Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 10:35, контрольная работа
Высокопродуктивное земледелие приводит к возникновению здесь первых обществ и государств, т. к. успешно развивались производительные силы и производственные отношения. Излишки производимого общественного продукта, особенно в скотоводстве, для которого характерны большие объемы прибавочного продукта, оказываются в руках знати и служителей зарождающегося культа.. Возникает институт рабства. Первыми рабами были военнопленные - с развитием сельского хозяйства стало выгодно использовать труд военнопленных. Это привело к возникновению частной собственности, социальному расслоению общины, выделению родовой знати и превращению ее со временем в эксплуататорский класс. Класс рабов стал пополняться из внешних (войны и набеги) и внутренних источников (бывшие общинники).
Следующая династия несет успокоение стране: к управлению страной привлекаются более широкие круги администрации, изменяется религиозная политика - божественность фараона обосновывается не гигантскими сооружениями заупокойного культа, а идеей прямого происхождения от верховного бога Ра.
Продолжается
процесс укрепления номовой
После VI династии власть мемфисских царей становится номинальной, страна распадается на множество самостоятельных княжеств, начинается так называемый I переходные период в истории Древнего Египта.
Распад единого государства привел к упадку ирригационной системы и кризису экономики. Ограниченных средств номов не хватало для поддержания ирригационной системы в рабочем порядке и, тем более, для строительства новых каналов. Такое положение вызывало недовольство народных масс и восстания беднейшей части населения страны (именно о них, по мнению многих египтологов, повествуется в "Речении Ипусера" и "Речении Неферти"). Внутренним упадком воспользовались племена ливийцев на западе и кочевники востока, опустошившие Дельту.
Вновь возникла необходимость в объединении и укреплении государства. На севере центром объединения стал Гераклеополис, а на юге - Фивы, боровшиеся за общеегипетское главенство. В этом соперничестве победили Фивы, их правитель - Ментухотеп - стал основателем XI династии. Настал период расцвета централизованного Египетского государства.
К этому
времени относится освоение
Быстрее падает
удельный вес храмовых
Важную роль в управлении страной играл главный судья. Первоначально он принимал непосредственное участие в хозяйственной деятельности: управлял царской сокровищницей, государственными складами, был организатором царских работ. Позже его функции были отделены от хозяйственных. Судебная власть осуществлялась коллегиальным органом (в разное время это были " совет десяти", "верховная палата шести"). Однако соблюдение верховных предписаний не было нормой деятельности египетских судов; процветало взяточничество.
Вновь проявляют активность варвары на границах: наибольшую опасность представляет формирующийся на просторах Южной Палестины, Северной Аравии и Синайского п-ова союз гиксосов. Происходит крупное восстание народных масс против существующего строя и его властей (некоторые историки относят "Речение Ипусера" и "Речение Неферти", повествующие о восстании, к концу I переходного периода, некоторые - к концу Среднего царства). Народное восстание потрясло всю страну, но, будучи стихийным, потерпело поражение. Внутренним ослаблением государства воспользовались гиксосы, которые в конце XVIII в. оккупировали всю Дельту, затем сформировали правящие общеегипетские династии. Они объединили Египет, Синайский полуостров, Палестину и Сирийскую степь. На юге Египта существовало правительство Фиванского нома, в Верхнем Египте правили номархи. Гиксосскому царю Хиану удалось на короткое время подчинить себе Верхний и Нижний Египет. После его смерти в Фивах началось движение за освобождение страны.
Египет был
освобожден, и гиксосский этнический
конгломерат перестал
Теперь организуется
не только захват материальных
ценностей при завоевании
Египетское общество все еще делилось на три класса: господ, мелких производителей, рабов. В Новом царстве появились прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе. Укреплялись рабовладельческие отношения - появилась прослойка мелких рабовладельцев. Усложнялась структура господствующего класса - люди незнатного происхождения, низшие должностные лица в администрации, обязанные своим благополучием царской милости, становятся прочной опорой фараонов. Выделяется служилая аристократия, наследная номовая знать, жрецы. Противостояние этих высших слоев египетского общества вылилось в религиозную реформу Эхнатона.
