Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:32, доклад

Краткое описание

Настоящий Закон устанавливает организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь и регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на прокуратуру Республики Беларусь, а также устанавливает особенности правового положения прокурорских работников.

Вложенные файлы: 1 файл

Закон О прокуратуре РБ.docx

— 52.09 Кб (Скачать файл)

 

Статья 35. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера

1. При осуществлении надзора  за соблюдением законодательства  при исполнении наказания и  иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного  характера прокурор в пределах  своей компетенции имеет право:

посещать в любое время без личного досмотра органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждения, исполняющие принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей и лечебно-трудовые профилактории;

знакомиться с документами, на основании которых лица содержатся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осуждены, подвергнуты принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера. В необходимых случаях прокурор опрашивает указанных лиц;

проверять соответствие законодательству постановлений, приказов и распоряжений должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев;

требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства;

требовать от должностных лиц устранения нарушений прав лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера;

в случаях, предусмотренных законодательными актами, санкционировать осуществление действий или давать согласие на их осуществление должностными лицами органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев.

2. При установлении нарушений  законодательства в зависимости  от их характера прокурор в  пределах своей компетенции принимает  следующие меры прокурорского  реагирования:

отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, пожизненного заключения, а также на лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры (одиночной камеры на гарнизонной гауптвахте), карцера;

отменяет незаконные постановления начальника исправительного учреждения о вводе режима особого положения;

в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другими организациями, должностными лицами и иными гражданами;

составляет протоколы об административных правонарушениях;

выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;

выносит постановления о возбуждении уголовного дела.

3. Прокурор обязан немедленно  освободить своим постановлением  лиц, незаконно содержащихся под  стражей и в лечебно-трудовых  профилакториях, отбывающих наказание  в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, пожизненного заключения, а также лиц, в отношении которых  незаконно применены принудительные  меры безопасности и лечения  или принудительные меры воспитательного  характера с помещением в специальное  учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное  учреждение.

 
 

ГЛАВА 9 ПОРЯДОК ДАЧИ САНКЦИИ ПРОКУРОРОМ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ НА ДАЧУ САНКЦИИ

Статья 36. Порядок дачи санкции

1. Генеральный прокурор  Республики Беларусь и его  заместители, прокуроры областей, города  Минска и приравненные к ним  прокуроры и их заместители, прокуроры  районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к  ним транспортные и межгарнизонные  военные прокуроры, их заместители  дают санкцию на проведение  процессуальных и иных действий  или оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением прав  и законных интересов граждан  и организаций, в случаях, предусмотренных  законодательными актами.

2. Санкция либо отказ  в ее даче оформляются прокурором  в виде резолюции на постановлении  о проведении действий (мероприятий), скрепляемой печатью соответствующей  прокуратуры. В резолюции об отказе  в санкции указываются мотивы, по которым принято такое решение.

 

Статья 37. Полномочия прокурора на дачу санкции по месту проведения процессуальных и иных действий или оперативно-розыскных мероприятий

1. В случаях, не терпящих  отлагательства, прокуроры областей, города Минска и приравненные  к ним прокуроры и их заместители, а также уполномоченные руководителями  указанных органов прокуратуры  прокуроры районов, районов в  городах, городов, межрайонные и  приравненные к ним транспортные  и межгарнизонные военные прокуроры  и их заместители дают санкцию  на проведение процессуальных  и иных действий или оперативно-розыскных  мероприятий по месту их проведения.

2. Прокурор, давший санкцию  на проведение процессуальных  и иных действий или оперативно-розыскных  мероприятий, в течение 24 часов в  письменной форме уведомляет  об этом прокурора, осуществляющего  надзор за исполнением законодательства  при расследовании преступлений  и осуществлении оперативно-розыскной  деятельности.

 
 

ГЛАВА 10 АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Статья 38. Представление

1. Представление - акт прокурорского  надзора, содержащий требование  об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих  этим нарушениям.

2. Представление вносится  прокурором или его заместителем  в государственный орган, иную  организацию или должностному  лицу, которые правомочны устранить  допущенные нарушения и принять  меры к устранению способствующих  им причин и условий. Представление  подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по исполнению представления.

3. При рассмотрении представления  коллегиальным органом прокурору  или его заместителю заранее  сообщается о дне, времени и  месте проведения заседания этого  органа. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению  другой прокурорский работник  вправе принять участие в рассмотрении  представления.

 

Статья 39. Протест

1. Протест - акт прокурорского  надзора, который приносят прокурор  или его заместитель на противоречащие  законодательству правовые акты  и решения (действия) республиканских  органов государственного управления  и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров  Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных  органов, других организаций, должностных  лиц и индивидуальных предпринимателей.

Протест приносится в государственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд.

2. В протесте прокурор  или его заместитель требуют  отмены либо изменения противоречащих  законодательству правового акта, решения или прекращения незаконного  действия.

