Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 09:36, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что преступность становиться все более организованной, опасной и глобальной, поэтому эффективно бороться с ней без такой универсальной организации, как Интерпол, невозможно. А тот факт, что Интерпол является одной из крупнейших международных организаций, ежегодно пополняющей свои ряды, как нельзя более наглядно свидетельствует в пользу его эффективности и значимости для международного сообщества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРПОЛА……………………………….........................5
1.1. История возникновения и развития Интерпола…………………..5
1.2. Основные цели и структура Интерпола…………………………...7
1.3. Основные направления деятельности Интерпола………………..13
ГЛАВА 2. ИНТЕПОЛ, КАК ОСНОВА В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ………………………………………………..23
1.1. Практическое осуществление международного сотрудничества в рамках Интерпола………………………………………………….23
1.2. Российская Федерация и Интерпол: приоритеты деятельности и сотрудничества……………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
И, в-четвертых, международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п. Рассмотрим кратко деятельность Интерпола на примере розыска похищенных произведений искусства. Эта работа строится на тесном сотрудничестве не только с государствами-членами организации, но и с Международным советом музеев и ЮНЕСКО - инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.) и Конвенции об охране всемирного, культурного и природного наследия (1972 г.). При этом государства взяли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства, выявлять факты их купли - продажи, а на таможнях требовать специальные разрешения на их вывоз в другие страны. Интерпол принимает участие в организации их розыска, а также на конференциях, семинарах, совещаниях, проводимых международными организациями по вопросам борьбы с хищениями и контрабандой произведений искусства.
Для облегчения розыска похищенного Интерпол рекомендует странам-участницам организации провести полный учет и составить каталоги произведений искусства и других художественных ценностей с их фотографиями, (это затруднит продажу и вывоз похищенного за границу), ужесточить условия купли-продажи и ввести сертификаты на покупку картин и других произведений искусства. Генеральный секретариат ведет учет всех хищений таких ценностей (классифицирует их «модус операнди»), лиц, принимавших участие в совершении таких преступлений, и объявляет международный розыск похищенного. Для эффективности розыска Интерпол издает специальные бюллетени, где изложены перечень разыскиваемых произведений и их фотографии, которые рассылаются в страны-участницы. НЦБ по рекомендации Интерпол организует наблюдение за лицами, занимающимися приобретением и продажей объектов розыска. Организуются специальные службы по розыску произведений искусства в структуре полицейских и таможенных служб, а также составляются картотеки похищенных ценностей. На их основе Интерпол ведет фотокартотеку украденных и разыскиваемых в странах произведений живописи, скульптуры, уникальных ювелирных изделий, а также предметов, имеющих большую художественную или историческую ценность. Все сведения о хищениях и похищенном введены в ЭВМ в штаб-квартире Интерпола в Лионе.
Имея такой запас фактических сведений, специалисты могут прогнозировать маршруты перемещения похищенного, места сокрытия, купли-продажи, государственные или частные коллекции, в которые могут попасть эти ценности. Классическим примером организации розыска похищенного в рамках Интерпола служит дело о краже семи ценнейших картин Рафаэля и других авторов из выставочных залов Национального музея изобразительных искусств г. Будапешта, стоимость которых составила около 35 млн. долларов. Раскрытие этого «преступления века» и розыск похищенных картин заняли в конце 1983 г. 81 день. За это время только венгерское НЦБ Интерпола направило в разные страны 286 телексных сообщений, провело 104 телефонных разговора о поручениях и запросах НЦБ других стран, получило и отправило не менее 650 различных документов по линии Интерпола. В результате успешных оперативно-розыскных мероприятий на территории Венгрии, Италии и других стран была задержана и обезврежена группа расхитителей. Похищенные картины были изъяты в Греции и Венгрии. По этому поводу выпущен специальный почтовый блок с репродукцией похищенных картин, которые возвращены в музей и заняли свое достойное место.
Деятельность Интерпола ограничивается регистрацией преступников и международным розыском. Устав наделяет Генеральный секретариат Интерпола полномочиями технического и информационного центра всей организации. В основе этой деятельности лежит сбор информации по вопросам борьбы с уголовной преступностью, ее обобщение, обработка и распространение с помощью технических средств и публикаций в печати.
