Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 09:18, курсовая работа
Происходящие в нашей стране различные процессы реформирования и совершенствования правоотношений во многих сферах государственной, общественной, экономической жизни вызвали необходимость создания адекватного им законодательства.
В последнее время Президентом и Правительством Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации и иными субъектами права законодательной инициативы сделана огромная работа по законодательному обеспечению политического, экономического, социального развития Российской Федерации, завершению оформления ее государственного механизма.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические и правовые аспекты законодательного процесса в РФ….5
2. Стадии законодательного процесса………………………………...……..12
3. Участники законодательного процесса…………………………………...13
4. Пределы федерального законодательного регулирования и разграничение полномочий в законодательном процессе в РФ…………...15
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………………………………...26
Уральский гуманитарный институт
Юридический факультет
По дисциплине: Теория государства и права
Тема: Законодательный процесс в Российской Федерации
Выполнил: Марков Вячеслав
Алексеевич.
Группа: Ю - 151 СФЗ.
Проверил(а) : Морозова Александра Сергеевна.
г. Екатеринбург
2015 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические и правовые
2. Стадии законодательного
3. Участники законодательного
4. Пределы федерального
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
Введение
Происходящие в нашей стране различные процессы реформирования и совершенствования правоотношений во многих сферах государственной, общественной, экономической жизни вызвали необходимость создания адекватного им законодательства.
В последнее время Президентом и Правительством Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации и иными субъектами права законодательной инициативы сделана огромная работа по законодательному обеспечению политического, экономического, социального развития Российской Федерации, завершению оформления ее государственного механизма.
Сегодня мы стали свидетелями процесса дальнейшего совершенствования федерального законодательства, направленного на решение задач по развитию важнейших сфер жизнедеятельности общества, в частности обеспечения эффективного функционирования государственных институтов, модернизации систем пенсионного обеспечения, образования и здравоохранения, развития агропромышленного комплекса, создания рынка доступного жилья, повышения качества жизни и др.
Вместе с развитием законодательства Российской Федерации развивается и меняется законодательный процесс, или "правила парламентской процедуры", так как порядок принятия новых законодательных актов. В связи с этим задача по дальнейшему совершенствованию законодательного процесса в целом и его отдельных элементов как необходимой основы для эффективного законотворчества остается актуальной.
Принятие в 1993г. новейшей Конституции РФ положило образованию современной законодательной базы, отражающей глубокие перемены, происходящие во всех сферах жизни государства и общества, в том числе в экономике и социальной сфере. Конституционные изменения, происходившие в РФ экономике в конце ХХ в., проведение беспрецедентных по своим масштабам и содержанию реформ в сфере собственности, бюджетного, налогового, административного управления привели к принципиальным изменениям в законодательстве РФ. На протяжении исторически короткого времени возникли новые сферы правового регулирования, ранее отсутствовавшие в нашей стране. В первую очередь это касается различных аспектов экономических отношений.
Особенности образования современного законодательства в РФ нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста социально-экономических реформ в стране. Как известно, в начале 90-х гг. ХХ в. отсутствовали законы, соответствующие новым экономическим реалиям. Так как, не все необходимые экономические институты были сформированы. Поэтому развитие и совершенствование правового регулирования в этой сфере происходило неравномерно.
В начальный период реформирования и образования РФ экономики политические решения нередко опережали принятие законов, в результате многие вопросы вынужденно регулировались указами Президента РФ и актами Правительства РФ. После принятия новой Конституции РФ наступил период активного развития новой законодательной базы, гармонизации, систематизации и кодификации нормативных правовых актов. В настоящее время особое значение имеет "тонкая настройка" действующего законодательства в соответствии с современными реалиями, устранение противоречий и пробелов в нормативно-правовом регулировании, обеспечение анти коррупционной устойчивости существующих и вновь принимаемых актов.
Правительство РФ значительную роль играет в законодательном обеспечении социально-экономического развития России, являясь, по сути, уникальным субъектом права законодательной инициативы, в компетенцию которого входят полномочия не только по разработке и внесению на рассмотрение Государственной Думы проектов федеральных законов, но и по реализации принятых законодательных актов и контролю за их исполнением.
Исслед0вание новых правовых основ и сложившейся практики участия Правительства РФ в законодательном процессе, а также анализ положительного опыта организации и осуществления законопроектной деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти позволяют разработать конкретные рекомендации, направленные на совершенствование законодательного процесса в целом, на его отдельных этап0в и элементов.
1. Теоретические и правовые
аспекты законодательного
Законотворчество стало являться одной из важнейших сторон деятельности государства, которое ставит перед собой цель создания и (или) совершенствования единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы законодательных норм, регулирующих сложившиеся в обществе отношения.
Необходимо отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение законодательного процесса, поэтому вопрос наиболее точного определения «законодательного процесса» занимает ученых на протяжении долгих лет. Некоторые исследователи определяют законодательный процесс как "процесс принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации тремя его участниками: Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом Российской Федерации" Законодательный процесс в России: граждане и власть // Фонд развития парламентаризма в России. М., 2006. С. 13.
Однако весь этот подход весьма уязвим. В приведенном определении не учитывается, что пр0цесс подготовки и принятия законов должен быть регламентирован и не должен отождествляться только с законодательной властью, поскольку в нем принимают участие (а в условиях современной России это определяющее участие) Президент и Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти и политические партии.
Ряд ученых трактует и считают, что они правы законодательный процесс, как "конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов" Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. 2-е изд. М., 2003. С. 195. С таким определением трудно согласиться в полной мере, поскольку в нем не нашлось места собственн0 закону, а также обойден вниманием тот факт, что регламентация законодательного процесса не ограничивается только положениями Конституции РФ.
По мнению А.П. Любимова, законодательный процесс - это "определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, где постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов" Любимов А.П. Парламентское право России. 3-е изд. М., 2002. С. 226.
Из этого следует что, вопрос определения понятия "законодательный процесс" весьма полемичен и требует отдельного рассмотрения.
Для целей настоящего исследования понятие как "законодательный процесс" будет рассмотрено с учетом двух аспектов на сегодняшний день: собственно юридического (нормативного) и социально-политического.
Юридический (нормативный) аспект выражает понимание законодательного процесса как стр0го урегулированной конституционными и иными правовыми нормами процедуры внесения законопроекта в парламент, его рассмотрения, доработки и принятия.
Социально-политический аспект отражает понимание законодательного процесса, как процесса выявления и реализации в законе социальныx интересов.
Прежде чем давать определение понятия "законодательный процесс" в широком смысле, необходимо определить цели такого процесса. Процесс - это совокупность последовательных действий, направленныx на достижение какого-либо результата. Результатом законодательного процесса является принятый закон.
Что касается понятия "закон", то здесь существуют различные варианты. Так, отечественный современный правовед Г.Ф. Шершеневич полагал, что "законом является норма права, издаваемая государственной властью в установленном законам порядке" Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1908. С. 187.. Н.И. Матузов и А.В. Малько под законом понимают нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2005. С. 135.. По мнению В.В. Лазарева, "закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. М., 2001. С. 177.
Характерно, что практически во всех приведенных определенияx понятия "закон" всегда присутствует "государственная или народная воля", а в ранних ранее приведенных определениях понятия "законодательный процесс" этот элемент незаслуженно обойден вниманием народа. Исследователи либо отождествляют государственную волю с волей органов законодательной власти, либо отказывают в праве на существование в законодательном процессе объективныx составляющиx и, соответственно, таких этапов законодательного процесса, как разработка законопроектов и их реализация, без которыx невозможно выявление социальныx интересов.
Несомненно, главными представителями интересов, выражающиxся в принятых законах, являются основные участники законодательного процесса это- депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, палаты Федерального Собрания, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Президент и Правительство РФ. Необходимо также учитывать, что воздействие на законотворчество различных социальных сил, формально не являющиxся участниками законодательного процесса, намного шире, нежели это было раньше. Сейчас законодательная деятельность находится в эпицентре политических и социальныx процессов, которые не могут быть в полном объеме урегулированы юридическими нормами, поскольку эти процессы сложнее и шире.
В качестве основного аргумента ученых и практиков, не признающих за разработкой законопроектов права являться стадией законодательного процесса, приводится отсутствие, по их мнению, правовой регламентации указанной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие правового регулирования на стадии не только разработки законопроектов, но и их реализации.
Статья 105 Конституции Российской Федерации закрепила право Федерального Собрания самостоятельно принимать решения в рамках его конституционной компетенции - Государственная Дума принимает, и Совет Федерации одобряет федеральные законы. В Конституции РФ определены государственные органы и должностные лица, обладающие правом законодательной инициативы, а также стадии законодательной процедуры и порядок принятия решений на каждой из них. Регламенты палат Федерального Собрания См.: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635., которые, к слову сказать, постоянно обновляются, позволяют еще более детально урегулировать определенные этапы законодательной деятельности.
Также следует отметить, что нормы, регламентирующие отдельные этапы законодательного процесса, содержатся в ряде федеральных законов, правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Так, порядок внесения, рассмотрения и принятия федерального закона о бюджете регламентируется БК РФ, порядок ратификации международных договоров - Федеральным законом от 15 июля 1996 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.. В соответствии с п. 1 ст. 80 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1437. исполнение решений Конституционного Суда РФ, в резолютивной части которых указано на необходимость законодательного урегулирования вопросов применительно к федеральному законодательству, возложено на Правительство РФ.
Отдельные особенности закон0дательного процесса закреплены в уголовном законодательстве, законодательстве о техническом регулировании, об органах государственной власти субъектов РФ См., например, ст. 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" (с послед. изм. и доп.) (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2955); ст. 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с послед. изм. и доп.) (СЗ РФ. 2002. N 52. Ч. I. Ст. 5140); ст. 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с послед. изм. и доп.) (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005). и др.
Информация о работе Законодательный процесс в Российской Федерации