Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа
Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Избирательная система……………………………………………………….4
1.1 Основные характеристики субъектов выборов……………………………4
1.2 Избирательное право………………………………………………………..6
1.3 Избирательная кампания…………………………………………………..10
1.4 Типы избирательных систем………………………………………………15
2. Новые реалии – новая система……………………………………………..18
2.1 Выборы президента России глазами иностранной прессы………………20
2.2 Проблемы новой системы………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………24
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Избирательная система………………………
1.1 Основные характеристики субъектов выборов……………………………4
1.2 Избирательное право……………………………
1.3 Избирательная кампания……………………
1.4 Типы избирательных систем………………………………………………15
2. Новые реалии – новая система……………………………………………..18
2.1 Выборы президента России
глазами иностранной прессы…………
2.2 Проблемы новой системы……………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………24
Введение
Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая власти образующая воля народа и от них дается главный импульс к формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.
Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.
1. Избирательная система
Выборы, являясь
характерным признаком
Избирательная
система – это целостная
В числе основных
компонентов избирательной
1.1 Основные
характеристики субъектов
Избиратели
– одно из главных действующих
лиц в процессе выборов. Предпочтения,
высказанные в процессе голосования
избирателями, то есть гражданами, которые
в соответствии с законом обладают правом
голоса, есть критерий для определения
того, каков будет конкретный состав представительного
органа или кто займет отдельную выборную
должность. Вся совокупность избирателей
страны или административно-
Важное место
среди субъектов выборов
- минимальное число членов;
- получение определенного процента голосов на предыдущих выборах;
- сам факт
периодического участия в
В России правом самостоятельного участия в выборах до недавнего времени обладали не только партии, но и другие общественные объединения. С принятием в 2001 году Закона «О политических партиях» ситуация изменилась. Согласно статье 36 этого Закона политическая партия признаётся единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно участвовать в выборах. Те же политические партии, которые в течение пяти лет подряд не принимали участия в выборах, ликвидируются.
Также субъекты
выборов – кандидаты на выборную
должность. То или иное конкретное лицо
приобретает статус кандидата после
того, как пройдет процедуру
Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают. В их числе:
- контроль за
соблюдением избирательных
- регистрация выдвинутых кандидатов;
- распределение финансовых средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);
- организация голосования;
- принятие решения о действительности бюллетеней;
- определение результатов выборов.
Как видно, возможности влияния избирательных комиссий на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основными требованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала.
Действия всех субъектов выборов и отношения, возникающие между ними, регламентируются избирательным правом, представляющим ещё один важный компонент избирательной системы.
1.2 Избирательное право
В современной
России выборы проводятся на основе всеобщего,
равного и прямого
Избирательное право – это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.
Термин «избирательное право» употребляется и в другом, узком значении:
избирательное право – это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:
- активное избирательное
право – право гражданина
- пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным.
Признание выборов
демократическими, а их результатов
легитимными обусловлено
Так принцип равенства предполагает одинаковую для всех избирателей возможность влиять на результаты выборов. Равенство избирательного права достигается:
- наделением
каждого избирателя равным
- обеспечением
единой нормы
С учетом последней нормы образуются избирательные округа.
Выборы президента Российской Федерации поводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию страны.
В Государственную Думу избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по единому федеральному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Избирательное право действительно является равным, если в округе каждый депутат избирается равным числом избирателей. Однако этот принцип под разными предлогами часто нарушается.
Нарушением принципа равенства избирательного права является также деление избирательного корпуса по этническому, социально-классовому, территориально-поселенческому и другим признакам на неравноправные части с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп.
Принцип прямого избирательного права предполагает право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти непосредственно. В России нижняя палата парламента – Госдума формируется путём прямых выборов, а Совет Федерации – верхняя палата – претерпела за последние годы существенные изменения. С 2002 года в её состав входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: один – избирается законодательным органом из своего состава и один – назначается главой исполнительной власти.
Принцип тайного голосования предполагает исключение возможности какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. За нарушение тайны голосования предусматривается административная либо уголовная ответственность.
Принцип всеобщности предполагает право всех взрослых и психически здоровых граждан участвовать в выборах. Реальная практика выборов связана с наличием избирательных цензов, то есть специальных условий, ограничивающих приобретение избирательного права. Цензы пассивного права, как правило, гораздо жестче цензов активного права.
Возрастной ценз предполагает право участвовать в выборах по достижению определенного возраста. Достаточно долго существовал высокий возрастной ценз – право голоса предоставлялось с 21-23 лет. Борьба молодежи за свои права, бурные выступления протеста, прокатившиеся по многим странам в 60-70-е годы, привели к тому, что возрастной ценз был снижен до 18 лет
В настоящее время в России активное избирательное право граждане получают с18 лет. Дополнительные возрастные ограничения участия граждан России в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права.
На выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации минимальный возраст кандидата 21 год - в органы местного самоуправления и в Госдуму, на пост президента с 35 лет.
Установление максимального возраста кандидата, по достижению которого он утрачивает право быть избранным в государственные органы субъекта Российской Федерации, не допускается
Закрепление возрастного ценза на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов Российской Федерации в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным законом.
Ценз гражданства означает, что избирательные права предоставляют только гражданам данного государства.
Ценз оседлости предполагает право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории не менее определенного законом срока.
Установление ценза оседлости в отношении пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может осуществляться Конституцией Российской Федерации. В России правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России. На конституционном уровне какие-либо ограничения пассивного избирательного права граждан России, за исключением президентских выборов, не допускаются. Право быть избранным на пост президента осуществляется при условии десятилетнего постоянного проживания на территории Российской Федерации. При этом участие в выборах является добровольным.
Ценз пола заключается в признании избирательных прав только за мужчинами. Борьба за предоставление женщинам равных избирательных прав с мужчинами началась в середине ХIХ века, и её результатом стало практически полное снятие ограничений по признаку пола (не считая некоторых мусульманских государств).
Имущественный
ценз предполагает право участвовать
в выборах при условии
В течение всего ХIХ века велась борьба вначале за снижение, а потом и за отмену имущественного ценза, который был основным препятствием на пути к получению избирательных прав большинством граждан. В начале ХХ века этот ценз практически повсеместно был отменён.
Само по себе существование избирательных цензов не означает, что избирательное право является недемократическим. Важно, какие это цензы, и каковы их ограничения. Наличие цензов возраста, гражданства, оседлости можно считать разумным. Относительно высокая возрастная планка для кандидатов на выборные должности обусловлена тем, что властные полномочия должны находиться в руках тех, кто достиг определенного возраста и накопил определенный жизненный опыт. Разумным следует считать и то, что участие в управлении обществом и государством оговорено наличием гражданства. Что же касается ценза оседлости, то его наличие дает возможность гражданам избрать того представителя, который хорошо знаком с проблемами округа и воспринимает их как часть собственных.