СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие государственной
тайны 5
2 Система защиты
государственной тайны 11
2.1 Порядок доступа
к государственной тайне 12
2.2 Условие
прекращения допуска гражданина
к государственной тайне 15
2.3 Ответственность
за нарушение законодательства РФ о государственной
тайне 16
2.4 Сведенья, не относящиеся к
государственной тайне 16
3 Контроль и
надзор за обеспечением защиты государственной
тайны 18
3.1 Федеральный
государственный контроль за
обеспечением защиты государственной
тайны 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ
ОБОЗНАЧЕНИЙ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 23
ВВЕДЕНИЕ
Государственная тайна –
это правовой институт суверенного
государства, надежная защита которого
способствует проведению государством
независимой политики, отстаиванию
своих интересов при решении
внутригосударственных и международных
проблем.
Понятием государственной
тайны охватываются важнейшие сведения
в сфере политических и экономических
интересов государства, обороноспособности
и военной безопасности. В современных
условиях необходимость защиты государственных
и военных интересов обусловлена
рядом обстоятельств:
- постоянно увеличивается объем охраняемых государством сведений, и прежде всего в военной сфере. Осуществляется разработка новых образцов вооружения и военной техники, в систему обеспечения обороноспособности страны внедряются новые технологии;
- остается высокой активность и изощренность спецслужб иностранных государств по добыче информации, и прежде всего сведений, составляющих государственную и военную тайну;
- интерес к секретам уже не ограничивается рамками деятельности государственных органов (разведок) иностранных государств. Активно включились в сбор информации, чаще всего экономического характера, иностранные фирмы и другие негосударственные организации и объединения, работающие под маской экологических, гуманитарных и других учреждений;
- даже единичные факты утечки сведений, составляющих государственную и военную тайну, способны нанести большой ущерб государственным интересам, повлечь осложнение международных отношений, поставить государственные органы перед необходимостью перестройки системы обеспечения контроля и безопасности.
Целью настоящего исследования
было выявление основных принципов
классификации и защиты государственной
тайны в РФ.
1 Понятие государственной
тайны
Вопросы, связанные с государственной
тайной, ее охраной, а также вопросы
разглашения государственной тайны
были и остаются актуальными во все
времена. Защита государственной тайны
является одним из наиболее важных
направлений деятельности государственных
органов. Россия тратит огромные бюджетные
средства на обеспечение и защиту
безопасности страны и ее граждан. Объектом
внимания иностранных разведок являются
«защищаемые государством важнейшие сведения
(государственная тайна) о состоянии обороноспособности
страны, ее внешнеполитическом, экономическом,
разведывательном, контрразведывательном
и научно-техническом потенциале. Под
понятием «государственная тайна» стоят
огромные финансовые средства и активы,
труд множества поколений ученых, учебных
заведений, научно-исследовательских
институтов, экспериментальных баз, инфраструктура
и т.д.» [1].
Во всем мире под государственной
тайной рассматриваются сведения, относящиеся
к внешней политике и обороне, а в РФ государственной
тайной был охвачен огромный объем информации
– от здоровья руководителей партии и
государства до рецептуры хлеба и вареной
колбасы. ФЗ РФ «О государственной тайне» [2]
под государственной тайной понимает
защищаемые государством сведения в области
его военной, внешнеполитической, экономической,
научно-технической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых
может нанести ущерб безопасности РФ.
Чем отличается государственная
тайна от коммерческой? Сведения, составляющие
государственную тайну, установлены соответствующим
перечнем и подлежат защите со стороны
государства. Коммерческая тайна так же
определена перечнем, но он может изменяться
относительно различных предприятий и
фирм. Другое отличие состоит
в том, что государственная тайна охраняется
силой государства в лице соответствующих
органов, а коммерческая тайна – службой
безопасности предприятия. При этом следует
иметь в виду, что коммерческие секреты
могут быть государственными секретами,
однако государственные секреты не могут
быть коммерческой тайной, поскольку в
противном случае шла бы торговля государственными
интересами [3].
