Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 10:05, курсовая работа
В самой далекой древности, еще на первых ступенях к государству и цивилизации взаимная зависимость людей была таковой, что человек не выделял себя из социального целого и необходимая общая направленность действий гарантировалась стихийно складывающимися запретами (табу) и обычаями. Страх и привычка обеспечивали действие табу, которая воспринималось как некая стихийная природная сила, довлеющая над всем сообществом.
Введение
1. Понятие и основные признаки закона, как источника права
2. Стадии законодательного процесса
3. Законодательная техника. Назначения и правила
Заключение
Список источников.
Это и есть наиболее распространенный пример ограниченного сроком федерального закона, действующего на всей территории, обладающего высшей юридической силой, принимаемого в особом порядке и уж несомненно регулирующего наиболее важные общественные отношения.
Для уточнения, разъяснения и наиболее эффективного действия в дополнение к законам принимаются подзаконные нормативно – правовые акты. Которые действуют в зависимости от субъекта их принимающего. Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постановления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (включая и законы субъектов РФ), нормативные акты органов местного самоуправления, локальные нормативные – правовые акты (правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция конкретной профессии на предприятии или учреждении).
В одной из статей С.В. Полениной («Законотворчество в Российской Федерации» журнал «Государство и право» с. 34-35) она высказывает интересную идею:
Она предлагает в закон «о международных договорах РФ» закрепить положение по которому, не подлежащие ратификации межправительственные и межведомственные договоры в Российской Федерации имели бы юридическую силу актов заключающего их органа, т.е. не силу федерального закона, а юридическую силу подзаконного нормативного правового акта. В этой статье мне показалось правильным подход к данной проблеме с точки зрения теоретика права (ибо не подпадают эти договоры под признак закона о принятии законодательным (представительным) органом государственной власти), но в тоже время с точки зрения практики правоприменения - это очевидно снизит значение данных договоров.
2. Стадии законодательного процесса.
Законодательный процесс - это процесс принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации тремя его участниками: Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом.
Одной из идей законодательного процесса является принцип властного равновесия трех субъектов законотворчества. Все они участвуют в процессе лишь в той мере, в какой это прописано Конституцией (пп.1 и 4 ст.105, п.4 ст.107).
В целом же правотворчество - это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативно-правовой акт.
Основными принципами правотворчества являются:
а) Демократизм – что подразумевает изучение и учет поступивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта закона.
б) Гласность правотворчества – которая выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно – правовых актов до их принятия, следует отметить, что и до принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года существовала практика опубликования важных законопроектов в печати, другое дело, что не было конкретного механизма влияния на проект закона.
в) Профессионализм – что предполагает привлечение к анализу и замечаниям компетентных специалистов. На практике эта процедура проходит в комиссиях, которые есть как Государственной Думе, так и Совете Федерации.
г) Законность – т.е. только на основании закона, строго придерживаясь своей компетенции.
д) Научный характер правотворчества –четкое соблюдение правил юридической техники (этот вопрос будет рассмотрен в 3 части моей курсовой работы).
е) Связь с практикой – реальная жизнь закона не всегда такая какой видели ее законодатели, поэтому все недостатки закона, все неучтенные неясные моменты проявляются, через некоторое время практического применения. Задача представительных органов скорректировать законопроект под реалии суровой российской правовой действительности.
ж) Своевременность – предполагает оперативное создание новых норм и внесение органами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно – правовые нормы в соответствие с изменением общественных отношений.
