Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Избирательная система……………………………………………………….4
1.1 Основные характеристики субъектов выборов……………………………4
1.2 Избирательное право………………………………………………………..6
1.3 Избирательная кампания…………………………………………………..10
1.4 Типы избирательных систем………………………………………………15
2. Новые реалии – новая система……………………………………………..18
2.1 Выборы президента России глазами иностранной прессы………………20
2.2 Проблемы новой системы………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Коля.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Выборы президента Российской Федерации проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства.

  

2. Новые  реалии – новая система

 

Говоря об избирательной  системе, мы понимаем набор норм и  процедур, регулирующий избирательный  процесс. Различные избирательные  системы, которые используются сегодня  в политической практике, имеют свои достоинства и недостатки. Смена избирательной системы в стране может привести к масштабным изменениям в политике, что приводит к метаморфозам во власти.

На первый взгляд, инициированный Кремлем переход  на чисто пропорциональную избирательную систему выглядит нелогичным, однако у подобной реформы есть серьезные резоны. Главный аргумент – чисто пропорциональная система повышает степень контроля федерального центра над формированием списка «партии власти», а впоследствии – над депутатским корпусом. При прежней системе региональные группы интересов могли проводить своих лоббистов в Думу по одномандатным округам. Главным "выигрышем" от смены избирательной системы станет ограничение регионального лоббизма.

Второй, не менее  серьезный аргумент, обосновывающий данную реформу - переход на пропорциональную систему сопровождался постепенным, но неуклонным повышением «входных барьеров» на рынок политической конкуренции: закон о партиях (2001г.), вводящий монополию партий на участие в выборах по спискам; повышение отсекающего барьера (2002г., но с отложенным вступлением в силу); запрет на участие в избирательных объединениях общественных организаций (2003г.), второе повышение минимальной численности партий (2004г.); запрет депутатам выходить из фракций (2004); отказ от одномандатных округов и запрет блоков на выборах в Госдуму (2005г.), запрет блоков на региональных выборах, изменение порядка регистрации партий и кандидатов (ужесточение требований к сбору подписей и фактическое повышение суммы избирательного залога). Изменения в избирательном законодательстве происходят по инициативе исполнительной власти и активно поддерживаются «Единой Россией» в Думе.

Есть точка  зрения, что переход к пропорциональной избирательной системе в России был выгоден парламентской партии-гегемону. Вспомним выборы 7 декабря 2003 года, когда именно мажоритарная избирательная система дала возможность ВПП «Единая Россия» получить квалифицированное большинство в Думе, потому что результаты выборов по одномандатным округам дали ВПП «Единая Россия» 185 депутатских мандатов из 225. По итогам выборов 2 декабря 2007 года именно за счет перехода к пропорциональной избирательной системе ВПП «Единая Россия» для того чтобы получить конституционное большинство в Думе пришлось, во-первых, набрать достаточно высокий процент голосов в поддержку партии, во-вторых, сдержать прохождение других партий в парламент.

В итоге при  такой системе более вероятным  становится парламент, в котором  «партия власти» имеет простое  большинство (или показатель, близкий  к нему), а остальные партии либо слабы, либо зависимы.

72 процента голосов  – столько в сумме голосов  избирателей получили на минувших  парламентских выборах партии, поддерживающие  политику президента: «Единая Россия»  и «Справедливая Россия». «Единая  Россия», чей список возглавил президент, получила свыше 64% голосов избирателей. За «Справедливую Россию», которая прошла в парламент с первых в своей биографии парламентских выборов – отдали голоса 7,75% пришедших на избирательные участки россиян. В результате такой победы «Единая Россия» получила конституционное большинство в парламенте и укрепила свои позиции, то есть конституционное большинство – 315 мест в Государственной Думе.

2 марта 2008 года  состоялись выборы президента  Российской Федерации. Одновременно  с выборами президента в 11 регионах прошли выборы в местные парламенты. Везде убедительную победу удержала «Единая Россия». Во всех 11 региональных парламентах «единороссы» получили большинство мест, при этом почти в половине взяли около 80%. Таким образом, «Единая Россия» упрочила свои позиции за счёт преждевременных выборов президента, отодвинув на второй план выборы в региональные парламенты.

Вполне понятно, что участвовать в дорогостоящей  избирательной кампании без поддержки  крупной политической партии сейчас практически не возможно. Поэтому в условиях сложившейся многопартийной системы независимый кандидат вряд ли может рассчитывать на победу на выборах.

В прошлом кандидатом, чтобы стать национальной фигурой, приходилось подниматься по длинной  политической лестницы, доказывать свои достоинства в острых дискуссиях, выступая в партийных организациях. Сегодня они могут совершить мгновенный эффектный выход на национальную политическую сцену с помощью политической рекламы в средствах массовой информации.