Государственную
тайну составляют предусмотренные
в специальных перечнях важнейшие
сведения, разглашение которых может
причинить существенный вред интересам
России. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции
РФ [4], перечень сведений, составляющих
государственную тайну, может определяться
только федеральным законом. Ст. 5 закона
«О государственной тайне» [2] относит к
государственной тайне следующие сведения:
1) сведения в военной области:
- о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне» [5], об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
- о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
- о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
- о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
- о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
- о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики,
науки и техники:
- о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
- об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
- о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в РФ в целях обеспечения безопасности государства;
- об объемах, о планах государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
- о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
3) сведения в области внешней
политики и экономики:
- о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
- о финансовой политике в отношении иностранных государств, а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области
разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности,
а также в области противодействия
терроризму:
- о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
- о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
- о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ от террористических актов;
- о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.
В формировании этого перечня
принимает участие Межведомственная
комиссия, утвержденная указом Президента
РФ [6], которая является коллегиальным
органом, координирующим деятельность
федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
субъектов РФ по защите государственной
тайны в интересах разработки и выполнения
государственных программ, нормативных
правовых актов и методических документов,
обеспечивающих реализацию федерального
законодательства о государственной тайне.
Межведомственная комиссия
рассматривает и представляет в
установленном порядке Президенту
РФ и в Правительство РФ предложения
по правовому регулированию вопросов
защиты государственной тайны и
совершенствованию системы защиты
государственной тайны в РФ, формирует
перечень сведений, отнесенных к государственной
тайне, формирует перечень должностных
лиц органов государственной власти, наделяемых
полномочиями по отнесению сведений к
государственной тайне.
После составления перечня Межведомственной
комиссией, он переходит на утверждение
Президенту. Указом Президента РФ «Об
утверждении перечня сведений отнесенных
к государственной тайне» [7] этот перечень
уточнен и конкретизирован.
2 Система защиты
государственной тайны
Надежная защита сведений,
составляющих государственную тайну, требует
от государства разработки и реализации
комплекса политических, экономических,
организационно-правовых, инженерно-технических,
разведывательных, контрразведывательных
и иных мер, которые, образуя в своей совокупности
четко отлаженную систему, в наибольшей
степени способствовали бы качественной
защите секретных сведений.
Действенность системы защиты
государственной тайны в стране
зависит от эффективности решения
задач в сфере обеспечения
сохранности секретов всеми государственными
органами: законодательными, исполнительными
и судебными. Особое место в рассматриваемой
системе занимают органы защиты государственной
тайны, которые организуют и обеспечивают
защиту государственных секретов в
соответствии с функциями, возложенными
на них законодательством РФ.
Их особенность заключается
в том, что они, с одной стороны,
являются составной частью системы
и осуществляют мероприятия по защите
государственной тайны, а с другой,
- организуют эту систему и осуществляют
контроль за ее действенностью.
В государственную систему
защиты государственной тайны входят:
- ФСТЭК РФ, Минобороны РФ, ФСБ РФ, Служба внешней разведки;
- головные и ведущие научно-исследовательские, научно-технические, проектные и конструкторские организации по защите информации органов государственной власти, в пределах своей специализации разрабатывающие научные основы и концепции, проекты федеральных программ по защите информации;
- предприятия, проводящие работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- структурные и межотраслевые подразделения по защите информации органов государственной власти;
- высшие учебные заведения и институты повышения квалификации по подготовке и переподготовке кадров в области защиты государственной тайны и защиты информации.
В интересах охраны государственных
секретов устанавливается общегосударственная
система организационно-правовых, воспитательных,
инженерно-технических, специальных
и других мер. Исходя из того, что обеспечение
сохранности информационных ресурсов
страны стало одним из главных направлений
государственной политики в сфере информатизации,
защита государственной тайны теперь
основное направление обеспечения государственной
безопасности.