Защита государственной тайны РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Государственная тайна – это правовой институт суверенного государства, надежная защита которого способствует проведению государством независимой политики, отстаиванию своих интересов при решении внутригосударственных и международных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие государственной тайны 5
2 Система защиты государственной тайны 11
2.1Порядок доступа к государственной тайне 12
2.2 Условие прекращения допуска гражданина к государственной тайне 15
2.3Ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной тайне 16
2.4Сведенья, не относящиеся к государственной тайне 16
3 Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны 18
3.1 Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Гостайна РФ.docx

— 84.20 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Понятие государственной тайны 5

2 Система защиты государственной тайны 11

2.1 Порядок доступа к государственной тайне 12

2.2 Условие  прекращения допуска гражданина  к государственной тайне 15

2.3 Ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной тайне 16

2.4 Сведенья, не относящиеся к государственной тайне 16

3 Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны 18

3.1 Федеральный  государственный контроль за  обеспечением защиты государственной  тайны 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ  ОБОЗНАЧЕНИЙ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственная тайна –  это правовой институт суверенного  государства, надежная защита которого способствует проведению государством независимой политики, отстаиванию  своих интересов при решении  внутригосударственных и международных  проблем.

Понятием государственной  тайны охватываются важнейшие сведения в сфере политических и экономических  интересов государства, обороноспособности и военной безопасности. В современных  условиях необходимость защиты государственных  и военных интересов обусловлена  рядом обстоятельств:

    • постоянно увеличивается объем охраняемых государством сведений, и прежде всего в военной сфере. Осуществляется разработка новых образцов вооружения и военной техники, в систему обеспечения обороноспособности страны внедряются новые технологии;
    • остается высокой активность и изощренность спецслужб иностранных государств по добыче информации, и прежде всего сведений, составляющих государственную и военную тайну;
    • интерес к секретам уже не ограничивается рамками деятельности государственных органов (разведок) иностранных государств. Активно включились в сбор информации, чаще всего экономического характера, иностранные фирмы и другие негосударственные организации и объединения, работающие под маской экологических, гуманитарных и других учреждений;
    • даже единичные факты утечки сведений, составляющих государственную и военную тайну, способны нанести большой ущерб государственным интересам, повлечь осложнение международных отношений, поставить государственные органы перед необходимостью перестройки системы обеспечения контроля и безопасности.

Целью настоящего исследования было выявление основных принципов  классификации и защиты государственной  тайны в РФ.

 

1 Понятие государственной тайны

 

Вопросы, связанные с государственной  тайной, ее охраной, а также вопросы  разглашения государственной тайны  были и остаются актуальными во все  времена. Защита государственной тайны  является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных  органов. Россия тратит огромные бюджетные  средства на обеспечение и защиту безопасности страны и ее граждан. Объектом внимания иностранных разведок являются «защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале. Под понятием «государственная тайна» стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений ученых, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз, инфраструктура и т.д.» [1].

Во всем мире под государственной тайной рассматриваются сведения, относящиеся к внешней политике и обороне, а в РФ государственной тайной был охвачен огромный объем информации – от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы. ФЗ РФ «О государственной тайне» [2] под государственной тайной понимает защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Чем отличается государственная тайна от коммерческой? Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна так же определена перечнем, но он может изменяться относительно различных предприятий и фирм. Другое отличие состоит в том, что государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а коммерческая тайна – службой безопасности предприятия. При этом следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в противном случае шла бы торговля государственными интересами [3].

Государственную тайну составляют предусмотренные  в специальных перечнях важнейшие  сведения, разглашение которых может  причинить существенный вред интересам  России. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции  РФ [4], перечень сведений, составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным законом. Ст. 5 закона «О государственной тайне» [2] относит к государственной тайне следующие сведения:

1) сведения в военной области:

    • о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне» [5], об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
    • о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
    • о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
    • о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
    • о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
    • о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

    • о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
    • об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
    • о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в РФ в целях обеспечения безопасности государства;
    • об объемах, о планах государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
    • о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

3) сведения в области внешней политики и экономики:

    • о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
    • о финансовой политике в отношении иностранных государств, а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области  разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия  терроризму:

    • о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
    • о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
    • о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
    • о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ от террористических актов;
    • о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

В формировании этого перечня  принимает участие Межведомственная комиссия, утвержденная указом Президента РФ [6], которая является коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне.

Межведомственная комиссия рассматривает и представляет в  установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения  по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и  совершенствованию системы защиты государственной тайны в РФ, формирует  перечень сведений, отнесенных к государственной  тайне, формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

После составления перечня Межведомственной комиссией, он переходит на утверждение Президенту. Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений отнесенных к государственной тайне» [7] этот перечень уточнен и конкретизирован.

 

 

 

 

 

 

 

2 Система защиты государственной тайны

 

Надежная защита сведений, составляющих государственную тайну, требует от государства разработки и реализации комплекса политических, экономических, организационно-правовых, инженерно-технических, разведывательных, контрразведывательных и иных мер, которые, образуя в своей совокупности четко отлаженную систему, в наибольшей степени способствовали бы качественной защите секретных сведений.

Действенность системы защиты государственной тайны в стране зависит от эффективности решения  задач в сфере обеспечения  сохранности секретов всеми государственными органами: законодательными, исполнительными  и судебными. Особое место в рассматриваемой  системе занимают органы защиты государственной  тайны, которые организуют и обеспечивают защиту государственных секретов в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ.

Их особенность заключается  в том, что они, с одной стороны, являются составной частью системы  и осуществляют мероприятия по защите государственной тайны, а с другой, - организуют эту систему и осуществляют контроль за ее действенностью.

В государственную систему  защиты государственной тайны входят:

    • ФСТЭК РФ, Минобороны РФ, ФСБ РФ, Служба внешней разведки;
    • головные и ведущие научно-исследовательские, научно-технические, проектные и конструкторские организации по защите информации органов государственной власти, в пределах своей специализации разрабатывающие научные основы и концепции, проекты федеральных программ по защите информации;
    • предприятия, проводящие работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
    • структурные и межотраслевые подразделения по защите информации органов государственной власти;
    • высшие учебные заведения и институты повышения квалификации по подготовке и переподготовке кадров в области защиты государственной тайны и защиты информации.

В интересах охраны государственных  секретов устанавливается общегосударственная  система организационно-правовых, воспитательных, инженерно-технических, специальных  и других мер. Исходя из того, что обеспечение сохранности информационных ресурсов страны стало одним из главных направлений государственной политики в сфере информатизации, защита государственной тайны теперь основное направление обеспечения государственной безопасности.

Информация о работе Защита государственной тайны РФ