 

2.1 Выборы президента России глазами иностранной прессы

 

Кремль непросто фальсифицировал выборы в пользу своего кандидата, он превратил в  фарс сам процесс. («Экономист», Великобритания).

Сами выборы оказались ненастоящими. В России произошло так: популярный в народе правитель назвал имя своего приемника, народу только оставалось восторженно его приветствовать. Избирательная кампания состояла в том, чтобы показывать приемника рядом с его предшественником. («Берлинер Цайтунг», ФРГ).

Зачем понадобились выборы? Почему Владимир Путин просто не назначил Медведева на соответствующий пост или не остался в качестве президента сам? («Вашингтон Пост», США).

Как отметила госпожа  Клинтон, «решение будет принимать  Путин». Россияне избрали 42-хлетнего юриста Дмитрия Медведева, но факт в том, что Владимир путин постарался гарантировать сохранение власти в собственных руках. («Уолт-Стрит Джорнэл», США).

 

2.2 Проблемы  новой системы

 

С переходом  на новую избирательную систему  возникнут и новые проблемы: нет  никаких оснований утверждать, что полностью пропорциональная система создаст дополнительные стимулы для партстроительства.

Вторая проблема - общий уровень легитимности избираемого  парламента. И в 90-е годы, и сейчас в опросах общественного мнения россияне в соотношении примерно 2:1 высказываются за чисто мажоритарную систему.

«Человеческий»  же компонент при действии пропорциональной системы в прошлом проявлялся крайне слабо. Партийные списки «протаскивались» в парламент благодаря громким  именам своих лидеров. Таких, не взявших  думский мандат, фамилий в списке «Единой России» на выборах 2003г. было 33 человека. Таким образом, «Единая Россия» не случайно отстояла поправку в избирательное законодательство, разрешающее «безнаказанно» отказываться от списочных мандатов (вопреки возражениям Центризбиркома).

 

Заключение

 

Пропорциональная  система сегодня используется многими  странами мира. Переход к пропорциональной избирательной системе в России при выборах депутатов федеральной  Думы приведёт к изменению влияния  самой Думы. При ней легитимность Думы слабее, средний депутат менее опытен как публичный политик и менее самостоятелен в выстраивании системы союзов и принятии политических решений. Связано это с тем, что, во-первых, в Думу смогут пройти депутаты, которые, вообще не обладают навыками публичной политики, не разбираются в парламентской работе, во-вторых, статус депутата, его политический вес уменьшится за счет того, что депутат лично теперь более не будет обладать электоральной поддержкой, его как политика не узнают избиратели т.к. он всего-навсего один из списка партии, в-третьих, депутата избранного по списку избирательного объединения относительно легко лишить статуса депутата при помощи выдвинувшей его партии. Минусом пропорциональной избирательной системы, безусловно, является то, что она приводит к сокращению влияния депутатов. При этом в целом для отечественной политической практики на федеральных выборах введение пропорциональной избирательной системы, увеличивающей влияние партий и уменьшающей политический вес депутатов, вполне оправдано на данном этапе политического развития и принесет государственной политике стабильность.

Народные избранники отныне все более будут зависеть от выдвигаемых ими избирательных  объединений. Кроме того, сегодня  попадание в список партии – это  единственная возможность получить мандат федерального депутата. Поэтому роль политических партий при переходе к пропорциональной избирательной системе резко возрастает.

Все что касается критики пропорциональной избирательной  системы, как системы, не обеспечивающей представительство региональных интересов на уровне центра политического пространства, то данную функцию может и должен выполнять Совет Федерации ФС РФ, созданный как палата регионов.

В регионах широко обсуждаемый в перспективе переход  исключительно к пропорциональной системе, на наш взгляд, будет приносить больше издержек, чем выгоды. Смешанная система на уровне субъекта РФ балансирует представительство партийных политиков и интересы районов, поселений региона. Пропорциональная система на уровне региона может привести к тому, что практически все депутаты региональной легислатуры будут представлять интересы регионального центра, а районы лишатся своей парламентской опоры.

 

Список использованной литературы:

 

1. Зеркин Д.П.  Политология. – Ростов-на-Дону, 2005.

2. Лавриненко  Н.В. Политология. – М., 2005.

3. Панарин А.С., Василенко  И.А. Политология. – М., 2003.

4. Газета «Российская  газета» №274, 2007.

5. Газета «Российская  газета» №286, 2007.

6. Газета «Российская  газета» №49, 2008.

7. Газета «Советская Россия» №24, 2008.




Информация о работе Избирательная система