Институт прав человека в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас в России не часто вспоминают основополагающий конституционный принцип, зафиксированный в ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». А поскольку практически не выполняется не только этот принцип, а и вопрос знания человеком - своих естественных, а гражданином - своих позитивных прав, остается открытым, я почувствовала необходимость в раскрытии именно этой темы.

Содержание

Введение
I глава. Понятия прав человека и института прав человека. Историческое развитие.
II глава. Современное содержание прав и свобод человека в России.
III глава. Конституционный контроль за соблюдением прав человека
IV глава. Основные нарушения прав человека и угрозы правам человека в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВОЕ.docx

— 43.08 Кб (Скачать файл)

5) право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). К жилищу относится любое помещение, занимаемое гражданином на законном основании в качестве постоянного или временного места его пребывания.

6) право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Определение национальной принадлежности - это волевой, сознательный акт, совершаемый лицом, достигшим дееспособного возраста, то есть 14 лет (ч.1 ст.26 Конституции РФ).

7) право на пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ) предполагает свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

8) право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Это сложное по составу право, которое состоит из нескольких самостоятельных прав: права на свободу передвижения; право на выбор места жительства; права свободно выезжать за пределы страны и свободно в нее возвращаться.

9) право на свободу совести и вероисповедания (ст.28 Конституции РФ). Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Политические права и свободы  граждан в отличие от личных могут  быть реализованы в обществе, в  объединении граждан друг с другом.. Политические права тесно связаны  с личными, поскольку последние  наполняют их конкретным содержанием, например свобода манифестации невозможна без права каждого отдельного гражданина на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п. В то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан.

К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и  свободы:

1) свобода слова (ст.29 Конституции РФ). Слово - частный способ выражения мыслей человека, оно может быть выражено в устной, письменной и стилистической форме.

До тех пор, пока слово не наносит  ущерба другому человеку, свобода  его выражения не требует правовых ограничений. Однако если слово оказывает  влияние на любого человека - это  уже воздействие, следовательно, речь в норме идет о выражении мнений и убеждений как способе воздействия  одного человека на другого.

2) право на объединение (ст.30 Конституции РФ) предполагает образование гражданином совместно с другими гражданами РФ любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной структуры и т.п.), либо вступление гражданина в уже существующую организацию, представляющую его интересы. При этом никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

3) право на манифестацию (ст.31 Конституции РФ). Под манифестациями законодатель понимает массовые, публичные мероприятия: собрания, митинги, демонстрации, уличные шествия и т.п. Содержанием данного права выступает его цель - воздействие на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его публичного выражения.

4) право на участие в управлении делами государства (ч.1 ст. 32 Конституции РФ). Это право может быть реализовано в двух формах: прямой (непосредственной) демократии и представительной. Прямая демократия предполагает личное воздействие граждан на государственный аппарат. В этом случае право включает в себя все политические права. Высшей формой непосредственной демократии является референдум (ч.3 ст. 33 Конституции РФ) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, результаты которого приобретают силу закона.

Представительная демократия предполагает выражение воли народа через выбираемых представителей, то есть через формирование представительных органов власти. Выражением представительной демократии является право избирать и быть избранным.

5) право на петиции (ст. 35 Конституции РФ). Содержание этого права сводится к тому, что граждане, направляя свои обращения в государственные органы, органы местного самоуправления тем самым могут участвовать в решении вопросов государственной и общественной жизни.

 Социально-экономические права и свободы, права граждан в области культуры - это определенная группа прав, в которой объединены права и свободы личности, регулирующие общественные отношения в социально-экономической и культурной сферах.

1) право быть собственником (ст.35, 36 Конституции РФ). - важнейшее социально-экономическое право. Наличие собственности делает человека независимым, а, значит, создает основу для духовной и политической независимости. Право собственности можно рассматривать как экономическую основу правового положения человека и гражданина в целом.

2) свобода труда (ст. 37 Конституции РФ). Труд - есть самостоятельная индивидуальная или коллективная деятельность людей, имеющая своей целью создание материальных или духовных ценностей. Само содержание труда право не регламентирует, оно регулирует лишь форму организации трудовых отношений. Конституция РФ закрепляет право на труд, право на свободу выбора труда при условиях его нормальной организации, наличия вознаграждения и защиты от безработицы. Принудительный труд запрещен (ч.2 ст.37 Конституции РФ).

Разновидностью права на труд является право на равный доступ к государственной  службе (ч.4 ст.32 Конституции РФ), которое в силу его особо значимого характера, отнесено в группу политических прав как право на участие в управлении делами государства и общества. Частным случаем права на труд также является право на занятие любым видом экономической деятельности, в том числе и предпринимательской (ст.34 Конституции РФ).

3) право на социальное обеспечение предполагает право отдельных категорий граждан на получение государственных пенсий, пособий и иных видов помощи в установленном законом порядке (ст.39 Конституции РФ).

Право на пенсию по любому основанию - это конституционное право и  оно не подлежит произвольному ограничению  даже через федеральный закон, поскольку  невозможно представить, чтобы какое-либо ограничение права соответствовало  основаниям, перечисленным в ч.3 ст.55 Конституции РФ. Этим правом обладают все граждане, в том числе и осужденные по приговору суда.

4) право на жилище (ст. 40 Конституции РФ). В данном случае под жилищем понимается благоустроенное помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан. При этом ч.2 ст. 40 Конституции РФ сконструирована как поощрительная норма. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. К сожалению, поощрительная норма не создает гарантий его реализации.

5) право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) тесно связано с правом на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), поскольку не обеспечение последнего сделает невозможным реализацию первого, так как от степени сохранности окружающей нас природной среды, его экологической чистоты в самую первую очередь зависит наше здоровье.

Для этих целей в РФ финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной  и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию (ч.2 ст.41 Конституции РФ).

6) право на образование (ст. 43 Конституции РФ).

7) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч.1 ст. 44 Конституции РФ).

Культурные права гарантируют  доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие  в культурной жизни и пользовании  учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой  человек не может полноценно осуществить  свои личные и политические права.

 Социальные и экономические  права призваны обеспечить человеку  достойный жизненный уровень,  право на труд и свободный  выбор работы, право на равную  оплату за равный труд, право  на социальное обеспечение, право  на защиту материнства и детства,  право на образование. Необходимый  перечень этих прав закреплен  в Международном пакте об экономических,  социальных и культурных правах, определяющем планку, ниже которой  цивилизованное государство не  должно опускаться.

Конституция РФ закрепила большое  число прав и свобод человека, причем определенная часть их неотчуждаема и принадлежит человеку от рождения. Однако это не означает, что лицо, реализуя свои права в определенной области, не несет никаких обязанностей, может делать все, что заблагорассудится. Об этом, в частности, сказано в ст.17 Конституции РФ, которая гласит: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Но вместе с тем, граждане, реализуя право на труд, обязаны соблюдать дисциплину труда, бережно относиться к материальным ценностям.

Можно сказать, что каждому праву  соответствует обязанность. И каждой обязанности соответствует определенное право. Истинная свобода человека неотделима от его ответственности перед  людьми, перед обществом, перед государством. В этом сущность единства прав и  обязанностей.

 

 

 

 

III глава. Конституционный контроль за соблюдением прав человека

 В современном мире, когда  проблема защиты прав человека  вышла далеко за пределы каждого  отдельного государства, возникла  необходимость в создании универсальных  международно-правовых стандартов, также являющихся основными правами  человека. Эти основные права  отражены в ряде важнейших  международно-правовых актов, установивших  общечеловеческие стандарты прав  и интересов личности, определивших  ту планку, ниже которой государство  не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека  перестали быть объектом только  внутренней компетенции государства,  а стали делом всего международного  сообщества.

 Принятие Международного Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1976 г.), внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. Согласно международному законодательству все лица, проживающие в государстве - участнике Пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными Пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Это обязывает все государства, присоединившиеся к Пактам, привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями Пактов. После присоединения к Пактам создается правовая ситуация, при которой международно-правовые акты приобретают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, имеет право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст.2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах).

 Государство издает систему  органов по защите прав человека, в основу которых должны быть  положены определенные принципы. В систему органов, защищающих  права и свободы человека, входят  судебные и административные  органы, парламентские и президентские  структуры, а также устанавливаются  конкретные юридические механизмы  и процедуры такой защиты.

Наиболее эффективным институтом судебной защиты прав человека в современном  демократическом государстве и  обществе, является конституционное  правосудие. Оно осуществляется специализированными  конституционными судами или компетентными  органами, наделенными полномочиями осуществлять конституционный контроль и обеспечивать своей деятельностью  верховенство конституции и приоритет  прав и свобод человека.

 Функция защиты прав и  свобод осуществляется органами  конституционной юрисдикции путем  использования трех основных  форм деятельности: посредством  абстрактного, конкретного и индивидуального  контроля за соответствием конституции и закрепленным в ней правам и свободам человека и гражданина, законов и иных нормативных актов, а также судебных и административных решений.

 Абстрактный контроль предусматривает  возможность подачи запроса в  Конституционный суд о конституционности  принятых законов и других  нормативных актов, независимо  от их применения в конкретных  правоотношениях. Цель этого вида  контроля - соблюдение законодателем  конституции и ее положений, регулирующих права и свободы человека в процессе принятия нормативно-правовых актов. Правом такого запроса наделяются обычно высшие органы исполнительной власти в лице президента, премьер-министра, группы депутатов парламента, органы исполнительной власти субъектов федерации и автономных государственных образований, что отражает принцип разделения властей.

В порядке абстрактного контроля за конституционностью законов конституционный суд устраняет возможные нарушения законодателем прав и свобод человека.

 Конкретный контроль, иногда именуемый инцидентным, предусматривает, что вопрос о конституционности подлежащего применению закона ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством. Наиболее широко этот вид контроля используется в странах с децентрализованной системой конституционного контроля, где все суды правомочны сами решать вопрос о конституционности применяемой ими нормы права. Централизованная система исходит из того, что суды общей юрисдикции не осуществляют контроль за соответствием нормативно-юридических актов конституции. Здесь общие суды могут только ставить вопрос о конституционности нормативных актов перед конституционным судом в виде запроса в связи с рассмотрением конкретного судебного дела и лишь в этих пределах обеспечивать соответствие закона конституции (Италия, Австрия, Германия и др.).

Информация о работе Институт прав человека в современном обществе