Западноевропейская мысль XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:49, реферат

Краткое описание

Следует иметь в виду, что идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания данной эпохи. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем, многие их идеи имеют непреходящее значение. Они заложили фундамент современной политической науки и практики. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических явлений и процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

Связано это было с тем, что долгожданное освобождение крестьян, состоявшееся 19 февраля 1861 года, и последующие реформы не принесли с собой в среду российской разночинской интеллигенции и широких народных масс ни успокоения, ни оптимистических настроений и надежд на будущее. Напротив, всюду увеличилась напряженность. Она была вызвана в первую очередь всеобщим настроением, всеобщей духовной атмосферой, которая существовала в обществе. «Русская интеллигенция, – писал В.В. Леонтович, – лишенная какого бы то ни было политического опыта, не сумела устоять против искушения, присущего представлению о том, что желаемой цели можно достигнуть насильственным разрушением существующего, которое видится препятствием к ее осуществлению».

Этим своим революционным  подходом значительная часть «разночинской интеллигенции» закрыла себе путь к участию в подготовке проведения в жизнь реформ, то есть сама себя исключила из практической работы, которая могла послужить для нее школой политической деятельности.

Таким образом, несмотря на то, что Манифест 1861 года об отмене крепостного  права имел громадное политическое, социально-экономическое и государственно-правовое значение для страны, поскольку положил  начало всем последующим реформам, проведенным Александром II, его реализация не удовлетворила ни радикальные  круги общества, ни самих крестьян. Чувствуя себя обманутыми, принуждаемые выкупать землю у помещиков, крестьяне отреагировали на действия правительства волнениями и беспорядками, прокатившимися по всей России.

Неудовлетворенность значительной части общества проведенными в стране реформами, непоследовательные, половинчатые действия правительства в конечном итоге привели к тому, что история России характеризуются бурным развитием радикально-революционного направления отечественной политико-правовой мысли, которое проявлялось в идеологии и практике русского народничества, анархизма и марксизма.

К особенностям российского  радикализма этого периода следует  отнести и то, что в этом течении преобладали тенденции правового нигилизма, невнимания к проблемам права и правового устройства жизни. Классовый подход к проблемам государства, права и нравственности вел к отрицанию абсолютных ценностей, пренебрежению к существующим юридическим нормам и государственно-правовым институтам.

Отечественный радикализм развивался вне политической оппозиции, вне  цивилизованных (или приближавшихся к цивилизованным) форм государственно-политической деятельности. Радикальные идеи связывались в первую очередь с молодежью, с молодыми интеллигентами, большинство из которых, находясь с середины XIX века в постоянной политической оппозиции правительству и царю, стали носителями и распространителями радикальных революционных идей.

Российский радикализм, исходя из специфики российского общества, ориентировался на коллективные политические действия – крестьянская, пролетарская революции, общинный социализм. Радикальная  идея основывалась на культе насилия, когда для достижения цели было «дозволено все». Индивид рассматривался в качестве личности только при условии его принадлежности к революционному лагерю.

Отсюда – непредсказуемость  политических действий радикалов, зачастую зависящих не от конкретной социально-политической обстановки, а от перемены настроений лидеров-вождей и т.п. Для радикалов в достижении их политических целей оказывались хороши все средства, в том числе противоправные, антиобщественные (террор, убийства, взятие заложников, «экспроприации ценностей и денежных средств на нужды революционной борьбы» и др.).

Российский радикализм XIX в. на общем фоне высокой религиозности российского общества приобрел атеистический характер, причем атеизм носил воинствующий, агрессивный характер.

Особенности радикальных  политико-правовых концепций в России проявлялись во влиянии западных революционных доктрин, которые  проникали в Россию, сливались с отечественными воззрениями, трансформировались, принимали национальную идейную окраску. Важное место в обосновании радикально-революционных доктрин отводилось нравственно-правовой аргументации. Радикальная политическая – правовая мысль в России этого периода, имея безусловно социальные основания в российской действительности, формировалась под влиянием революционно-демократических идей А.Н. Радищева и декабристов, испытывала значительное идейное воздействие взглядов М.В. Петрашевского, А.И. Герцена, Чернышевского, Добролюбова и других русских мыслителей предшествующих этапов.

