Исследование региональной молодежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 06:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявить особенности молодёжной политики на региональном уровне.
Поставленная цель предполагает следующие задачи исследования:
изучить понятие и сущность молодежной политики;
раскрыть функции региональной молодежной политики;
рассмотреть нормативное регулирование молодежной политики на региональном уровне;
проанализировать практику реализации региональной молодежной политики на примере Забайкальского края.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретические основы молодёжной политики
1.1 Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы
1.2 Нормативное регулирование молодежной политики
Глава 2. Практика реализации региональной молодежной
политики на примере Забайкальского края
2.1 Реализация государственной молодёжной политики в Забайкальском крае.
2.2 Характеристика долгосрочных целевых молодежных программ
Забайкальского края
Заключение.
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

- молодежные, добровольные, некоммерческие, самоуправляемые формирования  молодых граждан в возрасте  до 30 лет, объединившихся на основе  общих интересов, если их уставная  деятельность направлена на обеспечение  социального становления и развития  молодежи;

- детские, добровольные, некоммерческие, самоуправляемые формирования детей  в возрасте от 10 до 16 лет и связанных  с ними совместной деятельностью  взрослых, объединившихся для удовлетворения  и развития интересов и творческих  способностей детей, а также для  защиты их прав и свобод.

Молодежные и детские объединения, являющиеся юридическими лицами, действующие не менее одного года с момента их государственной регистрации и насчитывающие не менее 30 человек, пользуются государственной поддержкой. Органы государственной власти обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, законодательно регулируют предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений может выражаться в виде:

- целевого финансирования  отдельных общественно полезных  программ общественных объединений  по их заявкам (государственные  гранты);

- заключение любых видов  договоров, в том числе на выполнение  работ и предоставление услуг;

- социального заказа на  выполнение различных государственных  программ неограниченному кругу  общественных объединений на  конкурсной основе.

Молодежная политика осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления совместно с общественными объединениями:

- путем разработки и  обсуждения проектов решений  по вопросам реализации молодежной  политики;

- стимулирование общественно-полезной, инициативной деятельности;

- координация деятельности  молодежных и детских общественных  объединений в целях привлечения  молодежи Забайкалья к участию  в реализации государственной  молодежной политики.

Согласно законодательству, деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредителях и программных документах – общедоступной.

Если кратко резюмировать, то основные проблемы молодежной политики Забайкальского края можно сформулировать так:

1. Кадровое обеспечение  структур отдела молодежной политики  в крае.

2. Финансовое обеспечение  реализации социальных программ  и проектов молодежи.

3. Отсутствие научного  мониторинга молодежных проблем.

4. Несовершенство законодательства  и нормативно-правового обеспечения  молодежной политики.

5. Слабое влияние на  молодежную политику общественной  молодежной политики (молодежных  объединений и организаций, политических  партий и движений).

6. Отсутствие эффективной  координации и взаимодействия  различных структур, занимающихся  проблемами молодежи (образование, культура, СМИ, УВД и т.д.).

7. Неразвитость инфраструктуры  для молодежи (молодежные центры  и т.д.).

8. Проблема привлечения  молодых специалистов в районы (муниципальные образования) Забайкальского  края.

С уверенностью можно сказать, что те же самые проблемы стоят и перед органами власти и управления, структурными подразделениями, связанными с реализацией молодежной политики любого муниципального образования Забайкалья. Чита в этом смысле не является исключением.

На муниципальном уровне молодежная политика воплощается:

- в обеспечении выполнения  нормативных правовых актов о  молодежи;

- в реализации региональных  программ «Молодежь» и разработанных  на их основе муниципальных  программ.

Муниципальная молодежная политика города Читы – составная часть социально-экономической политики города, которая реализуется с учетом государственной молодежной политики Забайкальского края, выражает отношение органов муниципальной власти к проблемам молодежи, определяет правовые, экономические, организационные основы становления и развития молодых граждан, наиболее полную реализацию их способностей в интересах развития общества и муниципального образования, развития молодежных движений и инициатив.

Муниципальная молодежная политика города Читы является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития города и реализуется в соответствии:

- с Законом Забайкальского  края (Читинской области) «О молодежной  политике в Читинской области» (№29-ЗЧО от 21.12.1995 г.);

- с краевой целевой  программой «Молодежь Забайкалья  – 2011-2015 гг.».

Читу с уверенностью можно назвать молодежным городом. Сегодня в Забайкальском крае проживает 299,1 человек в возрасте от 14 до 30 лет. Наибольшее количество молодежи зарегистрировано в Чите - 100 тысяч человек или 49% от численности населения, проживающей в городской местности. Более 30 тысяч молодых людей являются студентами высших и средних учебных заведений.

Главным субъектом молодежной политики города Читы являлся отдел по делам молодежи, находящийся в структуре Управления по делам молодёжи и связям с общественностью Администрации городского округа «Город Чита», которое было создано в 2004 году на базе двух отделов − отдела молодежи и отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и связям с общественностью, имеющих ранее разное подчинение и практически не соприкасающихся в работе.

Отдел окончательно был укомплектован кадрами в 2005 году, поэтому решение многих проблем находилось только на начальной стадии. До этого в отделе работало три человека, затем пять специалистов. Приоритетными направлениями работы отдела по делам молодежи являются:

- развитие гражданственности  и патриотизма;

- духовно-интеллектуальное  воспитание, поддержка талантливой  молодежи;

- трудовое воспитание, организация  временной занятости молодежи;

- поддержка и решение  проблем студенческой и учащейся  молодежи города;

- развитие системы кадрового  обеспечения молодежной политики, содействие развитию студенческого  самоуправления;

- профилактика алкогольной  и наркотической зависимости, пропаганда  здорового образа жизни;

- организация досуга, отдыха  и оздоровления молодежи;

- поддержка молодой семьи;

- организация работы с  молодежью с ограниченными возможностями;

- поддержка молодежных  общественных организаций.

В числе прочих в задачи отдела входило:

- привлечение молодежных  организаций и иных общественных  объединений к участию в формировании  молодежной политики в г. Чите;

- поддержка, в том числе  и финансовая, молодежных и детских  общественных объединений;

- финансирование на конкурсной  основе программ молодежных и  детских общественных объединений  в целях осуществления общественных  инициатив молодежи г. Читы.

Отдел по делам молодежи работал только с теми молодежными общественными организациями, которые обращались в органы власти и управления или как-то заявили о себе. К сожалению, пока не велось никакого реестра существующих в городе молодежных и детских общественных организаций. Это объяснялось тем, что в отдел по делам молодежи только с 2005 года был принят специалист, отвечающий за работу данного направления. Вместе с тем, уже проводились совместные акции. Так, только в 2005 году проведено более 10 совместных мероприятий, имеющих различную направленность: День призывника, День Матери, семинар с руководителями учебных заведений и общественных организаций по подведению итогов работы по реализации молодежной политики и взаимодействию с общественными организациями в городе Чите за 2007 год. При поддержке Управления по делам молодежи и связям с общественностью в апреле 2005 года была зарегистрирована молодежная общественная организация «Бюро молодежного туризма «Большая медведица». Теперь работа по направлению «молодежный туризм и краеведение» ведется и силами общественной организации, и структурным подразделением администрации города.

Также для решения задач молодежной политики в 2010 году при Управлении по делам молодежи и связям с общественностью был создан городской совет студентов. В его структуре организовано две секции: секция работы с молодой семьей и секция по связям с общественностью и СМИ. Однако совет официально не зарегистрирован как общественная организация, поэтому не имеет достаточно полномочий и прав. Всего в Чите действует около 50 молодежных и детских общественных организаций, официально зарегистрированных в органах юстиции. Еще несколько сотен работают, не имея официального статуса из-за сложной процедуры регистрации и высокого регистрационного взноса.

Отдел по делам молодежи в основном взаимодействовал со студенческими профсоюзными и творческими организациями.

Параллельно с этим внедрялись новые формы занятости молодежи. Для обеспечения временной занятости молодежи создан штаб студенческих отрядов, ведется поиск рабочих мест, оказывается методическая и финансовая помощь по созданию, приобретению формы и поощрению студенческих трудовых и волонтерских отрядов учебных заведений. Возрождена традиция студенческих строительных отрядов, новый импульс развития получило волонтерское движение. Обучение волонтеров проходит традиционно совместно с общественными организациями «Даурия», Центром поддержки гражданских инициатив.

С 2009 г. отдел молодежной политики находится в структуре Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» и переименован в отдел воспитательной работы дополнительного образования молодежной политики.

Итак, краткий обзор молодежной политики на всех трех уровнях позволяет сделать выводы о том, что:

1. Сейчас уже можно  с полной уверенностью говорить, что на федеральном уровне  система управления молодежной  политикой в государстве; созданы  структуры управления; определены  цели и задачи государственной  молодежной политики; разработаны  программы; действует система молодежных  социальных служб; создана определенная  нормативно-правовая база.

2. Основным направлением  приложения усилий государства  должны стать крупнейшие общероссийские  молодежные общественные объединения  и их ассоциации, которые в  результате целенаправленной и  объективно равнозначной поддержки  государства должны обрести возможность  самостоятельно организовывать  процесс укрепления своих отделений  в регионах и стимулировать  процессы самоорганизации в молодежной  среде. То есть государство должно  создать условия для ускорения  процесса самоорганизации молодежного  сообщества, для скорейшего формирования  субъекта, с которым будут выстраиваться  партнерские отношения.

 

Глава 2. Практика реализации региональной молодежной

политики на примере Забайкальского края

 

Государственная молодежная политика представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на развитие позитивного потенциала молодежи. Данная система мер позволяет достичь позитивных результатов в обеспечении конкурентоспособности края на основе прироста человеческого капитала, в первую очередь, молодежи, сбалансированного социально-экономического развития региона, развития новых прогрессивных форм государственного и общественного управления, общественного самоуправления, оптимизации расходов государства и общественных институтов в сфере социального развития и воспитания молодежи.

Численность молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет в Забайкальском крае на 01.05.2011 г. составляет около 313 тысяч человек (28% от общей численности населения).

Информация о работе Исследование региональной молодежной политики