Институт прав человека в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас в России не часто вспоминают основополагающий конституционный принцип, зафиксированный в ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». А поскольку практически не выполняется не только этот принцип, а и вопрос знания человеком - своих естественных, а гражданином - своих позитивных прав, остается открытым, я почувствовала необходимость в раскрытии именно этой темы.

Содержание

Введение
I глава. Понятия прав человека и института прав человека. Историческое развитие.
II глава. Современное содержание прав и свобод человека в России.
III глава. Конституционный контроль за соблюдением прав человека
IV глава. Основные нарушения прав человека и угрозы правам человека в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВОЕ.docx

— 43.08 Кб (Скачать файл)

 Конституционный контроль осуществляется  и в форме индивидуальной или  коллективной жалобы, которая предусматривает  наделение индивида - субъекта прав  и свобод человека, а также  различных объединений граждан,  юридических лиц, правом подавать  в конституционный суд жалобы  о нарушении их прав и свобод  законами, нормативными актами, судебными  решениями. Конституционная жалоба  выступает как важное правовое  средство защиты индивида от  произвола государства.

 

 

IV глава. Основные нарушения прав человека и угрозы правам человека в России

Указанный ниже неполный перечень нарушений  и упущений в сфере прав человека в России является не только проблемой  государства (хотя политически это  именно так), это и проблема общества в целом, проблема нашей истории  и наших традиций, проблема нашего повседневного отношения друг к  другу.

1. Правоохранительные органы 

Точнее сказать, угрозой правам человека является правозащитная несостоятельность  правоохранительных органов, печально известных как «силовые». Милиция, прокуратура, суды оказались сегодня  не в состоянии защитить основную массу населения от наиболее распространенных посягательств на права человека. Более того, правоохранительные органы сами становятся все более опасным  для населения источником нарушений  гражданских прав.

Применение незаконных методов  дознания и следствия - сегодня обыденность. Избиения задержанных, пытки подследственных - общеизвестный, но, благодаря корпоративной  солидарности правоохранительных органов, трудно доказуемый факт.

2. Закрытые учреждения 

Наиболее серьезные нарушения  прав человека происходят в государственных  и муниципальных учреждениях, которые  в той или иной степени ограничивают свободу граждан. Причем этими наиболее опасными для прав человека объектами  являются не только традиционно упоминаемые  места принудительного содержания граждан (тюрьмы, армейские казармы  и психиатрические больницы), но и детские дома, интернаты для  инвалидов и престарелых, всевозможные муниципальные приюты для дезадаптированных граждан, а также медицинские стационары: клиники, больницы, госпитали. Одним словом, любые государственные или муниципальные учреждения, в которых человек вынужден какое-то время жить, но при этом он отделен от мира проходной, его связи с внешней жизнью ограничены не им самим, а режимом, а его собственное благополучие полностью или частично зависит от воли администрации и персонала учреждения.

Наиболее очевидными, значимыми  и тяжело переживаемыми большинством граждан являются нарушения социально-экономических  прав, призванных гарантировать достойный  для человека уровень жизни. По всем опросам общественного мнения, по опыту правозащитных организаций  наибольшую обеспокоенность граждан  вызывают нарушения прав в сфере  труда, занятости, социального обеспечения (невыплата зарплаты, незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсий, пособий и т.п.).

Наиболее запущенная государством сфера прав человека - это права, определяющие качество жизни: право  на образование и медицинское  обслуживание.

Казалось бы, решенная в России проблема свободы совести сегодня  приобретает новое звучание. Становясь  модным, формально-обрядовым, православие  постепенно превращается в государственную  религию. Бюджетные деньги вкладываются в строительство православных храмов и проведение религиозных праздников.

В соответствии с Конституцией, одной  из гарантий свободы совести является право на альтернативную гражданскую  службу для тех граждан, которые  по убеждениям не могут служить в  армии. Однако в большинстве субъектов  Федерации это право остается фикцией.

 

3. Несвобода информации 

Постоянным испытаниям в России подвергается свобода слова. Не являясь прибыльным бизнесом  большинство СМИ вынуждены продавать себя не за деньги потребителям и рекламодателям, а за политические услуги спонсорам.

В стране отсутствует свободный  оборот информации, прежде всего той, что контролируется государственными и муниципальными органами. Власть на всех уровнях заняла круговую информационную оборону. Чиновники понимают, что  информированный гражданин - хороший  гражданин, а хороший гражданин - плохой подданный. Ситуация настолько  остра, что впору вводить новое  право человека - право на справку.

Нарушение права на получение информации может показаться не очень серьезным  нарушением прав человека. Но именно полноценная  реализация этого права обеспечивает соблюдение и защиту всех остальных  прав, да и просто делает жизнь цивилизованной. Но именно это право наиболее часто  и массово нарушается в России.

Несмотря на наличие в российском законодательстве норм, запрещающих  ограничение права граждан на свободу передвижения и торжество  свободы выезда за рубеж, у части россиян остаются серьезные проблемы со свободой передвижения внутри страны.

Связано это с тем, что реализация многих социальных прав граждан производится соответствующими органами и организациями, как правило, по месту жительства, т.е. регистрации. Тесно привязано  к «официальному» месту жительства предоставление медицинской помощи и оплата ее государством.

Почти ежедневно на бытовом уровне большинство граждан сталкиваются с затруднениями или невозможностью получить ту или иную справку в  домоуправлении или органе социальной защиты, ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить копии документов, непосредственно  затрагивающих их права и законные интересы.

4. Диктатура ведомственного права 

Реальную жизнь россиян «нормируют»  не законы, принятые публично в рамках демократических процедур специально избранными для этого народными  представителями - депутатами. Реальные «правила игры» в России устанавливают  так называемые «подзаконные акты»: всевозможные инструкции, постановления, указы и приказы, созданные кулуарно в неподотчетных гражданам ведомствах. Это, конечно, естественно для страны, в которой традиционно реальная власть принадлежит не политикам, а  чиновникам. Но очень неестественно  и вредно для прав человека.

Права человека в России нарушаются не горсткой коррумпированных чиновников и безнравственных политиков. Государство  позволяет себе не замечать гражданина с его правами, потому что пренебрежение  достоинством и свободой личности является в России естественной и допустимой прерогативой любого, кто в силу тех или иных обстоятельств, в  тот или иной момент обладает доминирующим статусом. Учитель естественным образом, не отдавая себе отчета, подавляет свободу и достоинство ученика, врач - пациента, контролер - пассажира, продавец - покупателя, чиновник - пришедшего за помощью гражданина и т.д. и т.п.

Это не означает, что у прав человека в России ничего не получится, это  лишь означает, что укоренение прав человека в России потребует гораздо больших усилий, чем предполагалось.

 

 

 

 

 

Заключение

Современная ситуация с правами  человека в России представляет собой  причудливую смесь из очевидных  достижений, особенно в сравнении  с советским периодом, и явных  патологий с точки зрения общепринятых международных норм. Соблюдение одних  прав имеет в основном позитивную динамику: степень их защищенности медленно, но верно повышается; другие переживают явный регресс; степень  защищенности третьих так и застыла  на уровне перестроечного прорыва. Очень  трудно в рамках привычного понимания  «спеха – неуспеха» оценить пятнадцатилетний опыт освоения прав человека российским народом и государством.

С одной стороны:

Рассуждения о правах человека заняли прочное место в российской политической риторике.

Всеобщая декларация прав человека полностью вошла в российскую Конституцию.

Подписаны и ратифицированы Россией  многие международные конвенции  в области прав человека, в том  числе Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод, и Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания.

Федеральное Собрание приняло вполне соответствующие европейским стандартам Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы.

Российские граждане имеют возможность  обращаться за защитой в Европейский  суд по правам человека.

С другой стороны, несмотря на перечисленные  политические успехи прав человека в  России, реальная жизнь большинства  граждан по-прежнему представляет собой  сплошную череду больших и малых  покушений на их свободу и человеческое достоинство. Созданная в ходе реформ государственная система гарантий соблюдения прав человека пока малоэффективна, а зачастую и просто беспомощна. Права человека в России даже не нарушают, их просто не замечают.

Главное в решении проблемы защиты прав человека на данный момент - не только теоретическая разработка и закрепление  прав и свобод, а создание необходимых  условий, гарантий и механизмов для  их реализации. Важно также устранить  прямые нарушения прав, причины их порождающие; поставить силу закона на пути злоупотреблений и произвола  в отношении граждан; упрочить их защиту, ее организационное обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Конституция РФ 12.12.93г. принята  всенародным голосованием // Российская  газета №237, декабрь 1993.

2. Аверкиев И.В. Как выглядят права человека в России и в мире?// Альманах «Будущее прав человека в России». Выпуск № 1 стр. 2-3. http://www.pgpalata.ru/reshr/alm/01-06.shtml.

3. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005, с.191-192.

4. Дмитриев Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. - М., 2005, с.15.

5. Всеобщая декларация прав человека (офиц.текст), Москва, 1996 год

6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2005, с.253.

7. Мартышкин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы //Государство и право. 1994, №10, с.36.

8. Мицкевич А.В. Основы права, - М. НОРМА-ИНФРА, 2005, с. 92-94.

9. Пономарев Л. Горячая линия. За права человека в России. 14 февраля – 2 марта 2009 г.//Ежедневный журнал от 06.03.2009 г.

10. Послание Президента РФ за 2007, 2008 гг.

11. По материалам МИД РФ от 7 февраля 2009 года. О правах человека в России. http://www.micetour.ru/novosti/migration_news/82-o-pravakh-cheloveka-v-rossii.html.

12. Ситуация с правами человека в России ухудшается с каждым годом//Право. ру от 23.07.2008. http://www.pravo.ru/news/view/1080/.


Информация о работе Институт прав человека в современном обществе