3. Протест подлежит обязательному  рассмотрению соответствующим государственным  органом, иной организацией, должностным  лицом или индивидуальным предпринимателем  не позднее чем в десятидневный  срок с момента его поступления, а местными представительными  органами - на ближайшей сессии. При  исключительных обстоятельствах, требующих  немедленного устранения нарушений  законодательства, прокурор или  его заместитель вправе установить  сокращенный срок рассмотрения  протеста. О результатах рассмотрения  протеста незамедлительно сообщается  прокурору или его заместителю  в письменной форме.

4. Принесение протеста  приостанавливает исполнение опротестованных  правового акта или решения (действия).

5. При рассмотрении протеста  коллегиальным органом прокурору  или его заместителю заранее  сообщается о дне, времени и  месте проведения заседания. Прокурор  или его заместитель, а также  по их поручению другой прокурорский  работник вправе принять участие  в рассмотрении протеста.

6. Протест до его рассмотрения  может быть отозван принесшими  его прокурором или его заместителем  либо вышестоящим прокурором.

7. В случае отклонения  протеста прокурора или его  заместителя, принесенного в порядке, предусмотренном настоящим Законом (за исключением протеста на  судебные постановления), либо нерассмотрения  его в установленный срок прокурор  или его заместитель могут  принести протест в вышестоящий государственный орган, иную организацию (вышестоящему должностному лицу).

8. Если в сроки, предусмотренные  пунктом 3 настоящей статьи, вышестоящий  государственный орган, иная организация (вышестоящее должностное лицо) не  отменят опротестованные правовой  акт или решение (действие), прокурор  или его заместитель, принесшие  такой протест, вправе обратиться  с заявлением в соответствующий  суд об отмене противоречащих  законодательству правового акта  или решения (действия). Подача прокурором  или его заместителем заявления  в суд приостанавливает действие  опротестованных правового акта  или решения (действия).

9. Принесение, рассмотрение  и разрешение протеста и заявления  прокурора в суде осуществляются  в порядке, предусмотренном процессуальным  законодательством.

 

Статья 40. Постановление

1. Постановление - акт прокурорского  надзора, содержащий в зависимости  от характера нарушения законодательства  мотивированное решение прокурора  или его заместителя о возбуждении  уголовного дела, дисциплинарного  производства или о привлечении  лица к материальной ответственности. Постановление как акт прокурорского  надзора может быть вынесено  и в иных случаях выражения  требования, вытекающего из полномочий  прокурора.

2. Постановление при осуществлении  надзора за исполнением закона  в ходе досудебного производства, при производстве предварительного  следствия и дознания выносится  в соответствии с Уголовно-процессуальным  кодексом Республики Беларусь.

3. Постановление о возбуждении  дисциплинарного производства или  о привлечении лица к материальной  ответственности подлежит исполнению  соответствующим государственным  органом, иной организацией или  должностным лицом в десятидневный  срок со дня его поступления.

Иные постановления подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный прокурором или его заместителем.

4. О результатах рассмотрения  постановления сообщается прокурору  или его заместителю в письменной  форме.

5. Постановление до его  исполнения может быть отозвано  вынесшим его прокурором или  его заместителем либо вышестоящим  прокурором.

 

Статья 41. Предписание

1. Предписание - акт прокурорского  надзора об устранении нарушений  законодательства, выносимый прокурором  или его заместителем в случае  нарушения законодательства, которое  носит явный характер и может  причинить существенный вред  правам и законным интересам  граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

2. Предписание направляется  государственному органу, иной организации, должностному лицу или индивидуальному  предпринимателю, допустившим нарушение  законодательства, либо вышестоящему  государственному органу, иной организации (вышестоящему должностному лицу), правомочным устранить такое  нарушение.

3. Предписание должно содержать  указание на акт законодательства, который нарушен, характер правонарушения  и конкретные предложения о  мерах по его устранению.

4. Предписание подлежит  немедленному исполнению, о чем  безотлагательно сообщается прокурору  или его заместителю.

5. Государственный орган, иная организация, должностное лицо  или индивидуальный предприниматель  могут обжаловать предписание  вышестоящему прокурору, если иное  не предусмотрено законодательными  актами, который обязан рассмотреть  жалобу в десятидневный срок  со дня ее поступления и  о результатах рассмотрения сообщить  заявителю. Обжалование не приостанавливает  исполнения предписания. Решение  вышестоящего прокурора по жалобе  может быть обжаловано в судебном  порядке.

 

Статья 42. Официальное предупреждение

1. Официальное предупреждение - акт прокурорского надзора о  недопустимости повторного совершения  должностным лицом, иным гражданином  правонарушений, влекущих за собой  ответственность, установленную законодательными  актами, либо подготовки к совершению  ими противоправных действий, объявляемый  таким должностному лицу, иному  гражданину в целях предупреждения  совершения ими правонарушений.

2. Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его  заместителем, направляется должностному  лицу, иному гражданину, в отношении  которых оно вынесено, либо объявляется  им лично под расписку.

Информация о работе Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь"