Исполнительная власть в структуре государственной власти
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 16:51, реферат
Краткое описание
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа. Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах
Автономная некоммерческая
образовательная организация высшего
образования Центросоюза Российской Федерации
«Российский университет кооперации»
Реферат по дисциплине: Теория
государственного управления
Тема:
«Исполнительная власть в структуре
государственной власти»
Выполнила студентка 2 курса
Факультета ПиТД
группы Таможенного дела
Семёнова В.С.
Научный руководитель:
Габдулин С.С.
Москва, 2014г.
Введение
В России формируется правовое
государство, которое должно представлять
собой систему органов и институтов, обеспечивающих
нормальное функционирование гражданского
общества на основе права, защиту прав
и свобод каждого гражданина, подъем экономики
и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной
власти юридически закрепляются в Конституции
и конституционных законах. Государственная
власть опирается на законодательство,
государственный аппарат, материальные
ресурсы, денежные средства, механизмы
убеждения и принуждения. При этом она
должна быть носительницей определенной
идеи, иметь нравственное оправдание,
обладать легитимностью, то есть общественным
признанием.
Согласно ст. 10 и 11 Конституции,
государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе принципа
разделения властей -- на законодательную,
исполнительную и судебную, а также разграничения
предметов ведения и полномочий между
Российской Федерацией и органами государственной
власти ее субъектов.
Функциями органов законодательной
власти являются: законодательная, то
есть подготовка и принятие законов, и
контрольная -- в отношении органов исполнительной
власти в тех пределах, которые установлены
Конституцией (ст. 101, 103, 114).
Органы судебной власти призваны
в соответствии со ст. 118 Конституции рассматривать
конституционные, уголовные, гражданские
и административные дела. Кроме того, судебная
власть осуществляет контроль за законностью
в деятельности органов исполнительной
власти и их должностных лиц, представителей
власти. Порядок реализации этой функции
определен рядом законов.
Что же касается исполнительной
власти, то
на эту ветвь государственной власти возложена
организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная
деятельность, осуществляемая определенными
органами государства и должностными
лицами на основе и во исполнение законов
с целью обеспечения повседневного (текущего)
функционирования государства и его аппарата. Полномочия
и возможности осуществления исполнительной
власти предоставлены Правительству,
федеральным министерствам и иным федеральным
органам исполнительной власти, органам
исполнительной власти субъектов Федерации
и ряду определенных должностных лиц.
Деятельность указанных органов
по руководству хозяйственным, социально-культурным
и административно-политическим строительством
ранее называлась государственным управлением.
После юридического закрепления
разделения государственной власти на
три ветви - законодательную, исполнительную
и судебную - вместо понятия «государственное
управление» употребляется понятие «исполнительная
власть». Вместе с тем в законодательстве
федеральные органы исполнительной власти
и органы исполнительной власти субъектов
Федерации называются также органами,
осуществляющими государственное управление.
Хотя понятия эти близки, поскольку исполнительная
власть реализуется в виде государственного
управления, однако следует учитывать,
что понятие «государственное управление»--
более широкое по сравнению с понятием
«исполнительная власть», так как некоторые
управленческие функции наряду со своей
главной функцией выполняют и другие органы
государственной власти. Так, органы судебной
власти наряду с осуществлением правосудия
-- своей главной функцией -- одновременно
при рассмотрении конкретных дел осуществляют
контроль за законностью актов органов
исполнительной власти и внутреннее управление:
руководят деятельностью аппаратов судов
и других судебных работников.
Учитывая выше изложенное, задачами
настоящей контрольной работы являются:
определение понятия и особенностей
исполнительной власти как самостоятельной
ветви единой государственной власти;
определение содержания деятельности
(функций) исполнительной власти;
исследование организационной
структуры исполнительной власти;
определение принципов деятельности
исполнительной власти.
Контрольная работа написана
на основе положений Конституции Российской
Федерации 1993 г., и действующего российского
законодательства, в т.ч. Указа Президента
РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных
органов исполнительной власти», Указа
Президента РФ от 06.09.1996 г. «Вопросы федеральных
органов исполнительной власти».
1. Основные признаки и
понятие исполнительной власти
Государственную административную
власть можно трактовать в двух основных
аспектах:
* в юридическом, понимая под
ней право и возможность официальных руководителей
управлять кем-либо, подчинять своей воле
других людей, издавать властные акты;
* в политологическом, когда
данное понятие охватывает комплекс
политико-правовых явлений и прежде
всего публичную администрацию,
компетенцию ее органов и служащих,
ее деятельность.
Публичная власть появилась
с возникновением государства. Уже в первобытном
обществе она проявлялась в виде власти
вожака и его помощников над первобытным
стадом, основанием которой является физическая
сила и мужество; власть старейшин над
членами рода (племени), покоящаяся на
моральном авторитете и традициях.
Свою полноту публичная власть
приобретает в государстве, где она опирается
на вооруженные отряды, чиновничий аппарат,
налоги. На высшем уровне она концентрировалась
в руках монархов и была единственной
государственной властью, которая одновременно
законодательствовала, управляла, судила.
Резкое увеличение объема управленческой
деятельности связано с возникновением
государства, увеличением количества
управляемых, размеров подчиненных территорий,
ростом разделения труда и другими факторами
развития человеческого общества. Высшей
власти (магистру, султану, императору,
народному вече) потребовались министры,
визири и другие служилые люди -- администраторы,
чтобы они выполняли волю высшей власти.
Министр, губернатор и другие администраторы
-- это люди, которые служат высшей государственной
власти, претворяют ее решения в жизнь.
А для этого они наделяются властью, которая
называется административной, то есть
властью, находящейся в подчинении высшей
власти. Нетрудно увидеть различия между
властью монарха, магистра («великого
магистра ордена») и министров его, наделенных
им же властью, слуг. Высшее руководство
опирается на своих администраторов, на
администрацию.
Французский ученый Р. Драго
дает такое определение администрации:
«Администрация -- совокупность людских
и материальных средств, призванных обеспечивать
под руководством политической власти
исполнение и применение законов…Цели
администрации никогда не бывают первичны,
они всегда вторичны и состоят в выполнении
заданий, порученных ей основополагающими
государственными органами».
Главные цели исполнительной
власти:
1) обеспечение безопасности
граждан, общества, государства
2) создание условий, способствующих
благополучию граждан, общества, государства,
развитию экономики страны;
3) создание условий для
реализации гражданами и организациями
их прав и свобод, для свободной
политической, экономической, социальной,
духовной жизни людей.
Государственная администрация
сама обеспечивает безопасность страны
и ее жителей, осуществляет защиту слабых,
создает систему административной опеки.
И она же создает условия для того, чтобы
механизмы саморегуляции действовали
во всех сферах общественной жизни.
Исполнительная власть -- инструмент
защиты и обеспечения интересов гражданского
общества и его отдельных членов. Общество,
создавая государственную администрацию,
оплачивая ее содержание, выполняя ее
требования, ожидает, что деятельность
этого инструмента будет эффективной,
т. е. поставленные цели будут достигнуты
в оптимальные сроки и с наименьшими затратами.
Чтобы быть эффективной, государственная
администрация должна действовать целесообразно,
рационально используя свои полномочия
и ресурсы. И в то же время она должна строго
соблюдать закон. Целесообразность в рамках
закона, законная целесообразность -- основной
принцип административной деятельности.
И чем последовательнее он осуществляется,
тем она эффективнее. Специфика целей
и принципов -- одна из существенных особенностей
исполнительной власти.
Структура сферы
деятельности исполнительной власти:
Носителем исполнительной власти
служит аппарат государственного управления,
который имеет свою структуру, о чем речь
пойдет далее. Сфера же деятельности аппарата
управления выходит далеко за его пределы,
на основе этой деятельности складываются
определенные группы отношений по управлению:
отношение исполнительной власти
с гражданином как в отдельности, так и
всеми гражданами, то есть с гражданским
обществом;
отношения исполнительной власти
с многочисленными и разнообразными объединениями
граждан - с политическими партиями, общественными
организациями и т.д., в которые вступают
граждане с целью своего участия в политической,
общественной жизни, общения с коллегами
по профессии, развития различных инициатив
и т.д., что составляет одно из условий
упрочения и развития гражданского общества;
отношения исполнительной власти
-- в хозяйстве, социальной сфере, правоохранительной
сфере, области внешних сношений и интересов.
Все эти сферы так или иначе организационно
оформлены и выражены -- имеются органы
управления государственным имуществом,
государственными предприятиями и учреждениями,
органы управления в социальной сфере
-- образованием, наукой, культурой, здравоохранением
и др., а также в иных названных выше сферах
-- министерства и ведомства внутренних
дел, иностранных дел, безопасности, обороны,
внешнеэкономических сношений и др.;
отношения исполнительной власти
непосредственно с предприятиями, учреждениями
и иными организациями, не имеющими таких
статусов, отношения с трудовыми коллективами
этих образований.
Признаки исполнительной
власти:
1. Первый признак административной
власти -- ее вторичность, ее подчиненное
положение, зависимость от высшей власти.
2. Второй признак -- ее организующий
характер. Она необходима для налаживания
сложной сети общественных связей в экономической,
социально-культурной, административно-политической
сферах, в созидательной и охранительной
деятельности. В ней сосредоточена вся
реальная практическая работа по осуществлению
законов, актов высшего руководства. Она
переводит политические проблемы в организационные.
Административная власть обязана объединять
энергию, усилия граждан, наводить порядок
и в нормальных, и в экстремальных условиях.
Закон является только абстрактной
нормой, намечающей модель поведения людей.
Для его исполнения необходимы организующие,
координирующие и контролирующие действия
государства. Их осуществляет государственная
администрация, имеющая дело с действительными
явлениями жизни и выполняющая задачи
постоянного, целенаправленного управления
людьми, а через них -- имуществом и общественными
процессами.
3. Административная деятельность
-- это систематическая, непрерывная организация,
направленная на сохранение социальной
системы, ее укрепление, развитие.
4. Административная власть имеет
универсальный характер во времени и пространстве,
т. е. осуществляется везде, где функционируют
человеческие коллективы. Она непосредственно
организует оборону страны, охрану государственной
и общественной безопасности, деятельность
государственных предприятий и учреждений,
осуществляет общее руководство негосударственными
организациями (регистрация, лицензирование,
налогообложение, контроль), с помощью
правовых норм воздействует на граждан
и организации. Она в процессе исполнения
актов высшего руководства осуществляет
еще и правотворчество, и юрисдикционную
деятельность (наказывает, разбирает споры).
Универсализм этой власти проявляется
и в способах воздействия на людей (поощрение,
убеждение, договор, регистрация, разрешение,
пресечение и др.). Как композитор из существующего
разнообразия звуков создает мелодию
(хорошую или не очень), так и администраторы,
используя существующие способы воздействия
на волю людей, создают организованность,
порядок в обществе (хороший или не очень).
Государственная администрация
сама обеспечивает безопасность страны,
руководит многими предприятиями, учреждениями
и в то же время создает условия для того,
чтобы в обществе действовали муниципальные,
общественные, частные механизмы саморегуляции.