После терактов 11 сентября в штаб-квартире Интерпола в Лионе был создан командно-координационный центр, который с тех пор занимается сбором сведений о террористических организациях и группах. Генеральный секретариат Интерпола разрабатывает ряд аналитических программ, нацеленных на выявление террористов и информирование правоохранительных органов других стран как о самих фигурантах, так и об их деятельности. Были созданы и постоянно обновляются списки международных террористов и террористических групп. При Ноубле стала создаваться база образцов краденых и поддельных паспортов и других документов, которыми охотно пользуются террористы. Как ни странно, раньше ее в Интерполе не было. Адаптация Интерпола к нынешним условиям идет достаточно сложно. Основная тяжесть этой работы лежит на плечах Генерального секретаря Рональда Ноубла. До его вступления в должность Интерпол работал как банк – с девяти утра до пяти вечера пять дней в неделю. Получить информацию в субботу или воскресенье было невозможно. Все сотрудники отдыхали. Ночью – та же картина. Шокированный Ноубл настоял на создании и внедрении системы 1-24/7. С 2002 года штаб-квартира функционирует круглосуточно. Работают постоянно обновляемые, защищенные от доступа посторонних вебсайты, где можно получить всю необходимую информацию.
Ноубл разрешил сотрудникам пользоваться электронной почтой для рассылки информации. Прежние руководители экономили на этом. Теперь же в течение двадцати четырех часов информация переводится на принятые в Интерполе языки (английский, французский, испанский, арабский) и рассылается по всему миру.
Ранее ее подготовка и рассылка занимала месяцы. Тем не менее, в восьмидесяти странах НЦБ не имеют необходимого оборудования и вынуждены пользоваться обычной или экспресс-почтой. Бедные страны не могут платить взносы в бюджет Интерпола и, таким образом, лишаются многих привилегий и преимуществ. Это сказывается на деятельности организации в целом. Ноубл призывает богатые страны не скупиться и помогать бедным – закупать для их НЦБ компьютеры и другое оборудование. «Лучше купить телефон бедному соседу, чтобы он вызвал полицию, когда будут грабить ваш дом», - говорит Ноубл. Есть проблемы и чисто политического свойства. Например, многие американцы убеждены, что демократической стране не место в организации, в которую входят представители «оси зла» – Иран, Ливия или Куба. При этом мало кто знает, что впервые «бюллетень с красным углом» (международный ордер на арест) в отношении Осамы бен Ладена был выдан отнюдь не Соединенными Штатами, а Ливией. Она сделала это в 1998 году. Бен Ладен был объявлен ливийскими властями в международный розыск за убийство двух граждан Германии. По слухам, сотрудники Интерпола принимали участие в операции по поимке знаменитого террориста Ильича Рамиреса Санчеса по прозвищу «Шакал». В 1994 году Шакал был арестован в Судане и передан Франции. Сейчас он отбывает пожизненное заключение. Интерпол не опровергает и не подтверждает эту информацию. Руководство Интерпола мечтает о тех временах, когда любой офицер полиции или таможенник будет иметь моментальный доступ в его базу данных и сможет сразу получать информацию о подозреваемых. В аэропорту. На границе. Везде. «Мы имеем дело с людьми, которых границы не останавливают, - говорит Рональд Ноубл. – Без сотрудничества мы не сможем победить. Чем раньше это поймут все, тем лучше».
Сотрудники Интерпола не выполняют сугубо полицейских функций. Они подразделяются на две категории: офицерский корпус от лейтенанта до майора, (выполнит оперативно-аналитические функции при обработке поступающей информации о преступлениях, и исполнит просьбы о предоставлении информации из своих картотек) и обслуживающий персонал - секретари, машинистки, телефонистки, операторы картотек, фотографы, переводчики, библиотечные работники и др.
Главная задача всех этих «канцелярских работников» - обеспечить сотрудничество ведомств уголовной полиции различных стран, снабдить их необходимой информацией в целях своевременного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
ГЛАВА 2. ИНТЕПОЛ, КАК ОСНОВА В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ.
