Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 06:51, курсовая работа
Краткое описание
Целью работы является выявить особенности молодёжной политики на региональном уровне. Поставленная цель предполагает следующие задачи исследования: изучить понятие и сущность молодежной политики; раскрыть функции региональной молодежной политики; рассмотреть нормативное регулирование молодежной политики на региональном уровне; проанализировать практику реализации региональной молодежной политики на примере Забайкальского края.
Содержание
Введение Глава1.Теоретические основы молодёжной политики 1.1 Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы 1.2 Нормативное регулирование молодежной политики Глава 2. Практика реализации региональной молодежной политики на примере Забайкальского края 2.1 Реализация государственной молодёжной политики в Забайкальском крае. 2.2 Характеристика долгосрочных целевых молодежных программ Забайкальского края Заключение. Список используемых источников
- молодежные, добровольные,
некоммерческие, самоуправляемые формирования
молодых граждан в возрасте
до 30 лет, объединившихся на основе
общих интересов, если их уставная
деятельность направлена на обеспечение
социального становления и развития
молодежи;
- детские, добровольные, некоммерческие,
самоуправляемые формирования детей
в возрасте от 10 до 16 лет и связанных
с ними совместной деятельностью
взрослых, объединившихся для удовлетворения
и развития интересов и творческих
способностей детей, а также для
защиты их прав и свобод.
Молодежные и детские объединения,
являющиеся юридическими лицами, действующие
не менее одного года с момента их государственной
регистрации и насчитывающие не менее
30 человек, пользуются государственной
поддержкой. Органы государственной власти
обеспечивают соблюдение прав и законных
интересов общественных объединений,
законодательно регулируют предоставление
им налоговых и иных льгот и преимуществ.
Государственная поддержка
молодежных и детских общественных объединений
может выражаться в виде:
- целевого финансирования
отдельных общественно полезных
программ общественных объединений
по их заявкам (государственные
гранты);
- заключение любых видов
договоров, в том числе на выполнение
работ и предоставление услуг;
- социального заказа на
выполнение различных государственных
программ неограниченному кругу
общественных объединений на
конкурсной основе.
Молодежная политика осуществляется
органами государственной власти и органами
местного самоуправления совместно с
общественными объединениями:
- путем разработки и
обсуждения проектов решений
по вопросам реализации молодежной
политики;
- координация деятельности
молодежных и детских общественных
объединений в целях привлечения
молодежи Забайкалья к участию
в реализации государственной
молодежной политики.
Согласно законодательству,
деятельность общественных объединений
должна быть гласной, а информация об их
учредителях и программных документах
– общедоступной.
Если кратко резюмировать, то
основные проблемы молодежной политики
Забайкальского края можно сформулировать
так:
1. Кадровое обеспечение
структур отдела молодежной политики
в крае.
2. Финансовое обеспечение
реализации социальных программ
и проектов молодежи.
3. Отсутствие научного
мониторинга молодежных проблем.
4. Несовершенство законодательства
и нормативно-правового обеспечения
молодежной политики.
5. Слабое влияние на
молодежную политику общественной
молодежной политики (молодежных
объединений и организаций, политических
партий и движений).
6. Отсутствие эффективной
координации и взаимодействия
различных структур, занимающихся
проблемами молодежи (образование,
культура, СМИ, УВД и т.д.).
7. Неразвитость инфраструктуры
для молодежи (молодежные центры
и т.д.).
8. Проблема привлечения
молодых специалистов в районы
(муниципальные образования) Забайкальского
края.
С уверенностью можно сказать,
что те же самые проблемы стоят и перед
органами власти и управления, структурными
подразделениями, связанными с реализацией
молодежной политики любого муниципального
образования Забайкалья. Чита в этом смысле
не является исключением.
На муниципальном уровне молодежная
политика воплощается:
- в обеспечении выполнения
нормативных правовых актов о
молодежи;
- в реализации региональных
программ «Молодежь» и разработанных
на их основе муниципальных
программ.
Муниципальная молодежная политика
города Читы – составная часть социально-экономической
политики города, которая реализуется
с учетом государственной молодежной
политики Забайкальского края, выражает
отношение органов муниципальной власти
к проблемам молодежи, определяет правовые,
экономические, организационные основы
становления и развития молодых граждан,
наиболее полную реализацию их способностей
в интересах развития общества и муниципального
образования, развития молодежных движений
и инициатив.
Муниципальная молодежная политика
города Читы является одним из приоритетных
направлений социально-экономического
развития города и реализуется в соответствии:
- с Законом Забайкальского
края (Читинской области) «О молодежной
политике в Читинской области»
(№29-ЗЧО от 21.12.1995 г.);
- с краевой целевой
программой «Молодежь Забайкалья
– 2011-2015 гг.».
Читу с уверенностью можно назвать
молодежным городом. Сегодня в Забайкальском
крае проживает 299,1 человек в возрасте
от 14 до 30 лет. Наибольшее количество
молодежи зарегистрировано в Чите - 100
тысяч человек или 49% от численности населения,
проживающей в городской местности.
Более 30 тысяч молодых людей являются
студентами высших и средних учебных заведений.
Главным субъектом молодежной
политики города Читы являлся отдел по
делам молодежи, находящийся в структуре
Управления по делам молодёжи и связям
с общественностью Администрации городского
округа «Город Чита», которое было создано
в 2004 году на базе двух отделов − отдела
молодежи и отдела по взаимодействию с
правоохранительными органами и связям
с общественностью, имеющих ранее разное
подчинение и практически не соприкасающихся
в работе.
Отдел окончательно был укомплектован
кадрами в 2005 году, поэтому решение многих
проблем находилось только на начальной
стадии. До этого в отделе работало три
человека, затем пять специалистов. Приоритетными
направлениями работы отдела по делам
молодежи являются:
- развитие гражданственности
и патриотизма;
- духовно-интеллектуальное
воспитание, поддержка талантливой
молодежи;
- трудовое воспитание, организация
временной занятости молодежи;
- поддержка и решение
проблем студенческой и учащейся
молодежи города;
- развитие системы кадрового
обеспечения молодежной политики,
содействие развитию студенческого
самоуправления;
- профилактика алкогольной
и наркотической зависимости, пропаганда
здорового образа жизни;
- организация досуга, отдыха
и оздоровления молодежи;
- поддержка молодой семьи;
- организация работы с
молодежью с ограниченными возможностями;
- поддержка молодежных
общественных организаций.
В числе прочих в задачи отдела
входило:
- привлечение молодежных
организаций и иных общественных
объединений к участию в формировании
молодежной политики в г. Чите;
- поддержка, в том числе
и финансовая, молодежных и детских
общественных объединений;
- финансирование на конкурсной
основе программ молодежных и
детских общественных объединений
в целях осуществления общественных
инициатив молодежи г. Читы.
Отдел по делам молодежи работал
только с теми молодежными общественными
организациями, которые обращались в органы
власти и управления или как-то заявили
о себе. К сожалению, пока не велось никакого
реестра существующих в городе молодежных
и детских общественных организаций. Это
объяснялось тем, что в отдел по делам
молодежи только с 2005 года был принят специалист,
отвечающий за работу данного направления.
Вместе с тем, уже проводились совместные
акции. Так, только в 2005 году проведено
более 10 совместных мероприятий, имеющих
различную направленность: День призывника,
День Матери, семинар с руководителями
учебных заведений и общественных организаций
по подведению итогов работы по реализации
молодежной политики и взаимодействию
с общественными организациями в городе
Чите за 2007 год. При поддержке Управления
по делам молодежи и связям с общественностью
в апреле 2005 года была зарегистрирована
молодежная общественная организация
«Бюро молодежного туризма «Большая медведица».
Теперь работа по направлению «молодежный
туризм и краеведение» ведется и силами
общественной организации, и структурным
подразделением администрации города.
Также для решения задач молодежной
политики в 2010 году при Управлении по делам
молодежи и связям с общественностью был
создан городской совет студентов. В его
структуре организовано две секции: секция
работы с молодой семьей и секция по связям
с общественностью и СМИ. Однако совет
официально не зарегистрирован как общественная
организация, поэтому не имеет достаточно
полномочий и прав. Всего в Чите действует
около 50 молодежных и детских общественных
организаций, официально зарегистрированных
в органах юстиции. Еще несколько сотен
работают, не имея официального статуса
из-за сложной процедуры регистрации и
высокого регистрационного взноса.
Отдел по делам молодежи в основном
взаимодействовал со студенческими профсоюзными
и творческими организациями.
Параллельно с этим внедрялись
новые формы занятости молодежи. Для обеспечения
временной занятости молодежи создан
штаб студенческих отрядов, ведется поиск
рабочих мест, оказывается методическая
и финансовая помощь по созданию, приобретению
формы и поощрению студенческих трудовых
и волонтерских отрядов учебных заведений.
Возрождена традиция студенческих строительных
отрядов, новый импульс развития получило
волонтерское движение. Обучение волонтеров
проходит традиционно совместно с общественными
организациями «Даурия», Центром поддержки
гражданских инициатив.
С 2009 г. отдел молодежной политики
находится в структуре Комитета образования
администрации городского округа «Город
Чита» и переименован в отдел воспитательной
работы дополнительного образования молодежной
политики.
Итак, краткий обзор молодежной
политики на всех трех уровнях позволяет
сделать выводы о том, что:
1. Сейчас уже можно
с полной уверенностью говорить,
что на федеральном уровне
система управления молодежной
политикой в государстве; созданы
структуры управления; определены
цели и задачи государственной
молодежной политики; разработаны
программы; действует система молодежных
социальных служб; создана определенная
нормативно-правовая база.
2. Основным направлением
приложения усилий государства
должны стать крупнейшие общероссийские
молодежные общественные объединения
и их ассоциации, которые в
результате целенаправленной и
объективно равнозначной поддержки
государства должны обрести возможность
самостоятельно организовывать
процесс укрепления своих отделений
в регионах и стимулировать
процессы самоорганизации в молодежной
среде. То есть государство должно
создать условия для ускорения
процесса самоорганизации молодежного
сообщества, для скорейшего формирования
субъекта, с которым будут выстраиваться
партнерские отношения.
Глава 2. Практика
реализации региональной молодежной
политики на примере
Забайкальского края
Государственная молодежная
политика представляет собой целостную
систему мер правового, организационно-управленческого,
финансово-экономического, научного, информационного,
кадрового характера, направленных на
развитие позитивного потенциала молодежи.
Данная система мер позволяет достичь
позитивных результатов в обеспечении
конкурентоспособности края на основе
прироста человеческого капитала, в первую
очередь, молодежи, сбалансированного
социально-экономического развития региона,
развития новых прогрессивных форм государственного
и общественного управления, общественного
самоуправления, оптимизации расходов
государства и общественных институтов
в сфере социального развития и воспитания
молодежи.
Численность молодых людей
в возрасте от 14 до 29 лет в Забайкальском
крае на 01.05.2011 г. составляет около 313 тысяч
человек (28% от общей численности населения).