Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 03:51, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что Конституционно-правовая ответственность рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками последней, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером1. Хотя в настоящее время в законодательстве конституционно-правовая ответственность, в отличие от уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной, прямо не признается в качестве отдельного института, тем не менее ее существование за последние годы было обосновано как на теоретическом уровне2, так и в судебной практике в решениях Конституционного Суда РФ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….....3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………….…..5
1.1.Содержание конституционно-правовой ответственности в избирательном процессе……………………………………………..……..…5
1.2.Особенности и терминология конституционно-правовой ответственности в избирательном праве……………………………........…10
ГЛАВА 2. ФАКТОР ВИНЫ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……..…21
2.1. Виновная ответственность в избирательном процессе………..….21
2.2. Реализация конституционно-правовой ответственности в избирательном процессе……….…………………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….30
Что касается ярко выраженного
политического характера
Таким образом, если говорить
о политическом характере конституционно-
Индивидуальный и коллективный характер конституционно-правовой ответственности в избирательном праве также нельзя считать особенностью исключительно избирательного права. Коллективная ответственность имеет место не только в других отраслях права (например, трудовое право), но и в других подотраслях конституционного права (например, парламентское право).
Нарушение избирательных прав граждан как основание конституционно-правовой ответственности в качестве особенности данного института также можно подвергнуть сомнению. Так, посягательство на общественные отношения, охраняющие избирательные права граждан, является объектом преступления, предусмотренного ст. 141 Уголовного кодекса РФ11. Таким образом, разница данных оснований наступления ответственности заключается лишь в степени общественной опасности деяния и нарушение избирательных прав граждан не является уникальным основанием ответственности.
Возможность наступления конституционно-правовой ответственности при отсутствии вины нарушителя избирательных прав также нельзя признать особенностью исключительно избирательного права. Ответственность без вины возможна не только в других отраслях права (например, в гражданском), но и в других подотраслях конституционного права (например, в парламентском). Следовательно, наступление ответственности без вины нарушителя нельзя признать особенностью конституционно-правовой ответственности в избирательном праве.
Следующей особенностью М.С. Матейкович признает отсутствие регламентации в федеральном законе процессуального порядка применения к участникам избирательного процесса некоторых мер конституционно-правовой ответственности. Действительно, отсутствие регламентации порядка применения мер ответственности можно считать особенностью конституционно-правовой ответственности в избирательном праве. В качестве примера можно привести: отстранение члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе, удаление наблюдателей из помещения для голосования. Данная ситуация неприемлема и требует исправления. Отсутствие четкой регламентации порядка применения мер ответственности существенно нарушает права граждан и организаций, создает условия для произвола и приводит к "системе двойных стандартов". Ведь порядок применения мер ответственности можно безосновательно усложнить или упростить, тем самым позволяя некоторым лицам избежать ответственности или, наоборот, создать условия для необоснованного привлечения к ответственности.
Кроме того, на практике "система двойных стандартов" реализуется следующим образом: к одним гражданам и организациям меры ответственности применяются, а к другим нет. Одной из важнейших особенностей конституционно-правовой ответственности в избирательном праве является также ее комплексный характер. Эта особенность связана прежде всего с практикой закрепления норм о конституционно-правовой ответственности. Комплексный характер, представляя собой в общем связь, сочетание, соединение отдельных процессов в некое целое, здесь будет пониматься как включение норм и терминов различных отраслей права в положения избирательного права об ответственности. Практически всегда при анализе конституционно-правовой ответственности в избирательном праве рассматриваются вопросы, связанные с гражданско-правовой, уголовной, дисциплинарной и другими видами ответственности. Однако проблема взаимосвязи и влияния других отраслей на конституционно-правовую ответственность остается нерешенной при всей ее актуальности.
Особенностями конституционно-правовой ответственности в избирательном праве являются отсутствие регламентации в федеральном законе процессуального порядка применения к участникам избирательного процесса некоторых мер конституционно-правовой ответственности и ее комплексный характер. Тем не менее данных особенностей недостаточно для признания конституционно-правовой ответственности в избирательном праве самостоятельным видом ответственности.
Использование еще одного термина "ответственность по избирательному праву"12 также нельзя признать корректным, так как отношения, регулируемые избирательным правом, охраняются мерами не только конституционно-правовой, но и мерами других видов ответственности, в частности уголовной и административной.
Спор об использовании
термина "государственно-
С данной позицией трудно согласиться. Конституционно-правовая ответственность носит все-таки отраслевой характер, ведь деление юридической ответственности по видам основано прежде всего на отраслевом критерии (гражданско-правовая, уголовная и административная ответственность). Особый характер конституционно-правовой ответственности рождается из того положения, которое занимает конституционное право среди других отраслей права - оно, безусловно, занимает центральное, определяющее место. Это обусловлено тем, что его основным источником является Конституция, нормы которой являются исходными для всех отраслей права. Но это вовсе не означает, что конституционно-правовая ответственность носит надотраслевой характер.
В научной литературе
также встречается термин "избирательно-правовая
ответственность". Так, например, данный
термин использует Г.Д. Садовникова
в заглавии своей статьи "Избирательно-правовая
ответственность как вид
Употребление
термина "конституционная
Таким образом, с учетом того, что избирательное право - лишь одна из сфер применения конституционно-правовой ответственности, наряду с остальными подотраслями конституционного права, и, обретая определенные особенности в данной сфере, конституционно-правовая ответственность в избирательном праве не может сформировать дополнительный самостоятельный вид юридической ответственности, наиболее правильным является термин "конституционно-правовая ответственность в избирательном праве".
ГЛАВА 2. ФАКТОР ВИНЫ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Виновная ответственность в избирательном процессе
Принцип виновной
ответственности и
В различных
отраслях российского права существует
в достаточной степени