Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:47, курсовая работа
Достижение целей работы сопровождается решением следующих задач. Во-первых, определиться с понятием законодательный процесс, во-вторых, изучить нормативную базу, регулирующую процесс принятия закона. В-третьих, необходимо рассмотреть круг субъектов законодательного процесса, с момента законодательной инициативы до обнародования принятого законодательного акта. Также, в-четвертых, необходимо изучить стадии законодательного процесса.
Введение 3
1 Законодательный процесс в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и значение законодательного процесса в Российской Федерации 5
1.2 Нормативное регулирование законодательного процесса в 7
Российской Федерации
2 Стадии законодательного процесса в Российской Федерации 11
2.1 Стадии законотворчества в Российской Федерации 11
2.2 Субъекты законодательного процесса в Российской Федерации 20
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Вопросы о порядке рассмотрения Советом Федерации федерального конституционного закона, также вопросов, связанных с принятием и вступлением в силу закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, осуществление права законодательной инициативы регулируются данным регламентом10.
Также необходимо отметить, что
продолжительное время и
2 СТАДИИ И ВИДЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Человеческая деятельность
Стадии законодательного
Законодательный процесс
Порядок внесения
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
в) поправок к законопроектам16.
Внесение
законопроекта в
Следующей стадией является
Субъект, внесший законопроект
начинает обсуждение с доклада
о необходимости принятия
- принять или одобрить данный
законопроект и продолжить
- принять или одобрить закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- отклонить законопроект.
В Государственной Думе также
могут рассматриваться
Если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия или одобрения число голосов, то принятым или одобренным в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Если не набрал достаточного для принятия или одобрения числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов.
В первом чтении законопроект считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов из их общего числа. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы.
Также устанавливается срок
Законопроект может быть
Все лиц, кто имеет право законодательной инициативы, могут внести поправки к законопроекту. Ответственный комитет изучает, обобщает эти поправки и проводит их независимую экспертизу. При возникновении вопросов о поправках, автор поправок имеет право уточнять их при обсуждении в ответственном комитете.
Все поправки группируются по статьям законопроекта и рассматриваются на заседании ответственного комитета. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проводит постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и готовит заключение. Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка.
По статье 122 Регламента Государственной
Думы ответственный комитет
а) проект постановления Государственной Думы по законопроекту;
б)
таблицу поправок, рекомендуемых
ответственным комитетом к
в)
таблицу поправок, рекомендуемых
ответственным комитетом к
г) таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений;
д) текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию;
е) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект;
ж) заключение Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта;
з)
решение Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-
Далее законопроект до его рассмотрения во втором чтении направляется Президенту и Правительству России, в Совет Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему данный законопроект, и депутатам Государственной Думы, не менее чем за 15 дней до его рассмотрения во втором чтении.
Второе же чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета, где он сообщает об итогах рассмотрения законопроекта и поступивших поправок. Затем выступают полномочный представитель Президента в Государственной Думе, представители субъекта, внесшего законопроект, и полномочный представитель Правительства в Государственной Думе. Если против поправок, вносимых в текст законопроекта, нет возражений, то они принимаются в целом. А если имеются возражения против каких-либо поправок, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, по отношению которых не имеются возражения, а затем по остальным поправкам, по которым имеются возражения. Нельзя не заметить, что поправки к федеральным законам принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, а поправки к проекту Федерального конституционного закона – не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов.
После решения вопросов с поправками, председательствующим ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Если итоги голосования покажут, что вопрос о принятии законопроекта во втором чтении не набрало достаточного количества голосов, то он возвращается на доработку в ответственный комитет. Если и во второй раз законопроект не наберет достаточного количества голосов, то он считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения, но решением Государственной Думы законопроект может быть возвращен также и к процедуре первого чтения.
Нужно отметить, что в соответствии со ст. 123 Регламента по предложению депутатов Государственной Думы при условии, что проведены правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта, возможно принятие закона в целом в день прохождения второго чтения, при наличии окончательного варианта текста законопроекта.
После второго чтения законопроект, как правило, направляется в ответственный комитет и Правовое управление Аппарата Думы для устранения возможных внутренних противоречий.
И соответственно, законопроект переходит на третье чтение, где не допускаются ни внесение поправок, ни возвращение к обсуждению законопроекта, как в целом, так и в части. И в связи с этим, законопроект не принятый на третьем чтение ведет к прекращению его рассмотрения. Но имеется одно исключение, предусмотренное статьей 125 Регламента Государственной Думы, где закрепляется, что по требованию депутатских объединений за председательствующим остается обязанность поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.