Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель курсовой работы является определение принципов законности и ответственности в государственном управлении.
Задачи курсовой работы:
1. Определить сущность ответственности и законности в государственном управлении;
2. Проанализировать виды ответственности и определить способы обеспечения законности в Казахстане;
5. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.
Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.
Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляется конституционным судом.
6. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.
Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма. Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающий ее демократический, гуманный характер. Рассмотрим кратко эти принципы.
1. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия (единство законности).
При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории.
Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемлении самостоятельности и инициативы мест.
Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.
2. Всеобщность законности.
Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.
Высказывается мнение, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельные граждане, так как последние якобы своими действиями не нарушают этого режима. Действительно, неправомерная деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству и его органам. Однако если правонарушения граждан приобретают массовый характер, если на лицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении несравнима с такой же ролью государственных органов.
3. Целесообразность законности.
Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.
Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность.
Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных лиц.
В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. На этом основании они могут нарушаться, то есть по мотивам нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они не мотивировались, терпимы быть не могут.
Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности. Итак, благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.
Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.
Способы обеспечения
законности - это установленная государством
организационно-правовая система деятельности
государственных органов и
Специалисты по теории управления, выделяя три стадии управленческой деятельности (проектирование и определение цели; организация выполнения принятого решения; контроль исполнения) трактуют контроль как особую стадию управленческого цикла.
Контроль - это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам и т.д.; выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Ученые предпочитают рассматривать контроль как процесс. Они считают, что "финансовый контроль-это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов".
Сложившаяся структура государственных органов РК содержит в себе потенциальные возможности для установления таких взаимосвязей между собой, которые способны поддерживать гемеостатическое состояние, системы государственного управления, обеспечивать режим законности в обществе и государстве. При этом принцип законности взаимодействует с организационно-техническими принципами управления как в масштабе государственного аппарата, так и отдельных его органов.
Организационная структура государственного управления включает представительные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные органы. Всю систему государственных органов объединяет Президент РК с его аппаратом. Данные группы органов, при всей их организационной и функциональной самостоятельности, связаны друг с другом и в равной степени призваны охранять Конституцию и законы РК, обеспечивать законность в государственном управлении. (15, с.413)
Государственный орган осуществляет свою деятельность исключительно в рамках возложенных на него функций и полномочий, а с другой стороны - исключается возможность «вторжения» в компетенцию других органов. Всякое иное неизбежно приводит к нарушению законности в деятельности государственного аппарата и наступлению ответственности в установленном порядке.
Другим направлением обеспечения законности в государственном управлении являются установленные процедуры правотворчества. Имеются в виду организационные процедуры, при помощи которых принимаются управленческие решения.
Нормативные правовые акты должны приниматься в пределах компетенции данного государственного органа. Далее, принимаемые акты признаются законными, если они облекаются в соответствующую правовую форму, установленную для государственного органа.
Как известно, Конституция РК обладает высшей юридической силой и выступает источником для принятия законов и иных государственных решений. При этом юридическая сила акта управления определяется компетенцией и местом государственного органа, принявшего данный акт, в системе государственного аппарата.
Важное место в механизме обеспечения законности занимает контрольно-надзорная функция государства. Данная функция обеспечивается, с одной стороны, представительными, исполнительными и судебными органами в качестве составной части их компетенции, а с другой – специализированными органами (Конституционный совет, Прокуратура РК и др.). В первой группе органов взаимоконтроль выступает одним из элементов системы сдержек и противовесов, во второй, - контроль за законностью актов государственного управления является главенствующей функцией данных органов. Во взаимоотношениях между органами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти законность проявляет себя в механизме сдержек и противовесов и получает закрепление в Конституции и конституционных законов РК в виде конкретных организационно-правовых средств.
Системы сдержек и противовесов – это совокупность установленных в Конституции организационных и правовых мер, обеспечивающих деятельность ветвей государственной власти в рамках их полномочий предусматривающих ответственность за их превышение. Под сдержками понимается способы удержания компетенции органов отдельных ветвей власти в рамках Конституции, под противовесами – конституционные способы противодействия органов одной ветви власти другой с целью сохранения своей компетенции и недопущение нарушения Конституции. Например, в качестве способа противодействия принятию Парламента неконституционного закона выступает право вето Президента; Парламент имеет право отклонить Программу Правительства в случае ее несоответствия внутренней и внешней политики государства; и др.
Важная роль и ответственность за укрепление законности государственном управлении возлагается на органы исполнительной ветви власти. Практическая реализация принципа законности здесь осуществляется при помощи системы контроля за исполнение Конституции и законов РК.
В условиях демократизации общества, возрастает роль и место в обеспечении законности в государственном управлении судебной власти. Правовой статус органов этой ветви власти ставит их в независимое положение по отношению к органам других ветвей власти. Согласно Конституции РК судебная власть осуществляется от имени государства и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов и международных договоров РК. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Все это ставит судебную власть на уровень особой инстанции, которая призвана разрешать посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства, все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативно правовых актов, международных договорах республики, в том числе по поводу законности решений и действий государственных органов и их должностных лиц.
Большими потенциальными возможностями в обеспечении законности в государственном управлении обладают Конституционный совет и Прокуратура РК. Так, Конституционный совет как государственный обеспечивает верховенство Конституции на всей территории республики. В порядке конституционного производства Конституционный совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента страны, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума; рассматривает до подписания Президента принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции; рассматривает до ратификации международные договоры республики на соответствие их Конституции; дает официальные толкования норм Конституции и дает заключения по другим вопросам конституционного характера.