Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа
В курсовой работе изложены задачи, формы и методы контроля за законодательством об охране труда в организации, освещены вопросы создания и деятельности комиссий контроля за законодательством об охране труда.
Курсовая работа содержит описание требований нормативных правовых актов к обучению и проверке знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда.
Введение ………………………………………………………………..
5
1. Задачи, формы и методы контроля за соблюдением законодательства об охране труда
6
2. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации
8
3. Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда
9
Заключение ……………………………………………………………..
15
Список использованных источников …………………………………
19
В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые могут причинить вред здоровью работников или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этих нарушений, о чем письменно сообщается руководителю организации.
Начальник цеха организует выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений по охране труда, выявленных в ходе проведения ежемесячного контроля. О нарушениях, которые не могут быть устранены работниками цеха, сообщается руководству организации.
Контроль выполнения указанных мероприятий осуществляют начальник цеха, другие руководители и специалисты, служба охраны труда, общественный инспектор по охране труда (уполномоченное лицо по охране труда работников).
Итоги проведения ежемесячного контроля рассматриваются в цехе на совещании, собрании с участием руководителей структурных подразделений, представителей профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда работников).
Форма журнала ежемесячного контроля за состоянием охраны
труда в структурном подразделении
Дата проведения контроля |
Выявленные нарушения |
Мероприятия по устранению нарушений |
Ответственные лица за выполнение мероприятий |
Срок выполнения |
Отметка о выполнении |
Дата, подписи лиц, участвовав-ших в проверке |
Ежеквартальный контроль осуществляется руководителем организации (его заместителями) с участием руководителей служб, отделов, общественного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников).
В ходе ежеквартального контроля проверяются:
- организация и результаты
проведения ежедневного и
- выполнение мероприятий
по охране труда,
- выполнение мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;
- техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями охраны труда, состояние дорог, тротуаров, проходов и проездов;
- соответствие рабочих
мест, технологического, грузоподъемного,
транспортного,
- эффективность работы
вентиляционных систем и
- выполнение графиков
планово-предупредительного
- обеспеченность работников
средствами индивидуальной
- наличие и состояние средств коллективной защиты;
- состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
- организация лечебно-
- состояние кабинетов и уголков по охране труда;
- своевременность и качество обучения и инструктажа работников по вопросам охраны труда;
- соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и другое.
По результатам ежеквартального контроля по каждому цеху оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению.
Проведение ежемесячного или ежеквартального контроля рекомендуется осуществлять в установленный приказом руководителя организации День охраны труда.
В программу Дня охраны труда включается помимо мероприятий по проверке состояния условий и охраны труда на рабочих местах, на участках и в цехах проведение совещаний с участием руководителей организации, ее структурных подразделений, главных специалистов, представителей службы охраны труда, профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда работников).
На указанных совещаниях
анализируется состояние охраны
труда в структурных
По итогам проведения Дня охраны труда при необходимости может издаваться приказ или распоряжение руководителя организации (структурного подразделения).
Преимуществами периодического (совместного) контроля являются его регламентированность (проводится со строго установленной периодичностью и по установленному кругу вопросов), а также личное участие в нем руководителей всех рангов (устанавливается положением о проведении контроля и должностными обязанностями по вопросам охраны труда).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние годы отношение к охране труда радикально изменилось. Социальная значимость охраны труда поставлена государством на приоритетные позиции наиболее важных проблем, требующих первоочередных решений.
В январе 2009 года вступит в силу Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З "Об охране труда" (далее - Закон). Данный Закон направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда.
В Законе закреплены уровни государственного управления охраной труда и определены функции его субъектов.
Согласно статьям названного Закона государственное управление в области охраны труда осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции.
Законом закрепляются основные принципы и такие нормы организации охраны труда, как обязанности работодателя по обеспечению охраны труда, его права в области охраны труда.
Неудовлетворительные условия, производственный травматизм и профессиональные заболевания несут обществу большие экономические затраты.
Из вышеизложенного видно, что на сегодняшний момент в Республики Беларусь, построена достаточно стройная и эффективная система надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Однако эффективность этой системы в настоящее время еще не может использоваться в полной мере. Отсутствуют жесткие экономические механизмы, способные заставить как нанимателя, так и работника соблюдать норму права, заложенную в законодательстве, а нормы регулирующие деятельность органов надзора и контроля в достаточной мере не закреплены на законодательном уровне.
