Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:26, курсовая работа
Государственная тайна – это правовой институт суверенного государства, надежная защита которого способствует проведению государством независимой политики, отстаиванию своих интересов при решении внутригосударственных и международных проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие государственной тайны 5
2 Система защиты государственной тайны 11
2.1Порядок доступа к государственной тайне 12
2.2 Условие прекращения допуска гражданина к государственной тайне 15
2.3Ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной тайне 16
2.4Сведенья, не относящиеся к государственной тайне 16
3 Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны 18
3.1 Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК СОКРАЩЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В связи с этим актуальным является правильная организация защиты государственной тайны в РФ, то есть создание и эффективное функционирование системы ее защиты. Речь идет о совокупности участвующих в обеспечении сохранности секретов органов, используемых ими средств и методов защиты информации ограниченного доступа, их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск лиц, имеющих двойное
гражданство, лиц без гражданства,
а также лиц из числа иностранных
граждан, эмигрантов и реэмигрантов
к государственной тайне
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей [9], при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в ч. 3 закона «О государственной тайне» (Заполнение анкеты, собеседование, проверка персональных данных, уточняется давалось ли обязательство по неразглашению сведений составляющих государственную тайну и т.п.).
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 закона «О государственной тайне» [2]. (не дееспособность, государственные преступления, постоянное проживание за границей)
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
Для сотрудников структурных
подразделений по защите государственной
тайны дополнительно к
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре. Заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.
Переоформление допуска граждан по первой и второй формам производится соответственно через 10 или 15 лет только в случае перехода указанных граждан на другое место работы. Переоформление допуска граждан, постоянно работающих в организации, оформившей им допуск, не производится.
Переоформление допуска по первой или второй форме независимо от сроков действия производится в случае:
Порядок допуска должностных
лиц и граждан к
2.2 Условия прекращения допуска гражданина к государственной тайне
В соответствии со ст. 23 закона «О государственной тайне» [2], допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
Прекращение допуска должностного
лица или гражданина к государственной
тайне является дополнительным основанием
для расторжения с ним
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
2.3 Ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной тайне
Ст. 26 закона «О государственной тайне» [2] предусматривает административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне (заключение на срок от 3 до 20 лет, штраф, увольнение и т.п.).
Соответствующие органы государственной
власти и их должностные лица основываются
на подготовленных в установленном
порядке экспертных заключениях
об отнесении незаконно
Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном законом «О государственной тайне» [2].
2.4 Сведенья, не относящиеся к государственной тайне
Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения:
Данный перечень служит гарантом
защиты прав работников, допущенных к
государственной тайне, от возможных
злоупотреблений со стороны работодателя,
поскольку не позволяет последнему
выдавать указанные выше сведения за
государственную тайну и на этом
основании применять к
3 Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, Центральные органы обеспечения безопасности РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ [4], федеральными конституционными законами и федеральными законами.
3.1 Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны
Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ФСБ, ФСТЭК, Межведомственный и ведомственный контроль) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.
О проведении плановой проверки
юридическое лицо уведомляется не позднее
трех рабочих дней до ее начала путем
направления органом
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки является:
Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.
В исключительных случаях, связанных
с необходимостью проведения сложных
и длительных исследований, испытаний,
специальных экспертиз и
Выездная проверка юридических лиц проводится на основании предписания, подписанного руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственного контроля.
Внеплановая выездная проверка, основание проведения которой указано в абзаце третьем части четвертой настоящей статьи (ст. 30.1 закона «О государственной тайне» [2]), проводится без предварительного уведомления.
Информация об организации проверок, проводимых органами государственного контроля, в том числе о планировании, проведении и результатах таких проверок, в органы прокуратуры не направляется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной курсовой работы можно сказать, что система защиты государственной тайны в РФ сформирована. В первую очередь речь идет о нормативной ее базе. Приняты законы о государственной тайне, о безопасности, на основе и с соблюдением конституционных норм и норм международных договоров, а также ряд других подзаконных актов. То есть сформирован механизм соблюдения, соответствия законодательства о государственной тайне основному закону страны и международным договоренностям.
Официально закрепив определение, понятие государственной тайны, была установлена и система ее защиты, определены органы и меры. Четкому определению подвергнут и перечень сведений, составляющих государственную тайну.