Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 12:04, реферат
Актуальность темы. Современное государство не может не быть правовым. Сегодня государство, в котором не обеспечено разделение власти, рассматривается мировым сообществом как анахронизм ХХ века, тоталитарное государство, власть хунты, феодальный пережиток и т.д. При этом, такое государство становится очень часто объектом изоляции, а его граждане - заложниками власти, лишенными нормального общения с мировым сообществом.
ВВЕДЕНИЕ 3
Демократия: суть, типы и современные концепции 4
Разделение власти как один из принципов демократии 14
Влияние принципа разделения власти на формирование демократической модели государственной власти 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Государственные модели управления развитых демократических стран очень разные и многогранные. Так для стран, в которых действует принцип разделения власти, наиболее характерным является парламентский и парламентско-президентский тип правления с сильной исполнительной властью. Объединяет их то, что в них реализован принцип разделения власти, который является залогом политической стабильности и непрерывности функционирования государственной власти. Опыт европейских стран, прежде всего, указывает на партнерское отношение государства к институту местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное неравенство,
которое сохранилось в
К концу ХХ века западные государства значительно продвинулись вперед на пути уравнивания жизненных шансов, создания для большинства граждан социальной возможности политического участия и защиты своих интересов. Сегодня не только высшие слои, но и группы, принадлежащие к среднему классу, имеют достаточный образовательный уровень, социальную обеспеченность и защищенность, свободное время и другие условия, чтобы производить организованное воздействие на центры власти и добиться учета в политических решениях своих интересов. Тем социальным группам, которые не способны к организованной политической борьбе и не обладают ресурсами влияния, например, пенсионерам, помогает представить свои интересы механизм выборов. Пытаясь заручиться поддержкой максимального количества избирателей, политические партии стараются обеспечить себе поддержку со стороны различных, прежде многочисленных, слоев и поэтому в определенной степени учитывают их ожидания и запросы в своих программах.
Отражение в политике современных государств интересов различных социальных групп все же не снимает проблемы неравенства их политического влияния. В тех государствах, где условия жизни и интересы граждан сблизились, плюралистическая теоретическая модель демократии более адекватно отражает реальность, чем в тех, где сохраняется высокий уровень социального неравенства.
Дальнейших исследований требует изучения взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в зарубежных странах, обобщения их опыта и трансформации в отечественную практику. Все это поможет демократизировать страну и построить демократическую модель государственной власти.
Лишь благодаря разделению власти правовое государство организуется и функционирует правовым путем. Необходимо отметить, что разделение власти имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Но ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Таким образом, в правовом государстве отсутствует всякая неограниченная власть, не связанная с правом и принципами конституции. Во-вторых, распределение власти - это средство сдерживания власти государства в рамках принципов гуманного, цивилизованного общества, механизм защиты прав человека, закрепленных в конституции. Наконец, разделение власти выражается в системе сдержек и противовесов таким образом, чтобы ни один из органов не занял авторитарно-абсолютистского положения, а потому не презирал право и конституцию.
Должно быть обязательное условие: власть не может сосредоточиваться в руках одного лица или органа, иначе станут невозможными взаимоконтроль, сдерживания, противовес и, как следствие - разделение власти и правовое государство.
Та или иная модель реализации доктрины разделения власти определяется спецификой соответствующей политической системы. Однако сегодня институт разделения власти есть и останется надежным средством избежать концентрации власти в руках любого диктатора или олигархии. Эта универсальность делает принцип разделения власти и его механизмы не специфически групповыми, а общечеловеческими ценностями, которые требуют всестороннего изучения и защиты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Государственное право буржуазных и освободившихся стран». Учебник / Под ред. Б.А. Стародубского, В.Е. Чиркина. 3-е изд. – М., Высшая школа, 1998. – с. 250-272
2 Метельский С.А. Эффективность государственной власти в современной России: сущность, проблемы, методы оптимизации: Диссертация … канд. полит. наук. – М.: Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.
3 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник М.: Белые альвы, 2004. – с. 150-159
4 Шапиро И. Демократическое правосудие // Теория и практика демократии. (The Democracy Sourcebook): избранные тексты / Пер. с англ. под. ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. – М.: Ладомир, 2006. – С. 212-215.
5 Шугарт М.С., Кэрри Дж. Президенты и законодательные собрания // Теория и практика демократии (The Democracy Sourcebook): избранные тексты / Пер. с англ. под. ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. – М.: Ладомир, 2006. – С. 228-232.
6 Метельский С.А. Эффективность государственной власти в современной России: сущность, проблемы, методы оптимизации: Диссертация … канд. полит. наук. – М.: Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.
7 Энтин Л.М. Разделение властей; опыт современных государств. – М.: Юридическая литература. 1995. – с. 50-56
8 Государственное право буржуазных и освободившихся стран». Учебник / Под ред. Б.А. Стародубского, В.Е. Чиркина. 3-е изд. – М., Высшая школа, 1998. – с. 131-135.
9 Государственное право буржуазных и освободившихся стран». Учебник / Под ред. Б.А. Стародубского, В.Е. Чиркина. 3-е изд. – М., Высшая школа, 1998. – с. 211-219.
10 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник М.: Белые альвы, 2004. – с. 312-317.
11 Шапиро И. Демократическое правосудие // Теория и практика демократии. (The Democracy Sourcebook): избранные тексты / Пер. с англ. под. ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. – М.: Ладомир, 2006. – С. 235-237
12 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М: Издательство «Зерцало», 1998. – с. 345-350.
13 Энтин Л.М. Разделение властей; опыт современных государств. – М.: Юридическая литература. 1995. – с. 132-138.
14 Мишин А.А., Власихин Конституция США. Политико-правовой комментарий. – М., Юридическая литература, 1985. – с. 250-255.