., Высшая школа, 1998. – с. 131-135.

9 Государственное право буржуазных и освободившихся стран». Учебник / Под ред. Б.А. Стародубского, В.Е. Чиркина. 3-е изд. – М., Высшая школа, 1998. – с. 211-219.

10 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник М.: Белые альвы, 2004. – с. 312-317.

11 Шапиро И. Демократическое правосудие // Теория и практика демократии. (The Democracy Sourcebook): избранные тексты / Пер. с англ. под. ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. – М.: Ладомир, 2006. – С. 235-237

12 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М: Издательство «Зерцало», 1998. – с. 345-350.

13 Энтин Л.М. Разделение властей; опыт современных государств. – М.: Юридическая литература. 1995. – с. 132-138.

14 Мишин А.А., Власихин Конституция США. Политико-правовой комментарий. – М., Юридическая литература, 1985. – с. 250-255.


Информация о работе Демократия и разделение властей