Инновационная деятельность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение инновационной деятельности РФ. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Исследовать современное состояние инновационной деятельности РФ;

2. Исследовать характеристики и особенности инноваций и инновационный процесс;

3. Проанализировать состояние инновационной деятельности РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Инновационная деятельность как фактор повышения рентабельности и улучшения конкурентоспособности РФ……………………………………..
7
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности………………………………………………………………….
7
1.2 Инновационная стратегия РФ…………………………………………..... 10
2 Анализ эффективности инновационной деятельности РФ……………… 17
2.1 Основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной деятельности……………………………………... 17
2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности РФ……... 20
2.2.1 Оценка текущего инновационного потенциала России……………… 20
2.2.2 Проблемы инновационного развития России………………………… 25
3 Совершенствование инновационной деятельности………………………. 28
3.1 Обзор инновационной деятельности Российской Федерации…………. 28
3.2 Регулирование инновационной деятельности РФ……………………… 30
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список использованных источников………………………………………... 35
Приложение А(Целевые индикаторы реализации стратегии)……………... 36

Вложенные файлы: 1 файл

1Глава.docx

— 88.94 Кб (Скачать файл)

       Устанавливая  баланс в инновационной политике, России необходимо создать уполномоченных носителей изменений. Федеральное  правительство не может и не должно пытаться взять всю тяжесть груза  на себя; вместо этого необходимо дать другим возможность проявить инициативу при помощи соответствующих стимулов. В некоторых случаях для этого  потребуется значительное содействие накоплению потенциала, например, на региональном уровне, где у властей часто  не хватает необходимых возможностей, чтобы разрабатывать и внедрять целенаправленную инновационную политику.

       Лицам, разрабатывающим политику, также  необходимо иметь в виду альтернативные издержки, связанные с каким-либо вмешательством.

       Российская  инновационная политика также должна стремиться преследовать двойственные цели превосходства и соответствия. Слишком большой объем финансирования все еще распределяется без соответствующей  системы отчетности и оценки результатов, что приводит к излишним тратам. Необходимо использовать приоритизацию  и селективность, чтобы сконцентрировать государственные ресурсы, выделяемые на исследования и разработки, в  центрах, имеющих критическую массу  передового опыта в исследованиях.

       В последние годы были проведены некоторые  полезные реформы, но многое еще предстоит  сделать. Преображение инновационной  системы России не произойдет в одночасье. Многим инициативам понадобится  время, чтобы принести плоды, а дисбалансы переходного периода необходимо, где это возможно, компенсировать переходными мерами. В то же время  переходные меры не должны откладывать  в долгий ящик долгосрочные решения.

       Новая Стратегия инновационного развития России до 2020 года, подготовленная Министерством  экономического развития, признает этот риск и предусматривает два этапа  внедрения, чтобы избежать его. Это  потребует принятия смелых решений, однако в случае их успеха Россия получит  решающий козырь в освоении своего незаурядного инновационного потенциала. 
 

       3.2 Регулирование инновационной деятельности РФ 
 

       Государство осуществляет все виды регулирования  инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

       Высшая  форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной  политики, управление инновационной  деятельностью. Такая политика разрабатывается  на основе утверждения приоритетного  значения инновационной деятельности для современного общественного  развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия  для инновационной деятельности.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений;
  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;
  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами;
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;
  • расширение спроса на инновации;
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;
  • содействие модернизации техники;
  • развитие лизинга наукоемкой продукции;
  • активизация предпринимательства;
  • пресечение недобросовестной конкуренции;
  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;
  • развитие экспортного потенциала страны;
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;
  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

       Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры;
  • кадровая поддержка инновационной деятельности;
  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

       Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов;
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;
  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;
  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

       Нормативно-правовые факторы государственного регулирования  инновационной деятельности:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;
  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

       Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции  РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых  в соответствии с ними законов  и иных нормативных правовых актов  РФ и субъектов РФ, а также международных  договоров РФ, относящихся к инновационной  деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают  как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским  кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.    

       Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений  между субъектами инновационной  деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров.

       Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

  1. инновационных прогнозов;
  2. инновационных стратегий;
  3. инновационных программ;
  4. инновационных проектов;
  5. программ и проектов поддержки инновационной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

       Во  всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как  одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих странах выдвигаются на первый план уже не те отрасли, еще недавно определившие «лицо» экономики всех промышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий.

       Не  подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств – единственный способ поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента весьма непросто. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянном его изучении.

       В работе было подробно ознакомлено с понятиями «инновация» и «инновационная деятельность», разобраны классификационные признаки и виды инноваций. Также выявлены методологические подходы к оценке инновационного потенциала и основные проблемы развития инновационной деятельности в РФ нужно отметить, что основной проблемой реализации любой программы является ее ресурсное обеспечение. Безусловно, государственная финансовая поддержка программ необходима, без нее «саморазвитие» высоких технологий не имеет перспектив. В то же время необходимо использовать возможности финансирования программ развития наукоградов за счет внебюджетных инвестиций.

       Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране не способствует росту экономики страны. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками. 
Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства. Это — тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики является осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить устойчивое экономическое развитие России. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

       Список использованных источников 
 

       
  1. Постановление Правительства РФ от 24июля 1998г.№ 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы».
  2. Илышев А.М. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности. // Илышев А.М. / Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2009.
  3. Зотова Л., Еременко О. Инновации как объект государственного регулирования // Зотова Л. / Экономист. – 2004. - № 7.
  4. Иванов В.В. Проблемы формирования российской инновационной политики // Иванов В.В. / ЭКО. – 2010. - № 10.
  5. Дорофеев В.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов // В.Д. Дорофеев / Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 444с.
  6. Афанасьева Ю. Инновационное развитие: новая концепция монополии и конкуренции // Афанасьева Ю. / Мировая экономика и международные отношения. – 2009.- № 2.
  7. Шевченко И.В. Проблемы и перспективы инновационного пути развития России // Шевченко И.В. / Финансы и кредит. – 2009. - № 10.
  8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент // Фатхутдинов Р.А. / испр. и доп. – СПб.: Питер 2010 – 448с.
  9. http://www.eg-online.ru//document/law/95788.
  10. Голдяев Т.В. Понятие и классификация инновации // Голдяев Т.В. / Внешнеэкономический бюллетень. – 2010. - № 2.
  11. Закон «Об инновационной деятельности».
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 16.11.2009г. «Об инновационной деятельности Российской Федерации».
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности"
  14. На основе материалов доклада Министра экономического развития РФ Набиуллиной Э.С. «Россия-2020» от 15.10.2008г.
  15. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью.// Переходов В.Н. / – М.: ИНФРА-М, 2005.
  16. Бекетов Н. Государственная политика инноваций // Бекетов Н. / Экономист. – 2008. - № 9.
  17. Комков Н.И. Анализ и оценка перспектив перехода к инновационной экономике // Комиков Н.И. / Проблемы прогнозирования. – 2009. - № 6.

Информация о работе Инновационная деятельность Российской Федерации