Законодательный процесс: понятие и стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

В самой далекой древности, еще на первых ступенях к государству и цивилизации взаимная зависимость людей была таковой, что человек не выделял себя из социального целого и необходимая общая направленность действий гарантировалась стихийно складывающимися запретами (табу) и обычаями. Страх и привычка обеспечивали действие табу, которая воспринималось как некая стихийная природная сила, довлеющая над всем сообществом.

Содержание

Введение
1. Понятие и основные признаки закона, как источника права
2. Стадии законодательного процесса
3. Законодательная техника. Назначения и правила
Заключение
Список источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая2.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Полученный Советом Федерации закон не может находиться в верхней палате бесконечно. Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции четырнадцатидневный срок, в течение которого «сенаторы» обязаны рассмотреть поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации. В том случае, если первый или последний день срока поступления федерального закона приходится на нерабочий день, днем поступления федерального закона в Совет Федерации считается следующий за ним рабочий день. 

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Подписание и обнародование принятого федерального закона Президентом Российской Федерации является его конституционной обязанностью. Четырнадцатидневный срок определяется Конституцией и для подписания и обнародования главой государства принятого федерального закона. Это необходимо для того, чтобы Президент Российской Федерации мог достаточно внимательно ознакомиться с его содержанием, привлекая в случае необходимости правовые подразделения Администрации Президента России, специалистов и ученых. Вместе с тем, он отнюдь не должен подписывать федеральные законы в обязательном порядке - у Президента России всегда имеется возможность отклонить федеральный закон, еще раз вернув депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации к его рассмотрению.

Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Эта процедура называется отлагательное вето. Фактически отлагательное вето означает право главы государства на возвращение переданного ему на подпись федерального закона для повторного рассмотрения в палатах парламента.

Обнародование федерального закона

Новорожденный законодательный акт направляется для обнародования в официальных изданиях. Таковыми у нас являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Опубликование исключительно важно, так как федеральный закон вступает в силу на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после его официального появления в печати, если иное прямо не предусмотрено самим законом. Доведение законов до всеобщего сведения является последней точкой законодательного процесса. Подобно прочим демократическим государствам, неопубликованные законы Россия не применяет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Законодательная техника. Назначения и правила.

 

              Сейчас мы наблюдаем за интересным процессом замены всего законодательства, доставшегося нам от советского государства. Да , конечно, замена эта проходит с учетом опыта доставшегося нам от СССР, но в столь сжатые сроки надо не только тупо переписать, но и урегулировать новые для демократической России общественные отношения. Ведь с законом каждый день сталкиваются граждане, государственные органы и хозяйствующие субъекты, и нормативно-правовые акты не всегда устраняют неясности, а иногда и создавая новые юридические коллизии. Происходит это из-за того, что большинство законодателей (а также их специалистов в комитетах) не владеют приемами законодательной техники, их этому не обучают. Да и технология требует обновления.

              Обратим внимание на различия юридико–технологических приемов в разных отраслях права. Специфика объясняется неодинаковым объектом и методами правового регулирования: в конституционном праве больше норм –дефиниций, норм-целей и норм-принципов, а сами нормы часто состоят только из диспозиций; в гражданском и уголовном законодательстве  традиционной является строгая и детальная структурирование институтов и норм.

              Поэтому в системе правотворчества следует рассматривать законодательную технику, как систему правил, предназначенных и используемых для познавательно- логического и нормативно- структурного  формирования правового материала и подготовки текста закона. В таком определении можно выделить 6 взаимосвязанных элементов: познавательно- юридический, нормативно- структурный, логический, языковой, документально- технический, процедурный. Каждый элемент содержит набор требований, которые следует строго соблюдать. Их применение, с учетом этапов движения законопроектов, должно быть последовательным и взаимосвязанным. Познавательный элемент означает определение предмета законодательного регулирования, выбор и анализ процессов, явлений и отношений, которые могут быть объектом законодательного воздействия. Необходимо исходить из следующих законодательно регулируемых отношений; а) высокая социальная значимость их для общества, государства и гражданина; б) стабильность; в) первично-нормативное регулирование; г) предопределенность конституции; д) правомочность субъекта законодательной деятельности. С этими составляющими связан и правильный выбор формы правового акта, с учетом его места в правовой системе и классификационных признаков.

*1              Познавательный аспект подготовки закона связан с его концепцией. Это – аналитическая нормативная модель с вариантами правового поведения, с примерной структурой акта, его связями с другими актами, возможными последствиями и оценкой эффективности действия. Замена концепций закона разными пояснительными записками и т.п. внешне упрощает процесс законотворчества, но на деле лишь обесценивает его.

              В рамках концепции закона важен «набор понятий», которые предполагается использовать. Это прежде всего научно – юридические понятия, выработанные правовой наукой и необходимые для правильного построения закона. Их недооценка и игнорирование ведут  к ошибкам и юридическим противоречиям. Далее, следует правильно применять конституционные понятия, не допуская произвольных отступлений.1*

              Правильно, во – первых, вводить нормативные понятия только в базовых  законах (кодексах), во – вторых, добиваться строгой внутренней связи между нормами – дефинициями и главами, статьями закона, в – третьих, обеспечивать последовательное и правильное применение основных норм – дефиниций в других законах и нормативных актах.

              Элементом законодательной техники является нормативная структуризация текста закона, т.е. четкая последовательность операций.

