Законодательство о контрабанде в российской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:41, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей борьбы с контрабандой в период Российской империи.
Основными задачами работы являются: изучить законодательство в российской империи. А также показать работу органов в борьбе с контрабандой.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

История свидетельствует, что контрабанда (итал. contrabando, от contra – против и bando – правительственный указ) — явление достаточно древнее. Упоминания о попытках тайно провезти или пронести товары и ценности через границы встречаются еще в древнегреческих и древнеримских источниках. Но все же тогда случаи контрабанды были скорее единичными. Массовым она становилась по мере развития рыночных отношений и появления на границах между государствами таможенных барьеров. Поэтому в России отсчет истории контрабанды и борьбы с ней принято вести с XVII в. В годы царствования Алексея Михайловича Романова были приняты Торговый устав (1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы положили начало реформам в российской таможенной системе.

Контрабанда - это тайный провоз или перенос товаров и ценностей через государственную границу с сокрытием их от таможенного контроля.

Объектом исследования является контрабанда как разновидность таможенного преступления.

Актуальность данной темы можно объяснить тем, что с давних времен и по нынешнее время контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность, вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать и до тех пор, пока есть государственные границы.

Целью данной работы является изучение особенностей борьбы с контрабандой в период Российской империи.

Основными задачами работы являются: изучить законодательство в российской империи. А также показать работу органов в борьбе с контрабандой. Задачи сформулируйте четче согласно пунктам плана!!, напр: «-изучить нормативные правовые акты, направленные на борьбу с контрабандой  в Российской Империи» и т. д.

Первая глава посвящена нормативным актам и таможенной деятельности и организациям в борьбе с контрабандой.

Вторая глава – посвящена изучению истории создания Корчемной стражи и ее деятельности, а также пресечения ввоза и вывоза товаров.

Курсовая работа  написана на основе литературы, интернет-сайтов. Основными источниками являются: учебное пособие Ю.Г. Кисловского «История и становление контрабанды», а также сборник законодательных акты «Полное собрание законов Российской империи 1649-1913».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОНТРАБАНДЕ  В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    1. Нормативные акты, направленные на борьбу с контрабандой

В 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел подготовить новый документ о порядке государственного устройства России (собрать все грамоты, указы, статьи правящих до него царей и создать новый правовой документ по управлению). В 1649 г. было принято Соборное Уложение, в котором можно найти свидетельства того, что правительством принимались меры защиты внутреннего рынка, направленные на его укрепление и развитие, в том числе и методами уголовных преследований. «Соборным Уложением 1649 года были определены составы различных преступлений. Так, в нем предусматривались преступления против порядка управления, к которым относилось, в частности, корчемство, под которым понималось незаконное производство, контрабандный ввоз и продажа спиртных напитков и других товаров, составляющих государственную монополию». В 1649 г. произошла отмена привилегий иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские. Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности. Однако он был настолько сложным и запутанным, что объективно требовал коренных изменений. В годы правления Алексея Михайловича государство стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, в котором видело защиту национальных интересов России. Они вошли в историю как годы таможенных реформ: Именной указ 1653 года, Именной грамоты 1654 года. Отменена откупная система. В это время широко велась борьба со "лжетаможенниками", за которыми часто высылались целые стрелецкие полки.[1, c. 34] Таким образом, в Уложении впервые выделены государственные преступления, установлены наказания за них, отдельная глава была посвящена разным видам торговых пошлин. Особый интерес представляет содержание статьи четвертой этой главы: «… А будет которые Московских чинов всякие люди, и городовые дворяне, и дети боярские, и иноземцы по мытам и по  перевозам и по мостам учнут с собой провозить торговых всяких чинов людей с товары, а про то сыщется: и тех людей бити кнутом, да на них же взяти мыт и мостовщину и перевоз втрое, и отдати мытовщикам и перевозчикам и мостовщикам».[2, c. 96] Таким образом, данная статья свидетельствует о стремлении предотвратить незаконный провоз товаров, то есть законодательно установить запрет контрабанды.