2.1. Практическое осуществление международного сотрудничества в рамках Интерпола.
Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств, наделенных правом помечать свои документы грифом «Интерпол», поступают к руководителю НЦБ данной страны, а не в Министерство иностранных дел или другое государственное ведомство. Руководитель НЦБ без промедления, в приказном порядке поручает подчиненным ему службам или должностным лицам к установленному сроку исполнить запрос. Этим достигается оперативность и высокая эффективность в деятельности НЦБ и всего Интерпола.
В «Доктрине НЦБ», принятой на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 1965 г., отмечено и другое направление деятельности: НЦБ как представитель Интерпола в государстве должно добиваться активного участия национальной полицейской службы в делах Интерпола, информировать свой личный состав о преимуществах пребывания в этой организации, разъяснять условия и принципы международной полицейской кооперации в его системе. При этом НЦБ должны стать центром пропаганды политики Интерпола, инициаторами и проводниками претворения в жизнь всех решений его Генеральной Ассамблеи.
Советникам поручается научная разработка отдельных вопросов (ст. 34 Устава). В перечень таких вопросов входят проблемы борьбы с незаконным распространением наркотических и психотропных средств, преступность несовершеннолетних, идентификация и розыск огнестрельного оружия, применение электронно-вычислительной техники в полицейской работе, передача изображений отпечатков пальцев с помощью средств связи и т.п. Генеральный секретарь вправе приглашать специалистов из числа ученых и практиков, хорошо зарекомендовавших себя в определенной области знаний, работы или ремесла. В случае согласия такого лица провести конкретное научное исследование специалист решением Генеральной Ассамблеи назначается на должность консультанта сроком на три года. Досрочное отстранение консультантов от должности может производиться только по решению Генеральной Ассамблеи.
Свои исследования
и другие функции консультанты-советники
могут исполнять как в штаб-
Отношения с другими международными организациями
Организация Объединенных Наций:
Интерпол всегда работал близко с Организацией Объединенных Наций по международным экономическим и социальным вопросам, особенно с Центром Прав Человека и Предотвращения Преступления и отделения Уголовного Правосудия. Это сотрудничество, которое развилось устойчиво за эти годы, было формально признано в 1971 с подписью «Специальная Договоренность» между Экономическим и Социальным Советом организации Объединенных Наций и Интерполом. Как окончательное политическое признание важной роли, Интерпол был удостоен в 1996 статуса «Постоянного Наблюдателя» в Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
Другой орган Организации Объединенных Наций Международная Программа Контроля за Наркотиками - делится информацией с Подразделением Наркотиков Генерального Секретариата и участвует в программах Генерального секретариата по обучению сотрудничеству.
Специализированные агентства Организации Объединенных Наций и связанные учреждения:
Интерпол сотрудничает главным образом со следующими организациями:
• Международной Организацией Гражданской Авиации (ICAO), по обеспечению безопасности воздушного транспорта и по предотвращении и борьбе с незаконным вмешательством в международную гражданскую авиацию;
• Международным Союзом Телекоммуникации (ITU), по вопросам, связанными с сетью телекоммуникаций Интерпола;
• ЮНЕСКО, по защите национальной культурной собственности и предотвращения кражи произведения искусства4;
• Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности (WIPO), в связи с нарушениями прав интеллектуальной собственности и авторского права;
• Всемирной Организацией Здравоохранения (WHO)5, по вопросам, касающихся злоупотребления психотропными веществами.
Другие межправительственные организации:
• Всемирная Таможенная Организация: Интерпол поддерживает контакт с этой организацией, чтобы гарантировать, что полицейские и таможенные офицеры могут работать вместе в сферах, где такое сотрудничество необходимо, например, по борьбе с незаконным движением наркотиков;
• Совет Европы: соглашение было подписано двумя организациями в 1959, с тех пор, когда Интерпол сотрудничал по вопросам преступности и по подготовке Европейских конвенций по борьбе с преступностью. Фактически, многие из Европейских соглашений, заключенных под эгидой Совета Европы содержат условия, содержащие, что Стороны-Государства могут использовать каналы Интерпола, чтобы ускорить отправление судебных документов;
Информация о работе Интерпол в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью