Инновационная деятельность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение инновационной деятельности РФ. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Исследовать современное состояние инновационной деятельности РФ;

2. Исследовать характеристики и особенности инноваций и инновационный процесс;

3. Проанализировать состояние инновационной деятельности РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Инновационная деятельность как фактор повышения рентабельности и улучшения конкурентоспособности РФ……………………………………..
7
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности………………………………………………………………….
7
1.2 Инновационная стратегия РФ…………………………………………..... 10
2 Анализ эффективности инновационной деятельности РФ……………… 17
2.1 Основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной деятельности……………………………………... 17
2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности РФ……... 20
2.2.1 Оценка текущего инновационного потенциала России……………… 20
2.2.2 Проблемы инновационного развития России………………………… 25
3 Совершенствование инновационной деятельности………………………. 28
3.1 Обзор инновационной деятельности Российской Федерации…………. 28
3.2 Регулирование инновационной деятельности РФ……………………… 30
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список использованных источников………………………………………... 35
Приложение А(Целевые индикаторы реализации стратегии)……………... 36

Вложенные файлы: 1 файл

1Глава.docx

— 88.94 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 - Как выступают инновации для предприятия 

Инновации Пояснение инновации
Продуктивные производство  нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новых  видов производства; созданный новый  продукт может привести к уменьшению спроса на прежний, что повлечёт за собой ликвидацию старых видов производства.
Рыночные открывающиеся новые сферы внедрения продукции  и тем расширяющие пространства рынка.
Процессорные применение  новых технологии, структур управления и организация ресурсосберегающего  метода производства, продукта или  услуги.
Потребительские направленные  на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых  в перспективе.
 

       По  инновационному потенциалу в зависимости  от предметного содержания и темпа  реализации новшества различают  следующие виды нововведений:

         
 
 

       

 

         
 
 
 

       Рисунок 1 - Виды нововведений

       В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа передачи услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса.

       В настоящее время единого подхода  к определению инновационной  деятельности нет, равно как и  не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в  которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной  деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей  широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов [4].

       Инновационный процесс – непрерывный процесс  развития РФ, который обеспечивает его выживание в рыночных условиях. Инновационная деятельность – это процесс направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты.

       Своеобразие современного этапа научно-технического прогресса в том, что ключевое значение для производства приобретают  не только прикладные исследования, но и фундаментальные науки. Это  объясняется рядом причин, в том  числе и экономическими. Во-первых, скорость появления новых изобретений  способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники  и технологии.

       Следующие за этим обесценение постоянного  капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому глубокая научная проработка природы используемых процессов, общих  принципов организации различных  видов материи становится условием для совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены новыми. Этот интерес к фундаментальной  стороне научных и технических  знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационные  формы инновационного процесса, способы  взаимодействия науки и производства. Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки.

       В целом ряде случаев они связаны  и обогащают друг друга. Но для  их комплексного использования также  необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей. В-третьих, современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности перед лицом более удачливого конкурента [5].

       Фундаментальная разработка должна дать “видение”  вариантности нововведения и ориентиры  для их оценки. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны. Значимость научных разработок ставит вопрос о формах сопряжения их с прикладными разработками и  производством. За последние 10-15 лет  в развитых странах отработан  ряд эффективных методов включения  науки, в том числе и фундаментальной, в общий поток развития общественного  производства.

       Инновационная деятельность – это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью  получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных  товарах и услугах. Важной характеристикой  этой деятельности является инновационная  активность – целенаправленная поддержка  высокой восприимчивости персонала  предприятия к нововведениям  посредством целенаправленных структур и методов управления.

       Сама  инновационная деятельность характеризуется  ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов  в экономике, увеличению размеров рынка  и удовлетворению существующих и  возникающих потребностей [6].  
 

       1.2 Инновационная стратегия  РФ 
 

       Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Стратегические инновации  носят упреждающий характер и  направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе. Значение выработки стратегии, позволяющей  фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно  велико. В условиях жесткой конкуренции  и быстроменяющейся ситуации на рынке  очень важно не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию.

       Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития  за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.

       Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала, Долгосрочного  научно-технологического прогноза и  должна стать ориентиром  для разработки концепций и программ социально-экономического развития России, отдельных секторов и регионов [7].

       Россия  ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической  роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным  способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную  социально-ориентированную модель развития.

       Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики  к 2020 году – занятие существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных  и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной  продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно-активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов).

       Мировой экономический кризис 2008-2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса  на инновации и обострил структурные  слабости российской инновационной  системы.

       Тем не менее, сложная экономическая  ситуация в краткосрочной перспективе  не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, скорее серьезно «повышается планка» для  темпов и качества экономического развития в 2013-2020 годах.

       Государственная власть пока в целом не инновационная, и при этом не достигла значимых успехов в создании «инновационного климата» в стране. Несмотря на значительный масштаб предпринятых в последние годы мер по поддержке инновационной активности, переломить сложившиеся негативные тенденции пока не удалось [8].

       Цель  Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития.

       Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более  взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится  в основной источник экономического роста через повышение производительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления и т.д. По оценкам, инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития, начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего, в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития. 

Таблица 2 - Этапы реализации стратегии 

Этапы Ключевые проблемы этапа
(2011-2013). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям. невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях компаний.
(2014-2020). характеризуется

повышением доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки.

за счет высвобождения финансовых ресурсов из поддержки бизнес - проектов будет существенно увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.
 
 

       Государство при реализации Стратегии будет исходить из следующих принципов: 

       - концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»;

       - тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

       - прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов;

       - ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;

       - стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения.

       Варианты  инновационной стратегии:

       Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития.

       Этот предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий. Национальная инновационная система распадается на ряд отдельных, преимущественно оборонных научно-технических анклавов, при этом в силу низкого спроса со стороны отечественного бизнеса и консервации уровня государственной поддержки происходит резкое сжатие сектора фундаментальной и прикладной науки. Результаты реализации такого варианта политики не соответствует целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе - и на проигрыш в конкуренции инноваций таким новым индустриальным странам, как Китай.

       Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности.

Информация о работе Инновационная деятельность Российской Федерации