В указе 1649 года, изданном спустя 4 месяца после издания Соборного Уложения, отменялись льготы, предоставленные ранее английским купцам, указывалось, что причиной отмены льгот послужило то, что англичане ввозили в Россию чужие (не английские) товары, которые объявлялись своими, сговаривались о снижении закупочных цент на русские товары и торговали «подкрадными, обидными товарами», как в то время называли контрабанду.

Соборное Уложение заложило основу для дальнейшего государственного регулирования торговой деятельности. И следующим важнейшим шагом в этом направлении стало принятие Именного указа с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием, поскольку взято и с наших товаров» 1653 г. и Новоторгового Устава, принятого в 1667 году. В этих документах провозглашается строгий контроль над соблюдением законодательства, определяющего порядок перемещения товаров через границу, а также подтверждается ответственность за нарушение правил, запрещающих ввоз товаров, на которые существовал запрет потреблять их (например, табак) либо устанавливалась государственная монополия (спиртные напитки). За контрабандный ввоз спиртных напитков не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги.[3 c. 45]

Важнейшее значение Указа состояло в том, что им было установлено равное для всех таможенное обложение единой рублевой пошлиной торговых сделок. Купцы были обязаны правдиво указывать стоимость предъявляемых таможне товаров и их продажную цену. Были определены наказания за нарушения таможенных правил: за утайку товара и в случае занижения его продажной цены товар подлежал конфискации. При повторном нарушении «тем людям сверх тех их взятых товаров чинить наказание, бить кнутом нещадно».[4 c. 76]

В Новоторговом Уставе предусматривалось увеличение торговых и проезжих пошлин, введение запретительных тарифов на ряд товаров, выдача иностранным купцам специальных жалованных грамот для получения права на торги, устанавливалась процедура таможенного контроля товаров. Так, кроме обязанности предъявлять все товары в таможню, купцы должны были представить росписи (списки) провозимых товаров. В соответствии с представленными купцами росписями, товары тщательно досматривались, после чего составлялся особый документ «выпись», в котором отражались результаты досмотра и суммы начисленных пошлин. В качестве основного вида наказания за нарушение установленных Уставом запретов выступала конфискация товаров.

Новоторговый Устав, как и ранее принятые акты, был направлен на решение важнейших государственных задач: пополнение казны за счет взимаемых сборов, осуществление государственного контроля над торговой деятельностью и, прежде всего, в торговле с участием иностранцев. Эти задачи должны были быть разрешены  в ходе деятельности специальных государственных органов, к числу которых относятся таможни. В период с XVII в. до первой половины XVIII в. таможенные учреждения осуществляли контроль не только на внешних границах, но и внутри страны, при перевозке товаров через границы отдельных губерний. Основной целью таможенного контроля являлось обеспечение взыскания в казну таможенных пошлин.

Таможенные учреждения в России XVII века не составляли единой централизованной системы. Управление таможнями распределялось между различными Приказами, при этом значительную роль в управлении получали воеводы на местах. Сами таможни находились как в казенном управлении, так и на откупах у частных лиц. Изменение в таком положении произошло с принятием Уставной грамоты 1654 года, после чего количество откупных таможен сократилось, а полностью они были ликвидированы Именным Указом 1681 года.

В целом, подводя краткий итог в истории таможенного дела России XVII века, надо отметить, что в законодательных актах этого времени начали проявляться стремление к защите национальных интересов через таможенный механизм при осуществлении торговых отношений. В частности, это нашло выражение в установлении высоких таможенных пошлин для иностранцев, введение запретительных тарифов на некоторые виды товаров, была законодательно закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более успешному сбору таможенных доходов. Что же касается борьбы с контрабандой, то она во многом сводилась только к конфискации товаров и физическому наказанию виновных лиц, отсутствовало систематизированное законодательство о контрабанде.[5 c. 76-77]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Таможенная деятельность и организации борьбы

с контрабандой

Развитие внешней торговли, сопровождаемое усилением контрабанды, требовало изменений в организации таможенного дела. В 1715 году Петром I учреждается Коммерц-коллегия, на которую возлагается руководство таможенным делом. В целях воспрепятствования беспошлинному провозу товаров в 1723 году был издан указ. Согласно ему на польской границе были выставлены форпостные команды, состоящие из числа военных формирований, в задачу которых входило не только охранять саму границу, но и препятствовать проникновению контрабанды.