К ним следует отнести действия по выработке композиции акта, установлению его составных частей, формулированию названий (заголовков) правовых предписаний (норм), использованию отсылок и других норм «Юридических связок», определению способов и порядка вступления акта в силу, отмены и изменения других правовых актов.              Рекомендуются следующие правила выработки структуры закона: выделять в законе в качестве его составных частей заголовок, преамбулу, нормативные предписания, заключительные и переходные положения. Это могут быть главы и статьи; разделы, главы и статьи; части, разделы, главы и статьи. Этот раздел текста определяется объемом нормативного материала, но при условии того, что первичным материалом служит правовая норма.

Статьи лучше делить на пункты с нумерацией. Следует отразить набор юридических правил, как формул правомерного и неправомерного поведения. Вопрос о классификации правовых норм разработан в юридической литературе. Важен и вопрос об отсылках. С их помощью обеспечиваются системные связи между нормами и актами

              Допустимы отсылки к нормам закона, когда нужно обеспечить связь между его общими и конкретными, специальными положениями. Отсылки к правовым актам более высокой юридической силы оправданы тогда, когда надо выявить правообразующий источник данного закона. Возможны отсылки к международным актам, ратифицированным и одобренным Российской

1* - Конституционное законодательство России. М; Городец. Формула права, 1999 год от Рождества Христова. Страницы 25 – 26.

Федерации и накладывающим на нее определенные обязательства. Отсылки к актам низшей юридической силы оправданы тогда, когда необходимо удлинить в целом или его части. Во всех случаях нужно соблюдать меру, не допуская ошибок в выборе отсылок, а также избыточности, игнорирования или поручение принять правовую связь и определить основания для издания нового закона или дать подзаконный акт. По своему объему отсылки могут быть сделаны к конкретному закону в недооценки.

              Законодательная техника включает в себя такой элемент, как язык закона – это понимание юридического языка как специфического, в котором составляют предложения, составляющие емкие юридические формулы. Краткость, концентрированность, однозначность, простота понимания – важнейшие требования к такого рода языку. Но нельзя в предложениях использовать метафоры и образные выражения, архаизмов и диалектизмов, иностранных слов и терминов, упрощенных и условных словосочетаний. Предписания лучше выражать в долженствующе – предписывающем и констатирующей – предписывающем стиле.

              Для законодательной техники характерен и такой элемент, как правовая логика, которая является для юристов необходимым знанием (поэтому ее и проходили наверное). Использование формальной логики в правотворческом процессе позволяет избежать многозначности, да и законы непротиворечия, исключенного третьего и закон достаточного основания как гражданину, так и юристу, как понятию включаемому в понятие гражданин, лишними не будут.

              Последним элементом законодательной техники является набор средств документального оформления законопроекта. К ним относятся: четкий заголовок (наименование), общая нумерация, обозначение частей статей арабской цифрой или буквой, обозначение даты принятия закона Государственной Думой и одобрение Советом Федерации, подписания закона Президентом РФ, удостоверение подлинности текста, регистрационный номер и другое.

              Соблюдение процедурных правил подготовки:

а) подготовка первоначального текста

б) обсуждение и согласование текста

в) получение заключений

г) подготовка требуемых документов – пояснительной записка, финансово – экономического обоснования, заключение Правительства РФ (часть 3 статьи 104 Конституции РФ), перечня изменяемых и отменяемых актов федерального законодательства и другие (статьи 105 Регламента Государственной Думы)

д) внесение законопроекта в установленном порядке

е) учет иных требований регламентов

Использование данных правил позволит российскому законодательству опровергнуть негативное отношение общественности к нормативным актам, что позволит России стать действительно правовым государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

              В этой курсовой работе я понял насколько большой, титанический труд стоит за каждым федеральным конституционным и федеральным законом, в каждом субъекте федерации идет работа по урегулированию правоотношений. Сколько специалистов работает над тем, чтобы сделать законопроект лучше. В голове нашей общественности (или достаточно большой ее части) коренится убеждение, что правом могут воспользоваться только те, кто им, фактически, может и не пользоваться в силу своего богатства, социального положения политического веса. Над чем тогда трудятся те десятки тысяч специалистов?

              Самая главная задача сделать каждый закон, каждый правовой акт наиболее понятным. Не секрет, что далеко не каждый законопроект может осмыслить и правильно истолковать  гражданин без высшего юридического образования. Наличие огромного числа двусмысленностей, и противоречий повергает в состояние легкого шока, ибо если законопроект проходит столько ступеней согласований, утверждений, правок, обсуждений становится непонятно куда эти «парни» так спешат?

              А ответ, наверное, кроется в том, что нет времени на доработку, так сказать «ювелирную шлифовку» законопроекта. Наш гражданин пытается ежечасно, каждый день проверить: «А нельзя ли повернуть данное положение (Закон, постановление) в свою пользу?» Миллиарды,  а может быть и триллионы рублей, долларов, евро уплывает из бюджетов субъектов федерации, да и самой Российской Федерации. Поэтому, вероятнее всего принимаются не самые лучшие в мире кодексы, федеральные законы, законы субъекта федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, действуют по логике «Ввяжемся, а там разберемся…». Поэтому на едва лишь опубликованные законопроекты выходят изменения и дополнения.

Информация о работе Законодательный процесс: понятие и стадии