В России законодательный процесс включает в себя 4 основные стадии:
Законодательная инициатива
Итак, первым этапом интересующего нас процесса является внесение проекта закона в парламент. Разумеется, законодательный орган не должен, да и не может, рассматривать в качестве законопроектов предложения, поступающие от любых лиц. Согласно российской Конституции РФ (статья 104), право законодательной инициативы далеко не беспредельно. Оно принадлежит только Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Важно отметить, что перечисленные властные институты могут вносить законопроекты по всем вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Федерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Кроме того, право законодательной инициативы предоставлено также и самым главным судам страны - Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду. Но тут данное право имеет ограничения, поскольку использовать его названные судебные органы могут только по вопросам своей компетенции. За рубежом, как правило, правом законодательной инициативы наделены лишь депутаты парламента и правительство. Так, согласно Конституции Франции, это право принадлежит премьер - министру и членам Национального собрания. Конституция США - страны, являющейся классическим примером президентской республики, предоставляет право законодательной инициативы исключительно Конгрессу, а точнее, членам обеих его палат - Сената и Палаты представителей, формально лишая президента права внесения законопроектов. Раздумывая о совершенствовании того или иного закона, субъект законодательной инициативы не может ограничиться лишь предложением о принятии соответствующего закона. Инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта. Следует отметить, что законодательная инициатива предполагает внесение не только новых законов. Она осуществляется также в форме внесения поправок к законопроектам, находящимся на рассмотрении палаты. Круг субъектов права законодательной инициативы в этом случае тот же, что и при внесении законопроектов.
Важно то, что в Российской Федерации внести на рассмотрение парламента собственный законопроект может каждый отдельный депутат. Так дело обстоит далеко не везде: в Бундестаге ФРГ, к примеру, вносимый в порядке законодательной инициативы законопроект должен быть подписан пятью процентами депутатов.
Обсуждение законопроекта
Процедуре первого чтения предшествует обсуждение внесенного законопроекта в комитете палаты, назначенном по нему ответственным. Данный комитет готовит рассмотрение вопроса на заседании палаты и в дальнейшем совместно с инициатором законопроекта осуществляет всю работу, связанную с прохождением законопроекта в Государственной Думе (подробнее об этом речь пойдет в следующем разделе). Так, на стадии предварительного рассмотрения ответственный комитет дает поручение Правовому управлению Аппарата Государственной Думы провести правовую и лингвистическую экспертизы законопроекта, а также проверку представленного субъектом права законодательной инициативы перечня федеральных нормативных актов, которые подлежат отмене, изменению или дополнению в связи с принятием данного закона. Комитет может направить законопроект на заключение Президенту, Правительству, а также государственным органам, общественным объединениям, учреждениям и организациям, чьи интересы он затрагивает. Законопроекты по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов в обязательном порядке направляются субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний. Выработанная комитетом позиция по законопроекту впоследствии излагается на пленарном заседании Государственной Думы.
Подготовленный к первому чтению законопроект вместе с сопроводительными материалами направляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.
Во время первого чтения законопроекта обсуждаются вопрос о необходимости его принятия, основные положения внесенного документа, а также дается общая оценка его концепции. Сначала докладывает инициатор законопроекта, после чего с содокладом выступает представитель ответственного комитета палаты. Затем проводятся прения, в которых могут принять участие фракции, депутатские группы, депутаты Государственной Думы, полномочные представители Президента и Правительства, представители субъектов Российской Федерации, другие лица, приглашенные для участия в обсуждении, - если таковые имеются.
Если законопроект внесен Президентом, Правительством, Советом Федерации, законодательным органом субъекта Российской Федерации или высшим судебным органом, с докладом от их имени выступают официальные представители. Каждый раз официальный представитель Президента по конкретному законопроекту назначается специальным распоряжением главы государства. При необходимости функции официального представителя могут быть возложены на полномочного представителя Президента в Государственной Думе. Если на заседании рассматриваются законопроекты, предусматривающие расходы из средств федерального бюджета, то в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства. Итак, обсуждение состоялось. При благоприятном для авторов законодательной инициативы исходе Государственная Дума решает принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных депутатами предложений и замечаний. Более грустный вариант означает отклонение законопроекта. Для того, чтобы принять любое из этих решений, достаточно простого большинства голосов от общего числа депутатов палаты.
Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе производится в трех чтениях, каждое из которых, как правило, проходит на отдельных заседаниях палаты, т.е. не в один и тот же день. Вместе с тем, допускается, что применительно к конкретному законопроекту может быть принято иное решение;
Иногда в Государственную Думы вносятся сразу несколько законопроектов, касающихся одной и той же тематики (так называемые альтернативные законопроекты). В такой ситуации они в ходе первого чтения рассматриваются одновременно. По результатам рассмотрения выносится решение о том, какой из альтернативных законопроектов взять за основу для дальнейшей работы. При этом остальные законопроекты считаются отклоненными - до принятия палатой окончательного решения по законопроекту, принятому в первом чтении, их повторное внесение в Государственную Думу не допускается. Не набравший необходимого количества голосов законопроект считается отклоненным. Отмечу, что в постановлении Думы депутаты не обязаны объяснять причину своего решения - Регламент не содержит оснований отклонения законопроектов. Но к числу таковых смело можно отнести противоречие концепции законопроекта общепризнанным нормам международного права, положениям российской Конституции, а также низкое качество законопроекта, не позволяющее обеспечить его принятие без существенной доработки. Отклоненный в первом чтении законопроект передается в ответственный комитет для доработки, которая осуществляется совместно с его инициатором. После этого он повторно может быть внесен на рассмотрение палаты.
Процедуре второго чтения предшествует работа ответственного комитета по изучению и обобщению поступивших к законопроекту поправок. При необходимости эти поправки могут быть подвергнуты экспертизе на предмет их соответствия Конституции и федеральным конституционным законам. В случае признания поправок противоречащими Конституции и федеральным конституционным законам комитет сообщает об этом их авторам, которые вправе уточнять эти поправки в ходе обсуждения в комитете. Теперь остановимся на втором чтении законопроекта. Эта стадия посвящена рассмотрению поправок к законопроекту. Если у фракций, депутатских групп или отдельных депутатов есть возражения против поправок, внесенных в текст законопроекта, либо же включенных в таблицу одобренных комитетом поправок, то им позволяется дать краткое обоснование своего мнения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправки. После того, как рассмотрение возражений против поправок завершено, на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта за основу. Если это предложение получает большинство голосов, депутаты переходят к утверждению рекомендаций комитета по отклоненным поправкам. Если и здесь палата и комитет единодушны, то проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении.
Все только что упомянутые решения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Но исход может оказаться и другим. Если законопроект за основу не принят, то перед Государственной Думой открываются два пути: палата может либо продолжить его обсуждение, либо же отклонить законопроект. Предположим, народные избранники сочли, что прощаться с законопроектом все-таки жаль и стоит продолжить обсуждение. В этом случае депутаты приступают к поочередному рассмотрению поправок, рекомендованных ответственным комитетом к отклонению. Обсуждение и принятие решения по отклоненным поправкам производится в том же порядке, что и по одобренным комитетом поправкам. Затем на голосование вновь ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. При повторной неудаче законопроект, не получивший необходимого количества голосов, направляется в ответственный комитет для доработки, после которой он может быть повторно представлен на второе чтение.
Но и второе чтение - это еще далеко не все. Переживший его законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий и редакционной правки в связи с изменением текста законопроекта при втором чтении. После этого законопроект в очередной раз представляется в Совет Государственной Думы, который определяет дату его рассмотрения в третьем чтении. Только здесь мы подходим к завершающему этапу «путешествия» законопроекта по коридорам Государственной Думы.
Третье чтение законопроекта проходит обычно чрезвычайно легко; объясняется это тем, что на данной стадии не допускается обсуждение документа или же внесение в него поправок. Третье чтение заключается лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. Наконец, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Только что изложенная процедура универсальна, поскольку она касается всех рассматриваемых и принимаемых нижней палатой законов.
В соответствии с законодательной процедурой, установленной Конституцией, принятый Государственной Думой федеральный закон, в отличие от федерального конституционного закона, может быть возвращен на повторное рассмотрение палаты в случае его отклонения Советом Федерации или Президентом.
Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, не получившему одобрения Совета Федерации, может быть создана согласительная комиссия из представителей обеих палат.
Принятие закона
В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции Российской Федерации принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней направляются на рассмотрение в Совет Федерации. Вместе с принятым федеральным законом в верхнюю палату посылают также и сопровождающие материалы.
Информация о работе Законодательный процесс: понятие и стадии