Хорошо известно, что
обеспечение конституционных
Изложенное выше свидетельствуют, что реализуя права, гарантированные ст. 223 Трудового кодекса Республики Беларусь, работники должны неукоснительно соблюдать обязанности по охране труда, предусмотренные ст. 232 Трудового кодекса.
На качественно новый уровень необходимо поднять работу по осуществлению контроля за соблюдением требований охраны труда в организации. Очень важно, чтобы функция контроля отождествлялась не только со специалистом по охране труда, а стала бы повседневной и постоянной обязанностью всех специалистов и руководителей структурных подразделений организации. Свою роль в осуществлении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда призваны обеспечить общественные инспектора по охране труда и профсоюзные комитеты.
В настоящее время в Республике Беларусь эта проблема находится в центре внимания органов государственной власти, принята Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. N 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины". В то же время необходимо отметить, что даже жесткое со стороны государства регулирование взаимоотношений сторон, участвующих в охране труда, не может дать исключительно положительных результатов. Многообразие взаимоотношений субъектов охраны труда на предприятиях столь велико, что предусмотреть все коллизии в одном законе невозможно.
В последние годы в республике произошли значительные изменения в вопросах управления охраной труда.
В 2005 году в Республике Беларусь были введены в действие государственные стандарты СТБ 18001-2005 "Система управления охраной труда. Общие требования" (далее - СТБ 18001-2005) и СТБ 18002-2005 "Система управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005", явившиеся неэквивалентными переводами OHSAS 18001:1999 "Система менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Спецификация" и OHSAS 18002:2000 "Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности на рабочем месте. Руководство по применению на практике стандарта OHSAS 18001:1999".
В 2007 году издана
новая редакция OHSAS 18001:2007 "Система
менеджмента гигиены и
С 1 октября 2009 г. введен в действие государственный стандарт СТБ 18001-2009 "Системы управления охраной труда. Требования", утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24.04.2009 N 19 (далее - СТБ 18001-2009).
С учетом изложенных документов и в связи с произошедшими событиями в республике начал складываться несколько иной подход к управлению охраной труда в организации. Суть его состоит в планировании деятельности на основании результатов оценки профессиональных рисков, а также в некоторой перестройке системы контроля за соблюдением требований по охране труда.
Определение термина "охрана труда" заканчивается словами "и иные мероприятия и средства". Это означает, что приведенный в Законе N 356-З перечень мероприятий и средств, обеспечивающих охрану труда работающих, не является исчерпывающим (закрытым) и может быть дополнен мероприятиями, обеспечивающими пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность дорожного движения, промышленную безопасность опасных производственных объектов и др.
К средствам, обеспечивающим охрану труда, относятся также материальные, трудовые и финансовые ресурсы, средства индивидуальной и коллективной защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов, знаки безопасности, плакаты, учебные и наглядные пособия, компьютеры, используемые в деятельности по охране труда, и программное обеспечение к ним, компенсации по условиям труда и др.
В борьбе с производственным травматизмом и нарушением требований охраны труда, необходимо переходить от чисто внешнего надзора и контроля к более углубленной аналитической работе - детально изучать причины каждого отдельного несчастного случая, внимательно анализировать конкретные производственные моменты с точки зрения их опасности, творчески подходить к планированию мероприятий, направленных на ликвидацию причин, порождающих несчастные случаи, особое внимание уделять их профилактике, а так же проблеме сокрытия производственного травматизма.
Такая логика действий диктуется
реализацией системы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах от 24.11.1996 и 17.10.2004). Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.06.1999 № 296-З в ред.Законов Республики Беларусь от 19.07.2005 № 37-З, от 16.05.2006 № 118-З, от 29.06.2006 № 138-З, от 07.05.2007 №219-З, от 20.07.2007 № 272-З, от 24.12.2007 № 299-З, от 06.01.2009 №т6-З, от 12.05.2009 № 19-З, от 16.07.2009 № 37-З//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - №2/70.
Закон Республики Беларусь от 23.06. 2008 г. № 356-З «Об охране труда» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 02. 07. 2008 г. № 158, 2/1453
Закон Республики Беларусь от 10.01. 2000 № 363-З "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. Законов Республики Беларусь от 29.06.2006 № 137-З от 20.07.2006 № 162-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/138). 12 с.
Информация о работе Задачи, формы и методы контроля за соблюдением законодательства об охране труда