"Социальное обстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильна, но внутри египетского общества всегда существовали скрытые противоречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношения между рабами и рабовладельцами; положение мелких производителей было неустойчиво; наконец, внутри господствующего класса развивались коллизии, чреватые открытой конфронтацией".1
Расширение территории
вызвало перестройку государственного
аппарата - в связи с усложнением функций
и увеличением объемов государственного
управления, увеличилось количество чиновников,
внедрялась четкая иерархия подчинения
и регламентирование обязанностей каждой
ступени управления. В целом, структура
управленческого аппарата выглядела следующим
образом:
1. во главе государства стоял центральный
аппарат управления, подчиненный высшему
сановнику - везиру (чати), он не столько
направляет деятельность ряда ведомств,
сколько сосредотачивает их функции в
своих руках. Зачастую существовало два
везира - для Верхнего и Нижнего Египта.
2. аппарат регионального
администрирования,
3. окружное управление (более
мелкие административные
4. управление в деревнях и поселках, подчиненное окружному начальству.
Весь этот сложный аппарат подчинялся верховному сановнику - везиру.
Систематическая эксплуатация завоеванных государств требовала создания постоянной египетской администрации на местах. Южные территории управлялись специальным ведомством во главе с сановником. Для управления областями в Азии была создана египетская администрация во главе с наместником "северных стран". Однако, такая власть никогда не была особенно сильной, что создавало основу для сепаратизма.
Религиозно-политическая реформа Эхнатона. После освобождения Египта от гиксосов утвердился культ верховного бога Амона-Ра. Жрецы этого культа постепенно приобретали огромное влияние: они получили возможность влиять на передачу власти по наследству через, так называемый, оракул Амона. Усиливающееся политическое влияние фиванского жречества вызвало недовольство других слоев господствующего класса, кроме того, оно объективно препятствовало политической централизации власти в стране. Аменхотеп VI объявил бога Атона главным и единственным, а - себя сыном Атона и меняет имя на Эхнатон, по его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. "Культ Атона олицетворяет могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики".1 Столь существенные изменения привели к перестройке самого культа и изменили функции и положение жречества. Реформу поддержал слой служилой знати, средние прослойки египетского общества; против выступало жречество, номовая знать и основная масса простых людей. После смерти Эхнатона культ Атона был отменен. "В области политики, несмотря на крушение реформ, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями".2
Новый
фараон осторожно, без
Претерпела
изменения судебная власть. Высшим
судебным органом стало "
Новая
религиозная политика фараона,
направленная на культ бога
Птаха, приводит к росту
Позднее царство
За длительное
время успешных походов и
Законы Ману
Первоначально источником права в Древней Индии являлся обычай, преобразованный в обычное право, в соответствии с интересами господствующего класса. Появление первых сборников правовых норм датируется второй половиной I тыс. до н.э. Дхармасутры были составлены различными брахманскими школами в виде предписаний благочестивому человеку. "При большом разнообразии дхармашастр можно видеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, заимствование, текстуальное совпадение, а главное, единство тех религиозно-философских концепций, на которых они основывались". 1 Они не выделяли правовых предписаний из массы морально-религиозных предписаний. В дхармасутрах рассматривались в основном преступления против личности, а в дхармашастрах больше внимания стало уделяться договорам и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение и т.д. Также существовал особый источник права- артхашастра, регламентирующая судебный процесс. Артхашастра- это государственный источник права, а дхармашастра- общинный, именно он, постепенно заимствуя некоторые нормы, вытесняет артхашастры из системы регламентирования общественных отношений. "Таким образом, неписаные правовые обычаи сменились в Индии не государственными предписаниями, как в других странах Древнего Востока, а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государством". 2
До нас дошли такие памятники древнеиндийского права, как: дхармашастры Гаутамы и Апастамбы (вторая половина I тыс. до н.э.), Законы Яджнавалкьи (III в. н.э.), Законы Брихаспати (III-IV вв. н.э.), Законы Нарады (IV-V вв. н.э.), Законы Ману (II в. до н.э.-II в. н.э.), содержание которых чаще всего воспроизводится в более поздних произведениях этого жанра. Среди других дхармашастр они занимают особое место. "Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения".3
Очень интересен памятник Артхашастра ("Наука политики"). Считается, что это руководство царю в государственном управлении и системе судопроизводства разработал главный советник Чандра-гупты Маурья брахман Каутилья, однако, многие историки полагают, что этот документ складывался на протяжении длительного периода времени на основе местных обычаев, правил торговых объединений. В Древней Индии приоритетное значение имели дхармашастры, и лишь намного позже - правительственные распоряжения, что говорит о значительной разобщенности древнеиндийских норм.