Ведущим направлением радикальной  политической мысли в России начала XX века стала социалистическая идея. В 90-х годах XIX в. на арену общественно-политической жизни России под знаменем марксизма выступило социал-демократическое движение, которое определило ход всей последующей российской истории.

В целом радикально-революционное  направление русской политико-правовой мысли XIXв. оставило значительный след в истории нашей страны и выступило идеологическим обоснованием революционного движения и практики борьбы с самодержавием.

В контексте разработки теоретических  моделей революционных преобразований и построения идеального общественно-политического и государственно-правового устройства будущей России представители революционно-радикального направления отечественной политико-правовой мысли рассматривали теоретические проблемы обществознания, обращались к анализу вопросов соотношения государства, права и нравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Особенность политического знания XIX в. состоит в том, что политические теории этого времени, продолжая традиции предшествующего столетия, претендуют на то, чтобы «все объяснить» или «решить все проблемы». XIX в.– это период бурного развития капитализма с его устоями (частной собственностью, свободной конкуренцией и частной инициативой). Это повлекло за собой создание новой политической и правовой системы.

Ведущим направлением политической мысли XIX в. является либерализм. В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции. Политический либерализм коренится в политико-социологических учениях эпохи Просвещения. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Такому пониманию индивида соответствует идея правового государства, воплощающего в себе вышеназванные политические принципы.

Сформулированные в трудах И.Бентама, Г.Спенсера, Д.Милля и других мировоззренческие, политические и экономические принципы либерализма были несовместимы в  политическом отношении с идеями консерватизма, получившего распространение во второй половине XIX в. – как политическая идеология. Он ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Термин “консерватизм” ввел французский писатель Шатобриан в период Великой Французской революции. В отличие от либерализма он не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды. Консерватизм, как правило, начинает оживляться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Так было во Франции, Германии, России, Англии. Консерватизм XIX в. не был реакционным течением, он близок традиционализму, который образно выражен в понятии “золотой век” – порядка, существовавшего изначально, с которым следует соотносить всякий возникающий во времени порядок.

Существенный вклад в развитие политической науки XIX в. внес французский мыслитель Алексис де Токвиль (1805-1859), исследовавший исторический генезис и перспективы демократии. Как и многие мыслители, до и после него, он искал новое общественное устройство, полагая, что невозможно выжить в этом чудовищном мире.

В середине XIX в. зарождается новое  направление в политической мысли оказавшее громадное влияние на всю последующую политическую историю – марксизм. Критически осмыслив предшествующие социалистические теории, философские идеи Гегеля, Фейербаха и других, К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к следующим выводам: политика, политические отношения, государство и право не могут быть поняты ни из самих себя, ни из каких-либо духовных или физических начал. Государство рассматривается как продукт отчуждения труда, как результат господства частной собственности. Марксизму свойственен деструктивный взгляд на проблему политической власти и бюрократии. В его основе лежит представление о временности бюрократии, подлежащей немедленному устранению после завоевания пролетариатом политической власти. На смену буржуазной демократии должна прийти пролетарская. Полное народовластие и развитие самоуправления должно привести к постепенному отмиранию государства и политики.

Развитие политической мысли XIX в. сопровождалось не только смещением ее идеологической направленности, но и преобразованиями в познавательно-методологическом плане. Возникает позитивизм, у истоков которого стоял О.Конт, оказавший существенное влияние на формирование политической науки.

Список литературы

 

  1. История политических и правовых учений. М., 1993
  2. Основы политологии. Курс лекций под ред. Пугачева В.П. М., 1992.
  3. Панарин А.С. Введение в политологию. М.,1994
  4. Политология. Под. ред. Батурина В.К. М.. 2012.Гл.2-4.
  5. Политология под ред. Марченко М.Н. М. 1997. Л. 4,5,6
  6. Философия политики под ред. Ильина В.В. М., 1997.

 

 


Информация о работе Западноевропейская мысль XIX в