Надо отметить, что для 20-х годов XVIII столетия характерен значительный рост контрабанды, чему во многом способствовало принятие протекционистского тарифа 1724 года, в соответствии с которым пошлины на многие ввозимые товары резко возросли. Одновременно с тарифом 1724 года продолжала существовать откупная система, восстановленная в 1712 году. [18 c.403]

В 1724 году был принят Морской Торговый регламент, который регулировал процедуру контроля пребывающих из-за границы судов. На все грузы направлялись досмотрщики, которые осматривали не только грузы, но и вещи лиц, следовавших через границу. До завершения таможенного досмотра никому не разрешалось сходить с корабля, запрещалась его разгрузка. Устав определил и составы правонарушений в сфере таможенного дела, а также ответственность за эти правонарушения. В пользу государства изымались «утаенные» (то есть сокрытые от таможенного контроля) товары, не «явленные» и «заповедные» (запрещенные) к ввозу или вывозу частными лицами, конфискация применялась и когда при декларировании «добрые» товары выдавались за «худые». За менее серьезные проступки предусматривались штрафные санкции. Сдерживавший развитие внешней торговли и вызывающий рост контрабанды тариф 1724 года в 1731 году был заменен на новый, более умеренный тариф. К середине XVIII века таможенное дело становится централизованным, чему во многом способствовала проведенная в 1752-1757 годах таможенная реформа, в ходе которой были ликвидированы внутренние таможни, был учрежден институт таможенных объездчиков, на которых возлагалось обязанность поимки контрабандистов в пограничной полосе. Принимается Таможенный Устав 1755 года, в котором уделялось особое внимание борьбе с контрабандой.

Устанавливалось строгое требование ко всем лицам, пересекающим границы Российской империи, не провозить товары помимо таможенных учреждений и с сокрытием от таможенного контроля. Уставом поощрялось доносительство о контрабанде. Если донос подтверждался, то доноситель получал половину конфискованных товаров, за вычетом причитавшихся с них таможенных платежей, другая половина передавалась казне. [17 c. 53]

Во второй половине XVIII столетия был проведен ряд мероприятий, призванных остановить контрабандный ввоз товаров, который вновь усилился. В качестве причин этого можно назвать: повышение пошлин, связанное с принятием тарифа 1757 года, злоупотребления в самих таможнях, слабая организация охраны границ. К мерам, которые были приняты, относятся: передача части таможен на откуп, усиление охраны границ, предпринятое в 1782 году, когда указом Екатерины II была учреждена пограничная таможенная стража. На стражу, находящуюся в каждой пограничной губернии, возлагалась обязанность контролировать участки границы, препятствуя проникновению контрабандистов. Так как рост контрабандного ввоза товаров был во многом обусловлен высокими тарифными ставками, это также было учтено. И по сравнению с ранее принятыми, тарифы 1766 и 1782 годов были значительно понижены.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Изменения в таможенной сфере

Изменения в таможенной сфере России приходятся на XIX век. В 1802 году принимается Высочайший манифест об учреждении министерств. Таможенные учреждения были подчинены Министерству коммерции. С 1811 года управление таможенным делом переходит к Департаменту внешней торговли, было образовано 11 таможенных округов, в каждый из которых входило несколько таможен. Таможенный округ управлялся начальником, имевшим в своем ведении все таможни и заставы, составлявшие округ. Для предотвращения тайного привоза товаров по всей морской и сухопутной границе действовали команды таможенной стражи.

