Жан Жака Руссо его труды и жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:39, реферат

Краткое описание

Важнейшим деятелем и идеологом того времени является Ж.Ж. Руссо.
Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала огромную популярность еще при жизни, он был признанным властителем дум большинства французов второй половины XVIII века. Его породила определенная историческая эпоха, но и он своими блестящими и оригинальными сочинениями способствовал ее рождению.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология Руссо.docx

— 42.95 Кб (Скачать файл)

 

                            

                                                     Заключение 
 

           Жан-Жак Руссо,       действительно,     оставил  глубокий    след        не

только в  истории  философской   мысли   Франции,  но и в истории      всего человечества. Своими трудами  он  на несколько десятилетий  предвосхитил те передовые демократические  преобразования,  которые произошли  в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. и продолжают развиваться во всем мире до сих пор.

           Огромен      вклад этого         величайшего   мыслителя    французского Просвещения в   разработку  и      исследование  идей социального равенства, народного  суверенитета  и        т.п.,  и      хотя в  своих  работах он  не находит    разрешения  многих противоречий, то   что  он поднимает      эти      вопросы    подчеркивает глубину мысли философа.

Многие       идеи        Руссо  об    обществе,      человеке,      нравственности

очень   актуальны    и    сегодня,  в   эпоху  научно-технического прогресса и  наступающего экологического кризиса.

       Но его суждения по многим  социально-политическим проблемам  носили вполне радикальный, революционный  характер, глубоко и полно отражали  интересы и чаяния социальных  низов, французского демоса, явившегося  опорой якобинской революции. 

     Согласно  Руссо, человек в естественном состоянии  находился в гармонии с природой, но рост населения и географические причины приводят к развитию способностей людей, которое, в свою очередь, стимулирует  новые потребности, и возникновению  в человеческом сообществе сотрудничества и соперничества. Естественное неравенство  порождает неравенство в собственности, являющееся источником постоянной нестабильности в обществе. Отсюда возникает необходимость  в гражданском мире, который гарантируется  общественным договором.

     Стержнем  политической теории Руссо является учение о народном суверенитете как  осуществлении общей воли. Мыслитель  подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая — интересы частные и представляет собой  лишь сумму изъявленной воли частных  лиц. Общая воля, в свою очередь, выступает  источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления. В отличие от большинства мыслителей Руссо считал суверенитет народа неотъемлемым и неделимым.

     Народ не может никому отдать свое право  на самоуправление и решение своей  судьбы. Правительство — лишь временный  агент суверенного народа, Руссо  против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Причем исполнительную и судебную власть, передав правительству, все же полностью  подчиняет народу — суверену. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях. Руссо выдвинул требование единства прав и обязанностей гражданина, полагая, что гражданином может  считаться только тот, кто преодолел  «своемыслие». Трактуя свободу как подчинение закону, он высказывал идею о возможности принуждения к свободе.

     Политический  идеал Руссо — небольшие по размеру государства – республики, где возможно прямое, непосредственное волеизъявление народа и контроль за деятельностью его представителей.

     Своим учением о законе как выражении  общей воли и о законодательной  власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов  организации государства Руссо  оказал огромное воздействие на последующее  развитие государственно-правовой мысли  и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Французской буржуазной революции. Идеи Руссо являются основанием идеологических построений радикализма.

     Ж.-Ж.Руссо  попытался объяснить важнейшие  исторические события, не апеллируя  к сверхъестественным силам. Он рассматривал историю человечества как результат деятельности людей, их интеллекта и чувств. Стремление объяснить историю, не выходя за ее пределы, не увенчалось и не могло в ту историческую эпоху увенчаться переходом на позиции материалистического понимания общественной жизни. Но это обстоятельство не помешало французскому просветителю-демократу высказать ряд глубоких диалектических идей об истории человеческого общества.

 

      Литература: 

1.     Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980. – 365с.

для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 367с.

3.         Лапандин Д. Политические и правовые воззрения Жан-Жака Руссо // Уч. зап. Московского юридического ин-та. Вып. II. М., 1970.

4.    Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века: Очерки. – М., Мысль, 1983. –447с.

5.    Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1978. – 537с.

6.     Руссо Ж.-Ж. 1. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. 2. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969; // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1998.

7.    Волгин В.П. Развитие общественой мысли во Франции в XVIII в.-М..: Наука, 1977, с.183-220.

8.     Дворцов А.Т. Ж.-Ж. Руссо.- М.:Наука, 1980.-112 с.

История политических и правовых учений: XVII – XVIII вв.Отв.ред. В.С.

9.   Нерсесянц.-М.: Наука, 1989. с116-143

10.   Руссо Ж.-Ж. Об общественном  договоре , или Принципы политического  права.- М.

11.  История  политических и правовых учений, под общей редакцией В.С. Нерсесянца, М., 2002 г.

12.  История  политических и правовых учений, под общей редакцией Лейста Н.И., М., 2000 г.


Информация о работе Жан Жака Руссо его труды и жизнь