Ведется работа и над правовой базой, обеспечивающей организацию таможенной деятельности. Значительным фактом в этом направлении стало принятие Таможенного Устава в 1819 году. С принятием данного акта, как отметил Б.М.Угаров, «В России появляется систематизированное законодательство о контрабанде».[6 c.158] Устав определил, что таможенные учреждения являются государственными органами, установил порядок охраны границы (охрана возлагалась сначала на таможенную, а затем на пограничную стражу). Товары, перемещаемые через границы, разрешалось перевозить только через таможни.

В Уставе содержится определение понятия контрабанды. Под ней понимались не только товары, проносимые или провозимые через границу мимо таможен, но также и товары, привезенные из-за границы и не указанные в предъявленных в таможню документах. Нормы карательного характера, содержащиеся в Уставе, были перенесены в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Под контрабандой стали подразумевать перемещение товаров и предметов мимо таможни или хотя через таможню, но с сокрытием от таможенного контроля. С течением времени эта формулировка то расширялась, то наполнялась иным содержанием, но и по ныне действующему Уголовному кодексу смысл уголовно наказуемой контрабанды заключается именно в незаконном перемещении товаров и предметов через таможенную границу России помимо таможни или через таможню, но с использованием таких приемов, которые направлены на избежание таможенного контроля.

Следующим шагом в развитии законодательства о борьбе с контрабандой стало принятие в новой редакции Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года и Таможенного Устава 1892 года. Глава 7 Уложения посвящалась ответственности лиц, виновных в нарушении постановлений таможенных уставов, в том числе в контрабанде.

В связи с этим, следует обратить внимание на некоторые особенности применения мер ответственности к лицам, виновным в контрабанде. Так, для провозителя контрабандных товаров наказание назначалось независимо от его умысла на совершение контрабанды, знал он или не знал о контрабандном происхождении товаров (ст.7547). Ставился вопрос об ответственности должностных лиц. Таможенные чины, способствовавшие тайному провозу товаров, исключались со службы (ст.809). Устанавливалась ответственность соучастников, если «изобличены в тайном провозе многие лица, то взыскания налагаются не порознь с каждого лица, но со всех изобличенных в провозе или в участии в оном» [7 c. 76] , лиц, содействовавших и причастных к контрабанде.

Таможенный Устав 1892 г. не внес изменений в определение контрабанды. Согласно Уставу – тайный ввоз и вывоз товаров карался конфискацией товара с наложением денежного штрафа. Основными субъектами, несшими ответственность, были хозяин контрабандных товаров и провозитель товаров. Лица, укрывающие тайно привезенный товар, подлежали обложению штрафом в размере двойной стоимости обнаруженного товара.

Устав предусматривал ответственность за «квалифицированную» контрабанду. К ней относилась водворение контрабандных товаров «скопищем» (группой лиц), вооруженными людьми и с сопротивлением задержателям. Такие действия влекли наказание в виде лишения всех прав состояния, тюремного заключения или пребывания в исправительном доме. Наиболее жесткое наказание – ссылка на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет налагалась на лиц, неоднократно судимых за контрабанду, задержанных в пограничной полосе.[8 c. 34]

К концу XIX века в России уже сложилась единая система таможенных органов. Непосредственное руководство таможенным делом в стране осуществлялось Департаментом таможенных сборов Министерства финансов. Нижестоящим звеном таможенной системы были таможенные округа, в состав которых входило определенное количество таможен, таможенных застав и переходных пунктов.

Работа над совершенствованием законодательства о борьбе с контрабандой продолжалась и в начале XX века.

Таможенным Уставом 1903 года были внесены изменения в содержание определения контрабанды. В соответствии с его положениями контрабандными признавались товары, провозимые или проносимые незаконными путями и способами за границу или из-за границы, а ровно те товары, которые из-за границы были привезены в таможню, но на основании правил о привозе считаются тайно провозимыми.

Информация о работе Законодательство о контрабанде в российской империи